Есть Бог или нет? Много копий сломано на эту тему. Задача, однако, решается
легко – в два действия, в две интеллектуальные операции. Научиться производить
эти две операции может любой человек – конечно, при определенном уровне
развития функций интеллекта.
Действие первое. Нужно научиться каждую вещь мира видеть одновременно в
трех ракурсах: как идею этой вещи, как результат реализации этой идеи вещи (то
есть как саму вещь) и как процесс реализации идеи вещи (то есть как жизнь
некого существа-«реализатора», реализующего эту идею вещи). Обычно человек
видит триаду идея-вещь-существо только в одном ракурсе – либо как вещь, либо
как идею, либо как существо. Но научиться смотреть тройственно не так уж
трудно.
Действие второе. Нужно увидеть мир в его целостности – как систему
взаимосвязанных динамических вещей и увидеть идею, которую воплощает эта
система. Теперь посмотрите на эту Мировую Вещь и Мировую Идею как на Мировое
Существо. Перед Вами Бог.
Как соотносится То, Что Вы Для Себя Открыли с Тем, Что Называют Богом
Религии? Открыть в открытом Вами Боге все атрибуты Бога религий – это уже дело
техники.
Несколько месяцев назад я начал писать комментарии к Пятикнижию (Торе). Но
обстоятельства стали складываться таким образом, что я должен был остановиться,
едва закончив работу над комментариями к первой главе Бытия (Шестидневу). Я не
знаю, смогу ли я вернуться к этому грандиозному замыслу, и пока хочу
опубликовать то, что сделано уже. Возможно, для кого-то это будет полезным.
Отчего возник замысел рассказать о Пятикнижии? Потому что очень часто
слышишь сегодня разговоры, которые свидетельствуют не только о его полном
непонимании, но и о глубокой коррозии душ, мешающей людям воспринимать и более
поздние книги Библии.
Книга Бытие. Неудачно переведено уже само название первой книги.
בְּרֵאשִׁ֖ית,
берешит означает «В начале». Это первое слово Библии и название ее первой
книги. Другими словами, название первой книги могло бы быть «Начало истории»,
или «Начало мира». В этом смысле английский Genesis (происхождение) более
удачный перевод.
Глава 1.
(Шестиднев)
Здесь каждый стих требует большого внимания, так как речь идет о крупнейших
процессах. И не об одном, а сразу о нескольких. Шестиднев рассказывает и биографию
Земли, но в не меньшей, а, пожалуй, в большей степени он рассказывает о
сотворении всего нашего Мира, в котором вещественная Вселенная – только
одна из «частей». Так что даже, космогонией этот процесс не вполне можно
назвать – То, что создавалось, больше космоса.
Именно поэтому разворачивать историю Творения приходится сразу в нескольких
смысловых пластах. Я выделяю три таких пласта и обозначаю их буквами А), Б) и
В). Самый поверхностный пласт А) близок к буквальному пониманию, самый глубокий
(из рассматриваемых мной пласт В) наиболее «эзотеричен».
Но перед тем, как перейти непосредственно к анализу текста, я хочу привести
гимн из Ригведы, который паразительным образом совпадает с рассказом Библии о
Творении. Уже одного такого совпадения достаточно, чтобы отнестись к истории
сотворения мира серьезней, чем к тому, как она была представлена в талантливом,
забавном, но все же очень детском спектакле Образцова «Божественная комедия».
Итак, «Веды».
Не было ни сущего, ни не-сущего тогда.
Ни воздуха, ни свода над ним.
Что колыхалось тогда? Где? У кого?
Что за вода была без дна?
Не было ни смерти, ни бесcмертья тогда.
Не было ни признака дня-ночи.
Лишь дыхание Закона Одного,
И – ничего другого.
Мрак был сокрыт мраком –
Неразличима пучина.
Творящая Пустота
Зародилась от жара!
Она помыслила –
И родилось желание.
Рождение сущего от не-сущего
Мудрый зрит в сердце.
Шнур разделил низ и верх.
И упало семя. И взошло.
И росло. И рвалось наверх
К радости верха.
