Не хотел я писать эту заметку. Ох, как не хотел! И вы поймете, почему.
Несколько раз писал реплики, а на статью все не решался. Но давайте по порядку.
Эстетическая оценка. Очень низкая. Безвкусица. Не сильно остроумно.
Музыкально тоже не Моцарт. В общем, плохо. Правда, и по телевизору нас
эстетически не балуют, как ни включишь – все помои. Но и этот концерный номер
высоким вкусом не отличался.К тому же и нецензурные выражения. Ну, к чему эта
(простите, но из песни слова не выкинешь) «срань»? Могли бы заменить и на
«экскременты». В общем, с эстетической точки зрения – никуда. Зрелище тошнотворное.
Этическая оценка. Не лучше. Воспитанный человек никого не обижает, а в
храмах ведет себя тихо и «не выступает» (ни в прямом, ни в каком ином смысле).
Юридическая оценка. Здесь я не специалист, но посмотрим в кодекс. Ст. 213
определяет хулиганство, как «грубое нарушение общественного порядка, выражающее
явное еуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам
либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого
имущества». Ясно, что здесь хулиганства никакого не было – ни применения
насилия, ни порчи имущества. А что было? Статья 282? «Действия, направленные на
возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека
либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения,
отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе».
Возбуждение ненависти налицо. Но ненависти чьей и к кому? Ненависти людей церкви
– это понятно. А – к кому? К атеистам? Вроде, нет. К женщинам? Тоже нет. К
либералам? И этого нет. Пуси возбудили ненависть к пуси. Но на социальную
группу пуси не тянут. В общем, и здесь не получается. Генри Резник нашел что-то
в кодексе административных правонарушений. Но я уж не помню что. Да, это и
неважно. А, вот теперь и я нашел: ст.5.26(2) КоАП РФ «Оскорбление религиозных
чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем
мировоззренческой символики». Вот оно, то самое! Ну и какое за это правонарушение
(не преступление с точки зрения закона) наказание должно следовать? Читаем: «влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной
тысячи рублей». Ну это, как вы сами понимаете, никуда не годится: главный герой
песни и он же главный начальник сказал «Посадить!» и будут сидеть, как
миленькие. Какие, граждане, вам законы? Какая тыща рублей? Белены вы что ли
объелись? Законы им подавай, понимаешь...
Но я стал писать статью не из-за этого – и без меня хватит
юристов-защитников. А потому, что, чем больше проходило времени после этой
нахальной как будто бы выходки, тем больше напоминал мне тон антипусинской (не
путать с антипутинской) кампании (да и те, комментарии, которые вы еще не
написали, но уже собираетесь написать под этой моей статьей) что-то очень и
очень знакомое. Пока я не догадался, что именно. Напомнил он мне евангельское
«Распни, распни!».
И уж потом вспомнилось мне совсем иное: «...И нашел, что в храме
продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И,
сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у
меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал
продающимм голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом
торговли» (От Иоанна. 2:14-16) А помните, что за этим последовало? Схватили,
исполосовали бичами, распяли. И понятно, что исполосовали и распяли. Очень уж
были оскорблены их религиозные чувства. Как тут не распять? Любой распял бы.
«Порву за Бога!» (Замечу, кстати, что под статью 213 УК РФ действиея Иисуса как
раз попадают – было и насилие, и порча имущества.) Так что у них, у благочестивых современников
Иисуса тоже, как и у доброй (ох – такой ли уж доброй?) половины россиян
сегодня, руки просто чесались снять ремни (или на чем у них там держались
штаны, или не штаны, а что они там носили) или разжится где-нибудь розгами, и уж тогда от
всей души, от всего сердца показать этому хулигану. Они и показали.
Слышу, слышу. Уже слышу. «Не кощунствуй! Кого с Кем равняешь? Там одно, а
здесь совсем другое! Спятил он что ли?..». А вот теперь давайте остановимся и
подумаем спокойно, а что именно произошло здесь, у нас, не в иерусалимском
храме, а в нашем храме Христа Спасителя? Что именно хотели выразить своей
выходкой неудачливые (а может, наоборот, очень удачливые?) певуньи. О чем они
хотели нам сказать? Причем, хотели, очевидно, так сильно, что пошли на...
