Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

Александр Зеличенко

Миниатюры о религии и церкви

1.     Что закончится при конце света?

Сейчас чуть меньше говорят про Апокалипсис, Конец Света, Квантовый переход, но все равно разговоры эти звучат часто. И почти всегда – без понимания, а что же именно должно кончиться, а что –начаться. Ощущение смены эпох есть у многих и уже очень давно, наверное, не меньше 20 лет. А понимания, что на что мы меняем, обычно гораздо меньше. Об этом я и хочу поговорить.

Человек, каждый человек развивается всегда. Мы устроены так, что все время становимся умнее, а наше сознание – шире. Мы научаемся видеть «больше мира» - больше вещей мира и больше связей между этими вещами. Так наша «внутренняя модель мира» становится все сложнее. Но хотя мы развиваемся постоянно, замечаем мы это развитие (и у себя самих, и, тем более, у других) далеко не всегда. Именно поэтому уж в отношении других очень часто, но и в отношении себя мы часто склонны говорить, что никакого развития нет. И в самом деле, развитие порой происходит очень медленно, во всяком случае, гораздо медленее, чем нам того хотелось бы.

Но иногда человек свое развитие замечает. А потом начинает замечать его постоянно. И тогда с ним происходит важнейшая метаморфоза: он начинает не просто развиваться, а развиваться сознательно. В этот момент духовное развитие превращается в духовную работу.

Почему этот момент так важен? Потому что, становясь целенаправленной деятельностью, развитие принципиально ускоряется: то, на что раньше уходили годы, теперь происходит за месяцы. В евангельской истории Иисуса этот первый «духовный кризис» назван крещением: оставление (омовение от) грехов  и принятием решения  совершенствовать свою душу – следовать путем Иисуса.

А теперь можно вернуться к теме «конца света». То, что рано или поздно происходит с любым человеком, сейчас начинает происходить массово – не со всем человечеством, но с огромными массами его духовных лидеров – с десятками миллионов людей. Так человечество расстается со старым миром, когда духовная работа была достоянием единиц, и переходит в новое состояние – когда духовная работа постепенно становится общим делом всего человечества. Вот такой «квантовый переход» - в самом деле, скачкообразный по историческим меркам переход человечества к новому качеству жизни.

2.     Богоискательство

Речь пойдет не только о религиозных поисках, когда человек стремится понять, что скрывается за словом «Бог», а наиболее продвинутые искатели – и обрести «опыт Бога», пережить встречу с Богом. 

 «Богоискательство» понятие куда более широкое. Когда человек стремится понять мир глубже, чем он его уже понимает, когда он не доволен своим уровнем понимания, когда он ищет все новое и новое знание – все это является богоискательством: человек пытается понять то (или То), что стоит за миром – идеи, которые «правят» миром, а через них – и Идею, Которая Правит Всем Миром, то есть пытается понять и тем самым обрести Бога.

Как происходит этот процесс? Сначала поиск. В поиске сначала рождается вопрос, а потом из него вырастает ответ:  «Ага! (Эврика!) – Нашел!!!». Потом период удовлетворенного отдыха. Потом – сомнения: а все ли я нашел? все ли понял? Потом осознание, что найдено не всё, а самое главное как было, так и остается непонятой загадкой. И снова поиск: задавание вопроса и обретение ответа. И новый цикл.  

Такова общая схема. Но «динамические характеристики» ее у разных людей и у одного человека в разные циклы его искательства различны. Иногда поиск быстрый. Иногда медленный. Иногда отдых самодовольного знания долгий, иногда совсем короткий. То же относится и к фазам, предшествующим началу следующего цикла.

И очень часто бывает так, что поиск Бога кажется прекратившимся: человек на многие годы или даже десятилетия застывает в удовлетворенности найденным.  Он как бы мертв духовно в эти годы. Но это не смерть – это сон. Он сменяется пробуждением и усилением духовного голода – человек снова ищет.