Кто истину знает, как мир явился?
Ведь даже боги сотворены позже...
Видевший это с высшего неба,
Лишь он то знает. Или не знает.
Ригведа X, 129
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
А) В поверхностном смысловом слое речь идет об образовании земли и ее
атмосферы.
Б и В) В этих смысловых пластах вопросов - по числу слов. Что такое «в
начале»? Что такое «сотворил»? Что такое «Бог»? Что такое «небо»? И что такое
«земля»?
«В начале». Речь идет не о каком-то времени, а об определенном состоянии Мира,
когда Он из неразделенного и единого стал разделяться на неоднородные части.
Это разделение и есть творение.
Бог (элохим, אֱלֹהִ֑ים).
Прежде всего, это множественное число от אלוה (элоах).
Это важнейший момент, который нужно помнить постоянно. Этимология слова «элоах»
не вполне ясна, но мотив «сила» в нем звучит довольно отчетливо.
Дословный перевод мог бы быть таким: «В начале Боги начал с неба и земли» -
очень часто в оригинале множественное число существительного «Боги» сочетается
с единственным числом глагола.
Что такое небо и земля?
Б) Речь идет о тонком и грубом (вещественном) мирах. Грубо говоря, сначала
Боги сотворил мир тонкий и мир вещественный.
В) Другое значение «неба» - это сам Боги, а «земля» - остальной мир.
Боги выделил из единого Прамира (Себя) весь мир («землю»).
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился
над водою.
А) Речь идет о первичной геологической эпохе только что образовавшейся
Земли (как считают сегодня, примерно 4,5 миллиарда лет назад. В науке
существует много теорий, как это могло происходить, среди которой на сегодня
нет общепринятой.
Б и В) Чтобы добраться до более глубоких смыслов, нужно опять-таки
буквально «по слогам» разбирать значение каждого слова. Речь идет о
бесформенности мира: мир был бесформен (תֹ֙הוּ֙,
тоху), и в нем НИЧЕГО не было (בֹ֔הוּ,
боху) – по-русски это можно выразить «ни то (תֹ֙), ни
бо(בֹ֔)» - «ни формы, ничего». В некотором смысле – полный
хаос.
Б) Речь идет только о вещественном мире: вещество уже есть, а форм еще нет.
Хотя «еще» и «уже» здесь не очень осмысленны, так как и времени еще нет.
В) Бесформен еще и тонкий мир. Он еще не заполнен миротворящими идеями.
Бездна в смысле отсутствия дна (תְה֑וֹם,
те ховм), была только глубина. Мир был одномерен – Верх (Небо, Дух) – низ
(Земля, вещество (смысловой слой Б) или тонкие миры (смысловой слой В)).
Поверхность глубины – граница тонкого и вещественного миров (Б), или
Сверхтонкого (Боги) и тонкого (В). Эту бездну хаотического первовещества можно
перевести и как «пучина» (перевод Ф.Гурфинкеля), так как прослеживается связь
между תְה֑וֹם (те ховм) и словом
הוּם, хум – гул, рокот. Образ воды здесь вполне
естественен, так как речь идет о не имеющем формы. Над бесформенной,
волнующейся, рокочущей пучиной.
Над бездною - только тьма (השׁך, хошек), то есть
отсутствие света, идеи. Но это очень интересная «тьма». Это Тьма
Абсолюта, тьма, в которой скрыты все идеи, тьма - источник Света.
Над этой водоподобной поверхностью и был Дух Божий, готовый к творению.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
В смысловом слое А) этот стих не имеет смысла: при создании Земли Бог не
включал электричество.
В слоях Б и В речь идет о совсем ином Свете – Идее Мира, той Идее, которой
Мир создан и которую он воплощает. Это тот самый Логос (не очень удачно ставший
в русском переводе Словом), с которого начинает свое евангелие Иоанн. Впрочем,
и здесь этот Логос – изреченное слово Богов, который (именно так – в оригинале
всегда множественное число для существительного и единственное для
глаголов - Его действий), мысль Бога, ставшая словом – только так можно было
передать суть Творения людям, которые начнут обретать способность понимать ее
тысчелетия спустя.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
К тому, что такое «хорошо» в Шестислове, мы еще обратимся. Что значит
«отделил свет от тьмы»?
