Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

Александр Зеличенко

 «Отвяжись, плохая жизнь, привяжись хорошая», или урок индусов

Сегодня, когда в идеологическом вакууме гремят клинки политических противников, зовущихкто  к реставрации коммунизма, кто к построению капитализма, кто к русскому национальному государству, кто к евразийской империи, кто к православной монархии, кто к космополитичной республике - мы за всеми этими словами и ожесточенными спорами, когда было хуже – при Брежневе или при Сталине, при Ельцине или при Путине, при царе или при после царя - как будто забываем о главном, о том, что при всех этих непримиримых различиях нас все же объединяет.

А объединяет нас всех одно – мы все не хотим жить плохо, а хотим жить хорошо.

Конечно, мне немедленно скажут, что «что такое хорошо» разные люди понимают по-разному. Понимаю. Согласен. Об этом еще Гайдар (не Егор, а Аркадий) писал в «Чуке и Геке». По-разному.

Но не так уж и по-разному. В чем-то, конечно, по разному: одному нужны щи понаваристей, другому жемчуг покрупнее. А в чем-то и очень даже одинаково. Всем нужна безопасность. Всем нужно уважение. И чтобы его уважали. И чтобы ему было кого уважать – и отдельных людей, и государство, и народ, и историю, и т.д. А еще всем нужна любовь – чтобы их любили, и чтобы им было кого любить. И всем нужно, чтобы тот скрытый внутренний потенциал, который сидит в каждом человеке и который мы называем то способностями, то призванием, то как-то еще, но при этом знаем его очень мало, так вот – чтобы этот внутренний потенциал реализовался, чтобы замысел жизни (который тоже у каждого человека свой – у кого-то дети, у кого-то работа, у кого-то служение) – чтобы этот замысел реализовался, и зародыш, росток жизни, который сидит в каждом из нас, расцвел красивым цветком. А еще всем нам надо, чтобы и внутри, и вокруг нас было как можно меньше темного и как можно больше светлого: как можно меньше лжи, пошлости, хамства, глупости и как можно больше чистоты, света, любви, доброты, мудрости...

Конечно, все этим слова – доброта, мудрость, счастье, правда, свет – не из политического лексикона вчерашнего дня. Да - и не из политического лексикона дня сегодняшнего. Но ведь сегодняшним днем жизнь не кончается...

Так что, если приглядеть хорошенько, не так  уж мы сильно разнимся. Мы по-разному представляем себе пути к хорошей жизни, но цель-то у нас одна – мы все хотим жить хорошо. Вот здесь-то и находится краеугольный камень, на котором можно построить платформу нашего широкого объединения – хорошая жизнь. И не беда, что слово это не очень «политическое». Может быть, это даже хорошо, что оно не политическое.

А дальше возникает вопрос – а какие же методы есть у нас в распоряжении для того, чтобы сделать нашу жизнь хорошей. Ну, и, конечно, рядом с этим вопросом - вечная наша настороженность (и очень хорошая настороженность, очень правильная) – не нашелся ли очередной осчастливливатель, который снова погонит нас стройными рядами в светлое будущее? Попробую ответить на этот вопрос. То есть даже не то чтобы до конца ответить, а немного его проработать, развернуть и превратить из вопроса совсем общего в вопрос более частный.

Чтобы сделать жизнь хорошей, ее должны организовывать и управлять ею те, кто хочет и умеет ее организовывать и управлять ею. И ее должны направлять те, кто знает, куда ее направлять, чтобы она стала хорошей. В нашей культуре почти отсутствует понимания, что Управлять и Направлять – это разные вещи и что умеющий управлять вовсе не обязательно знает, куда направлять, и наоборот – что знающий, куда направлять, вовсе не обязательно знает, КАК направиться к желаемой цели. Чаще всего мы считаем, что управленец-правитель знает и куда идти, и как. Хотя жизнь раз за разом показывает нам, что такое сочетание способностей встречается исключительно редко. Нет, мы конечно понимаем, что только скооперировавшись слепой и безногий смогут добраться до цели: зрячий будет направлять слепого, а слепой нести безногого. Понимаем, что, если знаток городских улиц не имеет автомобиля, а автомобилист не знает города, то только скооперировавшись они смогут добраться до цели. Но когда речь идет о государстве, мы об этом забываем и требуем, например, от президента, чтобы он знал и КУДА и КАК. И очень обижаемся, когда президент оказывается соответствовать нашим ожиданиям – умело ведет нас в болото или, наоборот, сулит нам рай на земле, но не зная, как туда прийти, вместо рая устраивает ад.

А вот индусы с ведических времен хранят знание о том, что «управленцы»и «направленцы» - это разные люди. Кастовое деление стало формой хранения этого знания. Брахманы («напраляющие»), кшатрии (управленцы), вайшьи (предприниматели) и шудры (работники) – четыре классические касты раскрывают основу организации общественной жизни, стержнем которой является духовный рост. Конечно, как и все подобные формы хранения сокровенного знания, кастовая система Индии не была лишена  своих уродств и, конечно, не может быть и речи о том, чтобы ее воспроизводить сколько-нибудь близко к той форме, в какой она существует в Индии. Но сам принцип подобной организации понять необходимо. Жизнь общества должна направляться мудрецами, знающими цель и способными оценить расстояние до цели. Они должны быть штурманами нашего корабля. И капитаны (кшатрии) должны даже не просто прислушиваться, а слушаться указаний штурманов.

Как сорганизовать жизнь общества таким образом? Это как раз вопрос к кшатриям.        

 

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 

 



Сайт управляется системой uCoz