Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

От редактора. Конечно, я далеко не во всем разделяю позиции автора цикла статей, частью которого является этот материал, но тем не менее статьи этого цикла видятся мне ценными даже не столько своими выводами, сколько демонстрацией интенсивной внутренней работы  – когда через иллюзии, ошибки, неточности, взлеты мысли и ее падения автор продвигается к пониманию сущностной сердцевины христианства.

 

Георгий Петров

Мой путь к Богу

1. Нам Бог в Христе свидание назначил...

Меня интересует, и всегда интересовала душевная жизнь человека. Сколько помню себя, я всегда вёл внутренний диалог, объясняя самому себе видимые проявления внешнего бытия, как события НЕ хаотические, но подчинённые некоторому смыслу, который найти можно ТОЛЬКО погрузившись в собственную глубину, выполнив завет древних: человек, познай самого себя.

Душевная жизнь человека самостоятельна, а в самые напряженные моменты, может обладать абсолютной свободой:

— Меня расстрелять? — думает Пьер. — Мою бессмертную душу?

Такие моменты абсолютной свободы случаются не только в пограничных ситуациях — они могут возникнуть неожиданно, в ответ на какое-то воспоминание, мысль, или ставшей вдруг понятной строчкой Евангелия. Человек как бы оказывается в ином пространстве. В тот миг бытия и само «измерение» другое, сама жизнь кажется наполненной НЕ реалиями мира материального, но тем Светом Истины, который высвечивает все закоулки души, но позволяет увидеть не только собственную грязь, но и предназначение человека в вечности как Божьего собеседника.

Мне самому пришлось испытать Присутствие Божие, ощущение безграничной Любви и ОЗАРЕНИЯ в Свете Нетварном, постижения смысла собственного существования и ЗНАНИЕ Самой Истины = Бог есть Любовь.

Начался снег.

Самый первый. Снежинки были крупными и очень красивыми. Я остановился под фонарём и, рассматривая их, думал: “миллионы лет идёт снег. Миллиарды и миллиарды миллиардов снежинок за это время упало на землю. Все они разные, каждая прекрасна, хотя судьба её упасть и растаять. Господи, произнёс я мысленно, если Ты о снежинках подумал, то, как же Ты печешься о душе человеческой”.

В тот же миг нездешний Свет, будто столб голубого огня, опустился на меня. Наслаждение, которое я ощутил, пока стоял в этой световой колонне, — НЕОПИСУЕМО. Так и умереть можно сказал я, умереть от счастья. Постепенно померкнув, это состояние прошло, но Голос на прощание сказал мне: помни, что о КАЖДОМ, а не только о тебе.

С тех пор в сновидениях и наяву я продолжаю вести этот диалог, который по сути своей сводится к простой молитве: Господи, я хочу быть с тобой. Помоги мне, грешному.

«Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, но не знаешь, откуда Он приходит и куда уходит», – оставляя не только светлую по Себе память, но и желание повторить этот краткий миг бытия, из которых, в общем-то, и складывается наша настоящая жизнь.

Все, что стремится стать духовным, а не механическим, должно обладать разумным и глубоко обоснованным характером. Романтическое отношение к жизни с возрастом становится скептическим. Ещё позже человек превращается в циника, если только в душе его не найдёт себе благодатную почву Слово Божие - Истина. Поэтому-то внутренняя жизнь и должна быть направлена не на простое отражение в себе реалий здесь и сейчас бытия, но стремиться к общению с тем, что лежит ЗА реалиями повседневности, с подлинными ценностями жизни вечной. Как сказал Гёте: правда найдена давным-давно и связала союзом благородные души. Крепко держись ее — этой старой правды.

Эта “вечная правда” —  Истина не изменяется не только от смены эпох, политических режимов, но и от космических катаклизмов. Как известно, небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Искать ее не надо, она открыта давным-давно, с Воплощением самого Слова Божьего. Но что надо искать — это себя, такого себя, который способен ее не только встретить, принять, понять, но и отразить в мир Божий, являя самим собой лучик славы Церкви Господней...

В начале было Слово

В греческом языке, на котором было написано Евангелие от Иоанна, значений слова «логос» много. Это и термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»); при этом «слово» берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане. Смысл, - понимается как нечто явленное, оформленное и постольку «словесное». Из бытовой сферы в понятие «логос» вошёл ещё момент чёткого числового отношения — «счёта», а потому и «отчёта»,  «отдавать отчёт».