Опять-таки, смысл у этих слов есть только в пластах Б и В.
Б) Бог выделил Идею Мира из полного «бузыдейства» первоначального Хаоса.
В) Бог выделил Идею Мира из ее источника – Тьмы («до-Света») Абсолюта, то
есть из Себя Самого.
Но здесь есть и еще одно значение: Бог задал периодическое чередование
Света и тьмы, то есть упорядочивания (творения) и разрушения в мире. Именно к
этому третьему значению апелирует следующий стих.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день
один.
О «был вечер, и было утро» мы тоже поговорим позднее.
Конечно, речь здесь (и везде далее в этой главе) идет не о человеческом, а
о Божьем дне. В отношении же Первого дня Творения здесь нельзя даже сказать,
что речь идет о миллиардах лет, так как эти события вообще вневременные.
6-8. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от
воды. И создал Бог твердь, и отделил
воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал
Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
В смысловом слое А) у этих стихов нет иного значения, кроме как
подстроиться под мировосприятие первых читателей Библии. Более современные
попытки понять эти стихи бквально обычно приводят комментаторов к мысли о
разделении жидкой воды морей от газообразной воды облаков поверхностью неба.
Это не очень удовлетворительное объяснение, учитывая, что визуально движение
облаков – это движение не ЗА небом, а ПО небу.
Б) и В). Прежде всего,
רקיע (ракья) в оригинале лучше перевести на
русский как «свод», а не как «твердь» - «свод небесный». Итак, Бог решил внутри
воды сделать нечто, что будет разделять воду. Речь здесь идет о разделении
сотворенного (тварного) мира на несколько слоев, каждый из которых сам является
миром: о разделении единого тварного мира на более и менее «тонкий» - «вода»
разделяется, и из одной «воды» получается две разные «воды».
Б) Имеется в виду отделение вещественного мира от тонких миров.
В) Мир еще остается тонким (вещественного мира пока нет), но в неи
происходит разделение на более тонкое и менее тонкое. Условно говоря, на нашем
языке это может быть разделение между высшим
и низшим астралом, или между астральным и ментальным мирами. В
реальности, таких разделительных сводов несколько: «тонкий» мир
многослоен.
Второй день творения, как мы видим, еще тоже происходит вне времени, до
начала оформления материального мира.
9-10. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и
да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал
морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.
А) Обычно это понимается, как то, что морской воде было приказано собраться
вместе, чтобы дать место суще. Так шваброй сгоняют воду, чтобы появились
кусочки вымытого пола. Речь может идти об остывании и образовании коры Земли,
океанов
У интерпретации А) есть явный недостаток, который и стимулирует поиск более
глубоких значений – в этом случае воде было бы приказано не СОБРАТЬСЯ в одном
месте, а РАСТУПИТЬСЯ (как это произошло с Чермным морем во время бегства из
Египта). Но «воде», чтобы явить сушу приказано собраться. Что это означает?
Мы знаем, когда из собирающейся воды появляется суша. Когда она замерзает –
жидкая вода превращается в сухую. Об этом и идет речь: тонкие энергии
сгустились в вещество. Как это происходит – физика только-только начинает
понимать. Итак, вещественный мир появляется только на третий день творения. Но
работа третьего дня на этом не заканчивается.
11-13. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево
плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И
стало так. И произвела земля зелень,
траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по
роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро: день
третий.
Что это - сельхозработы, предшествующие созданию светил, ботаника перед
астрономией? Или же опять речь идет о другом?
Здесь (как и везде) несколько смыслов. Один близок к буквальному. Но не он
самый глубокий здесь.