3.     Встреча с Богом и ее последствия

Большинство людей входит в жизнь с одним из двух убеждений: либо «Бог есть», либо «Бога нет». За обоими убеждениями стоят свои картины мира. Вторая - естественно-научная, с миром, уменьшающимся от размеров галактикидо размеров элементарной частицы. В первой есть место одному или многим фантастическим персонажам. Но, присмотревшись, мы можем заметить, что обе картины мира довольно фантастичны, так как включают много такого, чего нет в личном опыте «владельца картины»: опыт знакомства и  с электроном,  и с Богом у людей примерно одинаков.

Так люди и живут: верующие - воображая себе Бога, атеисты - направляя свою фантазию в иную сторону. Но при этом вопрос о правильности своей веры-неверия часто их не перестает волновать. А потом со многими людьми происходят очень странные вещи: тем или иным образом им – неважно, кем они были до этого, атеистами или верующими – удается «познакомиться с Богом», пережить Его присутствие. Обычно это происходит в виде необычных, очень ярких, очень насыщенных личных переживаний, которые люди описывают, либо как переживание неземного света, либо как переживание неземной любви.

И вот дальше начинается самое интересное. Переживший такой опыт человек обычно полностью меняется, меняет свою жизнь. Становясь «знакомым Бога», он начинает переосмыслять все то, что слышал о Боге раньше, и выстраивать новую картину мира. Но, как правило, эта внутренняя работа длится не слишком долго: очень быстро человек приходит к выводу, что теперь он как избранный знакомый Бога уже отлично все знает: и Бога, и Божий Мир, и что ему самому нужно делать в Божьем Мире, и что нужно делать в Божьем Мире всем остальным людям. И тогда новообращенный начинает учить других людей. Учить как им жить и что им делать. И тут новоиспеченный учитель оказывается в своеобразном капкане.

Как правило, ему самому еще нужно многое и многое понять, передумать, перечувствовать – в общем, нужно продолжать расти духовно. Первая встреча (или даже первые встречи) с Богом – это не конец Духовного Пути, а только начало его очередного этапа. И способность быть духовным учителем в начале этого этапа еще только-только начинает формироваться. Поэтому и аудитория воспринимает таких учителей очень сдержанно-настороженно. Но зачастую соблазн бросить учиться и начать учить в это время настолько же велик, как велик соблазн объявить себя всезнающими у выпускников и средних школ, и ВУЗов. И обоснованы такие претензии духовных неофитов не больше, чем претензии обладателей новеньких дипломов и аттестатов.

Кому-то из них удается вырваться из капкана иллюзии близкого приятельства с Богом быстро. У кого-то на это уходят многие годы. 

4.     О заявлениях Чаплина о месте церкви в обществе

Я перепечатал следующий текст (курсив) и портрет автора из http://newsru.com/religy/17may2012/chaplin.html . Я сопровождаю этот текст своими комментариями.

http://static.newsru.com/img/b.gif

 

Протоиерей Всеволод Чаплин: "Церковь только начинает движение к своему полноценному месту в жизни общества. Это не может не быть место, которое является центральным"

 

Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выступил в четверг на научной сессии "Государство, Церковь, общество на пути к симфонии", проходящей в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Священник заявил, что Церковь стремится к тому, чтобы занять центральное место в обществе.

"Церковь только начинает движение к своему полноценному месту в жизни общества. Это не может не быть место, которое является центральным", - сказал официальный представитель РПЦ, слова которого приводит портал "Интерфакс-Религия".

 

Предположим. Но какой должна быть церковь (либо иная организация), чтобы занять в обществе центральное место?

 

"Церковь не может не занимать в обществе такой позиции, которая означала бы право говорить как власть имущая во всех областях общественной жизни, исполняя пророческую роль не просто народной совести - у нас много людей, претендующих на народную совесть, - а голоса Бога в политике, экономике, в любых общественных процессах, в частной жизни людей, в их семейной жизни", - заявил он.