Логос — это сразу и объективно данное содержание (идея), в котором ум должен «отдавать отчёт», и сама эта «отчитывающаяся» деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания. Это противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.

Вневременное существование Логоса как Идеальной Идеи – Бог есть Любовь, оправдывается, прежде всего, исходя из самого представления о нематериальности мира идей, мира чистой (без носителя) информации. Информации как неоформленного ещё содержания … и вот именно об идее, не оформленной ещё в мысль, и идёт речь в самых первых словах Евангелия Любви.

И Слово было у Бога,

Разум (Бог Отец) Рождает Слово (Бог Сын) и относится к Нему с Любовью (Бог Дух Святой – Дух Любви), что и составляет суть Личности и САМУ Личность Бога – Христа Иисуса.

Способность Бога Волей Своей проводить эту Истину в жизнь (Воплощение, Крест и Воскресение) есть не только «доказательство» Всемогущества Божиего, но и основа, тот самый краеугольный камень, на котором христианин способен выстроить самого себя как Храм духа Истины, живущего в нём.

и Слово было Бог.

Иисус Христос - Бог - Верховная Личность, самосознающая Себя, Волей Своей, отождествляет Себя со Словом Своим, Истиной = Бог есть Любовь.

Оно было в начале у Бога

До Воплощения Слова Божиего в мире оно оставалось объектом самосознания Бога.

Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

Весь мир, вся вселенная были сотворены Словом Божиим для того, чтобы реализовать Истину, создать объект Любви - человека и подготовить его к Встрече с Самим Богом - Рождением от Духа Святого и обретению жизни вечной.

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

Идея "человека" в процессе Божественного бытия возникает как идея "модели" самого себя, как то "отражение", которое делает "видимым" себя самого "со стороны". "Отношение" к этому отражению, к этой модели (образу и подобию) Бога специфическое, это отношение составляет нравственный аспект Божественного бытия, который (аспект) и положен в основу взаимоотношений "Образа" и "модели", Бога и человека.

Наделяя человека способностью к самопознанию, свободой совершить свой, собственный выбор, Бог "оставляет открытым" канал связи с собой. Этот "канал связи с Богом" и есть Слово Божие, которое открывается в нас как Истина = Бог есть Любовь.

Мы живём в "нарисованном" Богом мире. В этом мире в силу его материальности и однонаправленности вектора времени (в пространстве) существуют законы самОй нарисованности, которые мы воспринимаем как "естественные". Человек без осознанного движения навстречу Богу, без поста и молитвы, смирения и покаяния, не может "выпрыгнуть" из своего земного сознания в силу тысячелетней привычки жить инстинктами. Сама природа поддерживает иллюзию жизни как «способа существования белковых тел».

Жизнь, так что же это такое?, способ существования?

Оставим пока часть этого определения: способ существования. Теперь зададим себе вопрос. Способ существования ЧЕГО? Материи? Энергии? Информации?

Понятно, что материя и энергия переходя из одного состояния в другое НЕ вечны. Второй закон термодинамики не велит. А что происходит с информацией, да и что это такое? Лишь одно мы можем сказать точно: для нас информация НЕ остаётся постоянной. Её «количество» увеличивается. На самом деле, если мы просто обменяем яблоко на грушу, то само количество фруктов останется неизменным, но если мы попробовали другой фрукт, то появится знание о его вкусе как новое ОЩУЩЕНИЕ. К сохранённому знанию вкуса одного фрукта мы прибавим знание другого, вкус которого может нам понравиться или нет, но, может быть, мы скажем, что это просто ДРУГОЙ вкус, безотносительно сравнения по принципу: лучше – хуже, но в любом случае мы «выработаем» наше ОТНОШЕНИЕ к вкусу. Вот жизнь как процесс и есть обмен информацией и «вырабатывания» отношения к ней. Это «отношение» и есть результат информационного обмена, позволяющий при повторении подобного опыта вспоминать не вкус, а полагаться непосредственно на своё отношение к нему.

Предлагается:

1.      Принять за первичное понятие (кирпичик, не определяемый через другие понятия) слово информация.

2.       Ввести З постулата:

– Всё сущее - информация.

– Способ существования сущего - обмен информацией.

– Смысл существования сущего - создание новой информации.