Обратим внимание, что Бог не сам создает траву, а травой произрастает
земля: земля, подобно гигантскому дереву, сама дает побеги – растения. Слово
תַּֽדְשֵׁ֤א
(тадше) оригинала значит «произрастать, давать ростки, побеги». Буквально слова
Бога (идея миротворения на вторую половину третьего дня): «Пусть земля
разрастется растениями – растениями, дающими семена, и растениями, приносящими
плоды, которые содержат семена». Вот здесь и содержится ключ к тайному смыслу:
тварному миру (земле) надлежит разрастись Деревом Мира. Идея мира должна
рассыпаться (прорасти) множеством дочерних идей, те – множеством своих дочерних
(внучатых по отношению к Идее Мира) и так далее. Листьями этого Дерева Мира
должны стать вещи вещественного мира.
Семена здесь – это идеи вещей тварного мира (включая в число таких вещей и
идеи идей и идеи идей идей и т.д. – вещи миров более тонких, чем мир вещества).
Сотворенная вещь, реализует свою идею и плодоносит другими идеями того же рода
(плод дерева содержит семена того же рода).
Таким образом, речь идет об оформлении тварного мира и, в том числе, мира
вещества, то есть о превращении мира вещества в мир вещей, обладающих способностью
к самовоспроизведению. Сегодняшние сторонники теории самоорганизации
предполагают, что этой способности одной уже хватает, чтобы сотворить мир.
Чтобы СОТВОРИТЬ – ее недостаточно, идея нового должна прийти извне, но в чем
они правы – это в том, что, в самом деле, вещи мира обладают способностью
воспроизводить себя – «сеять семя по роду его». Эта способность вполне очевидна
в случае с живой природой, но в случае неживой она еще очевиднее – в ней
проявляется стабильность вещей: оставаясь сам собой, стол «сеет свое семя по
роду своему».
День третий (если воспринимать его не как создание земной флоры), как мы
видим, тоже находится вне времени.
14-19. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня
от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди
небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем,
и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы
светить на землю, и управлять днем и
ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый.
А здесь о чем говорит Библия? Прежде всего, в самом поверхностном слое – о
создании Вселенной. Начинается работа по обустройству мира вещества – создание
самых крупных вещей мира вещества.
Но есть у этих слов смысл и более глубокий, или, точнее, - более скрытый.
Речь идет об источниках духовного Света , управляющих жизнью на Земле,
отделяющих светлое от темного («день» от «ночи»), то есть доброе от злого, и
напитывающую жизнь нижних миров идеями, которые этой жизнью и управляют.
Используя иной язык, можно сказать, что в четвертый день творения Бог создал
Ангелов, управляющих жизнью тварного мира.
20-23. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы
да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую
душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую
птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. И благословил их
Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да
размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.
Здесь очень любопытный момент, что создание живой природы занимает два (5-й
и 6-й) или даже 3 (3-й, 5-й, 6-й), если считать, что расссказ о третьем дне
включает в поверхностном смысле и историю создания растительной жизни на Земле,
а не один день, как это естественно было бы предположить, исходя из оценок «трудоемкости»
работы Бога в первые дни творения, да и в 4-й, когда была сотворена вся
материальная вселенная (в поверхностном смысловом слое шестиднева). Если бы
такая шутка не звучала бы кощунственно, можно было бы предположить, что Бог
стал уставать к концу рабочей недели. Но, на самом деле, здесь авторы Библии
дают важнейшую подсказку именно нам, современным читателям. Данные
палеонтологии позволяют нам примерно представить себе историю жизни на земле. И
мы знаем, что жизни на земле предшествовал очень долгий «водный» период жизни.
Отвлекусь ненадолго.
