Какая-такая идея?! Есть ли время думать о таких глупостях! Когда в жизни
столько серьезных вопросов, на которые тоже не хватает времени!
Эта логика понятна и по-своему справедлива. Но хотя наша жизнь, и в самом
деле, сделана (или сделалась – неважно) такой, что на отвлеченные вопросы
мыслительного ресурса у нас не хватает, тем не менее, хотя бы краешком сознания
мы нет-нет, да и думаем о них. Ну, не совсем думаем – скорее, чувствуем, иногда
фантазируем, но, опять-таки – не очень важно, мысли о таких, не имеющих
непосредственного отношения к удовлетворению наших жизненных потребностей (нам
кажется, что не имеющих) вопросах
приходят нам в голову.
Да, не слишком там задерживаются, но... приходят. И когда это случается, то
в том, что она существует, в глубине души не сомневаются даже самые отъявленные
спорщики. Все чувствуют ее присутствие. Но... но и что с того? Чувствовать-то –
чувствуют, но выговорить не могут. Не получается...
А вместе с тем, она, эта самая русская идея, очень проста.
Назвать ее национальной у меня язык не поворачивается – чтобы не пришло кому-то в голову ее
приватизировать, отнести только к «профессиональным партиотам», «Русским» с
большой буквы, русским по крови и паспорту. А она, идея наша гораздо больше,
чем их крики о собственном величии, крики комичные, ничем не подкрепленные...
Но бог с ними, с профпатриотами. Не выговаривается русская идея и у
самых-разсамых наших интеллектуалов. Что-то мешает. В какой-то момент, язык
просто прилипает к гортани. В чем тут дело? Что мешает?
Не стану мистифицировать. Мешает узость сознания. Мы все видим эту идею,
но... – только ее часть. Каждый свою, некоторые – две, но почти никто – все три
части, из которых идея наша состоит. Части эти хорошо известны, правда, под
разными именами.
Часть первая – правда, справедливость, Бог, совесть... Духовность, миссия и
мессианство – это так же ее псевдонимы. Ну, и конечно, - легендарное
«православие».
Часть вторая – общность, общинность, «народность», соборность.
Коллективность, общение. И даже - коммунизм и социализм.
И наконец, часть третья – нет, нет не смейтесь заранее: это не
самодержавие. Самодержавие, державность, сильное государство – все это
относится не к «ядру» нашей идеи. Это инструмент ее реализации, служебная
функция, говорить о которой нужно не раньше, чем разобравшись с содержанием «ядра».
А третья часть «ядра» другая - свобода, воля, личное счастье... Достаток, индивидуальная
самореализация. И конечно, тот способ организациии общества, который позволяет
всего этого добиться (хотя сама по себе такая организация также служебна по
отношению к «ядру» идеи). Если искать короткий псевдоним для этой третьей
составляющей – «либерализм» или «гуманизм» в их словарных значениях.
Вот такие три части. За каждой просматривается своя, и весьма
многочисленная группа даже не сторонников, а носителей идеи, свои знамена и «бренды»:
скажем, «клерикалы», «коммунисты» и «либералы». Отряды эти терпеть друг друга не могут, хотя в
последнее время заметны тенденции, когда значительные (правда, все же и значительно
меньшие по сравнению с главными отрядами)
группы способны охватить уже не одну, а две части нашей идеи: «коммунисты во
Христе», «социал-демократы» или «церковная интеллигенция». Но вот людей,
способных охватить не две, а все три ее составляющие, не видно – ни в виде
групп, ни в виде даже отдельных индивидов. Пока не видно.
А жаль. Ведь три части нашей идеи – это те уголь, сера и селитра, которые,
соединившись, создают смесь, способную полностью преобразить и нашу собственную
жизнь, и жизнь всего человечества – порох не разрушительной, а великой созидательной силы.
И они его создадут. Но не сегодня. Потому что сегодня, три его «источника и
составные части» разнесены по разным
головам, хранятся на разных складах. Таково сегодняшнее устройство нашего
сознания, его сегодняшняя емкость, вместимость. Наши головы узки, и те, которые
вмещают народность, не вмещают свободу, а те, что вмещают свободу, не вмещают
духовность. И потому идея наша историческая нам сегодня еще не по росту. Нам
нужно до нее еще подрасти. Сколько уйдет на это время? Хотелось бы надеяться,
что не очень долго.