Информация существует в трёх видах: ощущение, сообщение, отношение.

Высший вид – ОТНОШЕНИЕ, поскольку не требует материализации предмета отношения. Высшее отношение - Любовь (желание блага предмету отношения).

3.      Принять основной закон распределения информации: принимаю всю информацию, а выделяю Истину: принимаю сообщения, ощущения, и отношения, а выделяю ТОЛЬКО желание блага (Любовь).

Следствие 1: Субъективизация этого закона не требует учёта и контроля отношения к этому закону возможных участников информационного обмена, поскольку принять его за основу может только такой разум, который понимает о чём собственно идёт речь.

Следствие 2: Если предмет отношения невозможен, его надо создать для реализации основного закона распределения информации.

 

Что же такое мышление?

Мыслю, следовательно, существую, – пришёл к выводу Декарт, проснувшись в темной глубине голландской печи. Он ничего не видел, ничего не слышал и не ощущал ничего. В этой пустоте лишь мысли о благом Боге, наделившем человека способностью мыслить, познавать самого себя и мир, позволили придти к выводу о единственной реальности – собственном бытии, которое «внутрь нас есть» и не зависит от иллюзий материальности.

Такое бытие и есть сам процесс мышления, свойственный лишь человеку – образу и подобию Божиему. Мыслящий, мыслимое и отношение мыслящего к мыслимому, составляют триединство, определяемое как самосознание - «Я». При этом изменение собственного отношения к мыслимому и составляет изменяемую часть реальности. Изменить идею, или придумать новую мы не можем, но мы вполне способны выработать своё отношение к некой абстрактной идее, сделав это отношение собственным содержанием.

Такой Идеей, способной в процессе мышления стать не только мыслью, но обрести форму Слова и отношения к этому Слову является для разумного существа Идеальная Идея = Бог есть Любовь. Исповедание этой Идеи в качестве Истины, позволяет обрести стержень ВЕРЫ в себе самом в надежде на то, что Сам Бог исповедует ЭТУ же Истину.

Логос как Идея, Мысль, Слово и Воплощение Слова, вполне укладываются в наши представления о творческом пути человеческого разума. От абстрактного – к конкретному, от замысла – к воплощению, от плана - к действию, от единичного – к всеобщему, - другого пути НЕТ.

Любовь есть отношение к нам Бога. Любовь Бога – это желание блага объекту Любви. Благо для нас – жизнь вечная. Общение с Богом в Духе Любви и есть Жизнь вечная. Но, поскольку, на примере существования мира материального – природы как таковой, живущей по законам физическим, мы видим, что бытие его НЕ вечно и что всякое начало имеет конец, мы, очевидно, просто должны создать в своём сознании образ некой НЕматериальности, мира ИНОГО, в котором существует другой алгоритм бытия …

Наш мир создан именно таким, чтобы действие в нём Бога было видно только тому, кто Духом Святым в акте Рождения получил "код доступа" – Слово Божие - Истину, поскольку необходимо, всё-таки, отделить хлеб Господень от плевел.

Воплощение Бога и Его Воскресение как раз и являются теми СОбытиями в жизни человека, которые определяют его выбор. Я подчёркиваю, не в прошлом, а в настоящем, в жизни САМОГО человека, в его внутреннем мире.

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Иоанн 1:5).

Свет Истины не угаснет, но будет шириться за счет «отражения» Его во тьму сынами человеческими.

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Иоанн 1:9-13).

Усыновляемся Богу мы Рождаясь от Духа Святого, когда в душе нашей Им «поселяется» Истина.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. (Иоанн 1:14-17).

Можно добавить ещё, что через человечество Иисуса Христа мы обретаем Слово Божие в себе самом. Ибо Вочеловечившийся Бог указал нам простой и понятный Путь через пост и молитву, страдания и смерть на Кресте – Воскресение во плоти …