Зарождение жизни на Земле (в форме бактерий) датируют (хотя, конечно, и
очень условно) временем 3,5 миллиарда лет назад. Этот период заканчивается
«Кембрийским взрывом» (около 540 миллионов лет назад). Здесь проходит граница
между геологическими слоями, в которых встречаются и в которых не встречаются
окаменелые организмы. Но жизнь была только в океане. На суше она начинается с
палеозоя (Ордовикский и Силурийский периоды – 490-417 миллионов лет назад) в
виде лишайников. В Девонский период (417-354 миллиона лет назад) на сушу
начинают выходить амфибии и ее первыми обитателями становятся насекомые. В
Каменноугольный период (354-290 миллионов лет назад) амфибии дают начало
рептилиям, а в Пермский период (290-248 миллионов лет) – конец палеозоя и
Триасовый период (начало мезозоя, 248-206 миллионов) землю начинают заселять
динозавры. Они хозяйничают на земле и в последующие периоды мезозоя – Юрский
(206-144) и Меловый (144-65). В Юрский период появляются цветочные растения, в
меловый – млекопитающие и птицы. 65 миллионов лет назад начинается Кайнозой –
эра млекопитающихся. Его первый период Палеоцен (65-55) время расселеения
млекопитающих. В следующие периоды Эоцена (55-34) и Олигоцена (34-24) этот
процесс продолжается. Одновременно происходит и распространение злаков. В
следующую эпоху миоцена (24-5 миллионов лет назад) на земле появляются быки,
олени, лошади. Следующий период (Плиоцен, 5-2,6 миллиона лет назад)
характреризуется нарастанием разнообразия климатических зон и соответственно
новых видов животных. Появляются в конце этого времени и первые гоминиды
(австралопитеки). Далее начинается наш (антропогенный, четвертичный) период
истории. Здесь палеонтология начинает уступать место антропологии.
Как можно было рассказать в нескольких словах всю эту (или похожую историю)
совсем еще примитивным людям? Только так, как это сделано в первой главе
Библии. В самом деле, сначала растения, потом морская жизнь, потом птицы, потом
жизнь на суше, а потом человек.
24-25. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и
гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по
роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что
[это] хорошо.
Здесь интересен момент разделения зверей и скотов. В самом деле, изучение
процесса появления домашних животных (доместикации) оставляет множество
загадок. Попытки приручить волков и сделать из них собак не кончались успешно.
Тут явно есть какая-то загадка. Доместикация присходила быстро и вопреки
законам эволюции. Впрочем, и о происхождении диких видов мы знаем очень мало.
Однако все эти загадки бледнеют по сравнению с тайной появления человека.
26-28. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему,
и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над
скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И
сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и
женщину сотворил их. И благословил их
Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и
обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и
над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Важнейшие слова главы. О чем они? Что именно сотворил Бог? Или точнее – что
именно сотворили Боги? (Здесь не только существительное, но и глагол во
множественном числе.) Как сотворили – это вопрос особый.
Сначала одно наблюдение из исторической антропологии. В медленных процессах
натуральной истории было много резких переходов, когда жизнь либо прекращалась
почти совсем – виды вымирали, либо, наоборот, эволюция ускорялась и число видов
разительно увеличивалось за относительно короткое время. То же происходило и с
человеком. Человекоподобные существа были на Земле с очень давних пор – миллион
лет назад и более. А вот современный человек появился очень быстро (максимум за
несколько тысячелетий, хотя вероятно гораздо быстрее), и появился он совсем
непохожим на своих звероподобных пред... (чуть было не написал «предков», хотя
нужно – «предшественников») не только психологически, но и генетически.
Современный человек не был биологическим потомком неандертальцев. Но гораздо
интереснее другое – появившись, современный человек сразу стал создавать
произведения искусства, причем, как это ни странно может показаться,
довольно-таки высокого искусства. Здесь не время описывать все чудеса самой
ранней истории искусства – желающие имеют возможность познакомиться с ними
сами, но необходимо сказать, что многие произведения художников, живших
40 000 лет назад, находятся на уровне современных студентов художественных
училищ. Так что у креационистов в споре с эволюционистами есть весьма весомые
аргументы.
В чем же состояло «по образу и подобию»? Прежде всего, в наделении человека
«многоэтажной» душой, высшие этажи которой просто принадлежат к миру богов.
Второе, подобно тому, как Боги оживляют собой вещественный мир, являясь в
некотором смысле душой вещественного мира, также и человек оживляет и
одушевляет свой собственный кусок вещественного мира – свое тело. Вот эти два
атрибута и являются самыми главными в понимании природы человека – Божественная
природа (а не только вещественная), то есть Богоподобие, и микрокосм – человек
представляет собой мир в миниатюре и тем самым обретает возможность познавать
мир через самопознание.
