Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 

Уголь, сера и селитра русской идеи

Какая-такая идея?! Есть ли время думать о таких глупостях! Когда в жизни столько серьезных вопросов, на которые тоже не хватает времени!

Эта логика понятна и по-своему справедлива. Но хотя наша жизнь, и в самом деле, сделана (или сделалась – неважно) такой, что на отвлеченные вопросы мыслительного ресурса у нас не хватает, тем не менее, хотя бы краешком сознания мы нет-нет, да и думаем о них. Ну, не совсем думаем – скорее, чувствуем, иногда фантазируем, но, опять-таки – не очень важно, мысли о таких, не имеющих непосредственного отношения к удовлетворению наших жизненных потребностей (нам кажется, что  не имеющих) вопросах приходят нам в голову.

Да, не слишком там задерживаются, но... приходят. И когда это случается, то в том, что она существует, в глубине души не сомневаются даже самые отъявленные спорщики. Все чувствуют ее присутствие. Но... но и что с того? Чувствовать-то – чувствуют, но выговорить не могут. Не получается...

А вместе с тем, она, эта самая русская идея, очень проста.

Назвать ее национальной у меня язык не поворачивается – чтобы  не пришло кому-то в голову ее приватизировать, отнести только к «профессиональным партиотам», «Русским» с большой буквы, русским по крови и паспорту. А она, идея наша гораздо больше, чем их крики о собственном величии, крики комичные, ничем не подкрепленные...

Но бог с ними, с профпатриотами. Не выговаривается русская идея и у самых-разсамых наших интеллектуалов. Что-то мешает. В какой-то момент, язык просто прилипает к гортани. В чем тут дело? Что мешает?   

Не стану мистифицировать. Мешает узость сознания. Мы все видим эту идею, но... – только ее часть. Каждый свою, некоторые – две, но почти никто – все три части, из которых идея наша состоит. Части эти хорошо известны, правда, под разными именами.  

Часть первая – правда, справедливость, Бог, совесть... Духовность, миссия и мессианство – это так же ее псевдонимы. Ну, и конечно, - легендарное «православие». 

Часть вторая – общность, общинность, «народность», соборность. Коллективность, общение. И даже - коммунизм и социализм.

И наконец, часть третья – нет, нет не смейтесь заранее: это не самодержавие. Самодержавие, державность, сильное государство – все это относится не к «ядру» нашей идеи. Это инструмент ее реализации, служебная функция, говорить о которой нужно не раньше, чем разобравшись с содержанием «ядра». А третья часть «ядра» другая - свобода, воля, личное счастье... Достаток, индивидуальная самореализация. И конечно, тот способ организациии общества, который позволяет всего этого добиться (хотя сама по себе такая организация также служебна по отношению к «ядру» идеи). Если искать короткий псевдоним для этой третьей составляющей – «либерализм» или «гуманизм» в их словарных значениях.

Вот такие три части. За каждой просматривается своя, и весьма многочисленная группа даже не сторонников, а носителей идеи, свои знамена и «бренды»: скажем, «клерикалы», «коммунисты» и «либералы». Отряды  эти терпеть друг друга не могут, хотя в последнее время заметны тенденции, когда значительные (правда, все же и значительно меньшие по сравнению с главными  отрядами) группы способны охватить уже не одну, а две части нашей идеи: «коммунисты во Христе», «социал-демократы» или «церковная интеллигенция». Но вот людей, способных охватить не две, а все три ее составляющие, не видно – ни в виде групп, ни в виде даже отдельных индивидов. Пока не видно.

А жаль. Ведь три части нашей идеи – это те уголь, сера и селитра, которые, соединившись, создают смесь, способную полностью преобразить и нашу собственную жизнь, и жизнь всего человечества – порох не разрушительной,  а великой созидательной силы.

И они его создадут. Но не сегодня. Потому что сегодня, три его «источника и составные части» разнесены   по разным головам, хранятся на разных складах. Таково сегодняшнее устройство нашего сознания, его сегодняшняя емкость, вместимость. Наши головы узки, и те, которые вмещают народность, не вмещают свободу, а те, что вмещают свободу, не вмещают духовность. И потому идея наша историческая нам сегодня еще не по росту. Нам нужно до нее еще подрасти. Сколько уйдет на это время? Хотелось бы надеяться, что не очень долго.

 

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 

 



Сайт управляется системой uCoz