Две неправды внушаются нам лукавым. Неправда первая – "обоженная плоть". Причащаясь плоти невозможно "вкушать" Само Слово – Истину, что Бог есть Любовь, ибо Она объективна. Неправда вторая - человек, ставший Богом. Усыновляясь Богу через человеческое понимание Истины мы никогда не сможем стать САМИМ Богом, ибо Бог Рождая в Вечности Слово в Себе самом обретает свойства НЕПОВТОРИМОЙ Личности, которая Всегда "раньше" личности человеческой... Удивительно вообще, как это Бог смог ни на шаг не отступая от Сына Человеческого во Христе донести до нас мысль о возможности нашей обрести собственную личность в Слове Божием ...Тут вот и есть главная мысль, которая "доводится" Иоанном Богословом: В начале было Слово ... Истина как невоплощённая ещё Идея - Бог есть Любовь... Как Идея Она для человека всегда "в начале", но как СОБСТВЕННОЕ восприятие Её и Вочеловечение - она ВСЕГДА "в конце" нашей вечной жизни с Богом и в Боге. Свет Истины всегда светит нам в лицо... Не бойтесь того, что ваша жизнь должна окончиться, бойтесь того, что она так и не начнется (Джон Ньюмен).

Если мы сами для себя определили, что человек – это душа живая и бессмертная, то цель жизни её состоит в том, чтобы продлить её в вечность, а смысл жизни в том, чтобы обрести бытие с Богом и в Боге в Царствии Его. Но если мы в самом себе не обрели Слово Божие и Его Царствие, то мы не живём, а существуем.

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Иоанн 1:18).

Иисус Христос - Триединая Личность, суть которой - Любовь. Свою Любовь Бог проявляет: как Отец - в творении, как Сын - в Воплощении, Кресте и Воскресении, как Дух Святой - в "действии" Светом нетварным в душе верующего в Него. Бог Вочеловечился Словом Своим, которое суть Истина = Бог есть Любовь. Мне думается, что Воплощение Бога ничего к Нему не добавило по той простой причине, что материализация Духа просто невозможна. Для Вочеловечения - аналогия - водолазный костюм, который создан для пребывания в среде, НЕ предназначенной для "нормальной" жизни.

Мы зависим от МАТЕРИИ, от природы. Мы КАЖЕМСЯ живыми сами себе по аналогии с окружающим нас миром, но как рыбы, вытащенные на берег мы умираем без воды, без среды обитания. Материальный мир создан для того, чтобы одухотворить "разумную материю" - душу человека. Человек ЗАДУМАН в Вечности как существо, способное понять и "принять" Бога.

Бог как "водолаз" пришёл в наш мир, чтобы научить нас правилу пребывания в вечности - нравственному закону - Любви. Принимая ЭТО правило за основу, мы при жизни своей на Земле учимся Царству Божьему, жизни по Любви. Причём НЕ по любви человеческой, а по Божественной Любви, которая делает нас "причастниками" Божественного Естества.

Первоначально душа сотворена именно такой, чтобы она ИМЕЛА ВОЗМОЖНОСТЬ "принять Духа Святого" и Родить от Него дух человеческий.

Дух Святой Рождает в человеческом сознании (душе) дух понимания Слова Божиего - Истины и Любви, соединяясь с ней неслитно и нераздельно. Человек становится личностью, осознающей своё предназначение в вечности как Божиего сына. Рождаясь во Христа душа обретает ЗНАНИЕ Божественной Любви и способность ЧИСТИТЬ зеркало души, чтобы Свет Божий в мир "отражать".

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. (Иоанн 5:24-26).

Рождение в жизнь вечную – это и есть Божественное посещение души нашей Духом Святым, познание Истины не как словесной формулы: Истина = Бог есть Любовь, но как САМОЙ Любви Бога. Дальнейшая жизнь человеческая и есть свидетельство перед Богом способности осознанно жить по Истине. Человек субъективизирует саму Истину, становится личностью свободно выполняющей волю Божию, Заповедь Новую:  Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
(Иоанн 13:34,35)

Если Истина поселилась в нас Духом Святым, и живёт в нас, то мы - не только дети Божие по обетованию, но и дети человеческие по среде обитания (социуму). ПОЛНОТА Божественная Христа Иисуса есть И полнота возможностей души человеческой, способной принять и понять Бога и Его Истину. Именно поэтому наряду с Сыном Божиим (как ипостась) Иисус называл Себя Сыном человеческим. И тут нужно обратить внимание ещё и на то, что принимая Истину Христову, Слово как основу бытия своего (жизни) мы сами становимся христами ... словами Бога и обретаем жизнь вечную, открывая Царствие Его в самом себе.

Человек, выбери Христа Иисуса, выбери Его Любовь, которая и есть Жизнь и будешь с Ним вечно.

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 

 



Сайт управляется системой uCoz