Другой смысловой пласт этих стихов переносит нас из области исторической
антропологии в область метафизики: как и все в первой главе книги Бытия, стихи
о создании человека многозначны. Этот смысловой пласт открывает для нас
значение комментируемых стихов, в котором речь идет не о создании физического
человека, а о создании человеческой души. Физическое тело («кожанные одежды»)
люди получат позднее – после изгнания из рая. Здесь же рассказывается о «пра-человеке»
- психо-духовном существе,которому еще тольк предстоит стать человеком. Или,
другими словами, - об идее человека, которой еще только предстоит воплотиться.
В некотором смысле такое существо можно считать ангелоподобным или
богоподобным.
Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю – традиционный привычный, но
весьма поверностный перевод оригинального וּמִלְא֥וּ וּרְב֛וּ
פְּר֥וּ (перу уреву умилу) – «будьте
плодотврорными, умножайте [сделанное Нами], завершайте Землю (в смысле творение
Земли)». Другими словами Боги посулают человека не размножаться биологически,
а для совсем иного дела – для завершения
Божественной работы – для со-творения новой, Божественной Земли.
29-30. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть
на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; --вам
[сие] будет в пищу; а всем зверям земным,
и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа
живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
Если перевести эти стихи (וַיֹּ֣אמֶר אֱלֹהִ֗ים הִנֵּה֩ נָתַ֨תִּי לָכֶ֜ם אֶת־כָּל־עֵ֣שֶׂב ׀ זֹרֵ֣עַ זֶ֗רַע אֲשֶׁר֙ עַל־פְּנֵ֣י כָל־הָאָ֔רֶץ וְאֶת־כָּל־הָעֵ֛ץ אֲשֶׁר־בֹּ֥ו פְרִי־עֵ֖ץ זֹרֵ֣עַ זָ֑רַע לָכֶ֥ם יִֽהְיֶ֖ה לְאָכְלָֽה׃ וּֽלְכָל־חַיַּ֣ת הָ֠אָרֶץ וּלְכָל־עֹ֨וף הַשָּׁמַ֜יִם וּלְכֹ֣ל ׀ רֹומֵ֣שׂ עַל־הָאָ֗רֶץ אֲשֶׁר־בֹּו֙ נֶ֣פֶשׁ חַיָּ֔ה אֶת־כָּל־יֶ֥רֶק עֵ֖שֶׂב לְאָכְלָ֑ה וַֽיְהִי־כֵֽן׃) пословно – «сказал Бог: смотри, каждое растение с семенами и каждое дерево с плодами, в которых есть семена, дадут тебе пищу; а зверям, птицам и всему, что движется по земле, пища – зеленые растения.» , то смысл этих стихов в том, что пища человека отличается от пищи животных. Животные питаются любой зеленью, а человек – злаками и
фруктовыми плодами. Другими словами, это наказ человеку заниматься земледелием.
Это и был один из первых этапов совершенствования Земли.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и
было утро: день шестой.
Тут два вопроса: что значит «хорошо весьма» (ближе к оригиналу – «очень
хорошо»)? И что это за повтор про утро и вечер?
«Хорошо весьма» это не похвала Богу, как это обычно воспринимается. Бог не
нуждается в подобном одобрении. Это характеристика творения. Хорошо значит
близко к Богу. Речь идет о том, что «яблоко упало недалеко от яблони» - творение оказалось недалеко от Творца. И это
самое главное в творении – Близость к Богу. Почему это главное? Потому что это
позволяет нам вернуться к Творцу. Мы недалеко от Него. И значит, мы – хорошее
творение.
День у евреев начинается с вечера (с первой звезды). Утро наступает в
середине дня. Такой порядок: сначала ночь, потом день. От тьмы к свету. Это
тоже символично по отношению к нашему пути к Богу: cначала удаление во тьму и
только потом приближение к Свету. Но еще интереснее другое. «Часы шестиднева» -
рефреном звучащее через всю главу «и был
вечер, и было утро»?тикают только тогда, когда Бог уже закончил свою работу.
Другими словами, работа Богов происходит вне времени.