простите опять за, как вам кажется, неуместное сравнение, но уж начал говорить
– говори, ...пошли на крест. Они же не могли не понимать какую этот концерт
вызовет реакцию в нашем обществе. Конечно, понимали. Так вот, что же они хотели
сказать?
А хотели они нам сказать (и сказали, сказали – громко сказали), что правят
нами люди не очень хорошие. И что живем мы под их правлением тоже не очень
хорошо. Плохо живем. И что кроме Богородицы просить изменить ситуацию нам уже
некого – сами мы ни на что не способны. А еще хотели они сказать, что храм,
построенный на украденные у народа деньги в самые тяжелые для этого народа
времена с целью притупления у того же самого народа законного негодования и для
отвода его, народа глаз от всех художеств власти, так вот, что храм этот так и
не стал святым местом, каким положено быть храму. И что действия, в этом храме
совершаемые по большим праздникам, постоянно заставляют вспоминать бессмертные
иисусовы слова «когда молишься, не будь, как лицемеры,
которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы
показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою»
(От Матфея 6:5). Получают, получают они свою награду – в виде власти над нами и
над богатством нашей страны. Еще как получают. И не боятся повредить душе
своей, потому что ни в какого Бога они просто не верят. А только показывают,
что верят. Да, это и небольшой секрет – посмотрите им в глаза и вы все сразу
увидите. В общем, стал дом Отца нашего домом торговли. И хуже того – вертепом
разбойников.
А еще хотели они показать нам, в каком состоянии пребывают души наших
последователей Христа. И опять вспомним Иисуса (простите за длинную цитату): «Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им:
если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А
теперь ищете убить Меня... Авраам этого не делал. Вы
делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены;
одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был
Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел...Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего.
Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины.
Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (от Иоанна,
8:39-44). Это-то и увидела вся страна: дьявольская злоба, дьявольский огонь,
которым стали переполняться сердца чуть ли не всех «защитников христианства».
Хоть кто-то из них сказал «Кто без греха, пусть первый бросит на нее камень»?
Нет, отовсюду слышится только «Распни, распни!». И люди это видят. И не могут
не понимать, как далеко такое «праведное негодование» от христианского чувства.
В общем, им было, что нам сказать, а нам – что услышать. Но мы не очень
любим слушать то, что нам неприятно. Мы любим слушать, когда нас хвалят. А
«порождения ехиднины», а «род лукавый» - это все для нашего слуха очень оскорбительно.
А когда нас оскорбляют... О, когда нас оскорбляют!.. Тогда мы не миндальничаем.
Вторую щеку не подставляем и ни до седмижды семидесяти раз, ни просто до семи
раз обиду не прощаем. Что нам тогда заповеди иисусовы. Тогда мы за палку
хватаемся - «порвем за Бога».
К чему я все это пишу? Что я призываю безобразничать в церквях? Нет, я,
человек, обошедший многие сотни самых разных храмов и молельных домов самых
разных религий от Мексики до Японии, к
такому призывать не могу. Потому меня и слышит-читает хорошо если несколько
сотен человек. А захоти я говорить громче, чтоб меня слышали миллионы – что мне
тогда нужно было бы делать? Вы знаете? Я – нет. Но все равно – я ни к чему
такому, боже сохрани, не призываю. А вот Иисус, которого услышали даже не
миллионы, а миллиарды, своей жизнью нас призвал разрушать негодные ветхие храмы
и строить новые, Чистые и светлые. И прежде всего – строить храм своей
собственной души. И когда у нас все зудит внутри «Распни, расни!», нам хорошо
бы вспомнить Иисуса, выгоняющего торговцев из храма иерусалимского.
А еще знаете, о чем я вспомнил? Об одном из главных русских символов – о
храме Василия Блаженного. У нас всегда с почтением относились к юродивым, к
блаженным. Потому что только им позволялось говорить правду. Помните, в «Борисе
Годунове» у Пушкина - «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит»? Что
же сегодня наши традиционалисты традицию публичных порок («Вчерашний день часу
в шестом зашел я на Сенную, там били женщину, кнутом, крестьянку молодую»)
помнят, а традицию почитания блаженных забывают? Надо бы наоборот.