 

Предположим и это. Но опять-таки какой для этого должна быть церковь? Она должна слышать голос Бога. А она этот Голос совсем не слышит. Она о Нем НИЧЕГО не знает. Не знает и самого простого – что голос Бога и голос Совести просто два разных имени одного и того же Голоса. Не знает, что голос Бога – это вовсе не голос традиции. Что Бог велит каждому поколению, как и каждому человеку свое, потому что разные поколения и разные люди – разные. Чтобы быть пророком, нужно иметь соответсуующий Дар. А у церкви его сегодня нет, совсем нет. И в общественных процессах, и в политике, и в экономике она почти слепа (я уж не говорю о том, что всюду у нее есть свой корпорационный интерес, который застит ей глаза и заставляет искажать истину). Сегодня духовные голопузики а часто и бездуховные лицемеры, прикрывающиеся духовностью, пытаются навязать обществу либо свою глупость, либо свою ложь. Нет, так центральное место в жизни общества занять нельзя.

 

Представитель Церкви констатировал, что евангельскому идеалу противоположно устройство современного социума, который считает главным "добывание материальных благ, гордыню и горделивую самореализацию, плюрализм - нормой, а учение о единственности истины - отступлением от нормы".

 

А здесь начинается просто непонимание. Современное общество далеко от евангельского идеала. Но никак не противоположно. Слово «противоположно» здесь вообще неуместно. Уместен здесь вопрос, чем далеко современное общество от евангельского идеала? И тут оказывается, что добывание материальных благ никак евангельскому идеалу не противоречит – они нужны человеку, чтобы жить и развиваться духовно. Сам наш герой питается не диким медом и ходит не голым. Самореализация – необходимая часть, просто-таки сердцевина духовного развития. Создать наилучшие возможности для самореализации – это и есть евангельский идеал. И горделивость здесь далеко не самая большая опасность. Если бы Чаплин был бы чуть более зрелым, чтобы уметь посмотреть на самого себя, то он легко бы заметил и собственную самореализацию как стержень всей своей жизни, и ее горделивость, которая звучит в каждом его слове. Плюрализм. И это шаг на пути к евангельскому идеалу. Истина-то единственна, но ОЧЕНЬ, просто-таки ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ сложна. И одному человеку, и тем более, одной теории ее никак не охватить. Мы подобны посетителям ночного зверинца, ощупывающих слона, из которых один, трогая хобот, сравнивает слона с трубой, а другой, трогая ногу, - с колонной. Плюрализм как раз и позволяет коллективно увидеть то, что мы не можем видеть по-одиночке. Все это азбука для человека духовно зрелого. Но, конечно, - не для духовных недорослей. Даже, если они одели рясы.   

 

По его словам, в ответ на это западные христиане "пошли на соглашательство со злом", забыв о духовном и социальном идеале христианства, "чтобы не ссориться с теми кругами, слоями общества, которые привыкли говорить от имени всего этого общества и устанавливать в нем правила".

 

Западные христиане, хотя и очень трудно, просто пытаются следовать за жизнью. Это относится и к большинству православных церквей. РПЦ же пытается по-ребячески идти против времени, не понимая его. Так центральное место не займешь. На самом деле, если бы чаплино-подобные чуть лучше бы знали историю, они бы понимали, что именно так РПЦ много веков назад потеряла свое центральное место в обществе.

 

Как отметил выступавший, другие ответили изоляцией, отказом от христианской миссии в мире, "от того, чтобы пытаться спасти по крайней мере некоторых и стремиться к тому, чтобы мир был устроен по законам Царствия Божия". Оба ответа означают "исторический проигрыш и по сути нехристианские".

 

И опять неспособность видеть себя со стороны. Как раз именно РПЦ поставила себя в такую изоляцию и своей неумной агрессивностью изолирует себя все больше и больше. Именно РПЦ отказалась от миссии стремиться к тому, чтобы устроить мир по законам Царства Бога. Потому что законов этих РПЦ не понимает. И не понимает своего непонимания. В этом и есть исторический проигрыш РПЦ. (Правда, надо заметить, что у «проигрыша» этого есть свое «оправдание» - благоустройство мира не задача РПЦ, у нее иная историческая задача.)

 

"Нам не нужно бояться предлагать свои рецепты переустройства экономики, в том числе глобальной, обновления государственной жизни, в том числе на законах православного общественного идеала, рецепты одержания победы над общественно опасными пороками, свои пути разрешения острых конфликтов", - убежден Всеволод Чаплин.

 

Бояться не нужно. Но нужно понимать, что рецепты эти недейственны. А действенных пока в церкви нет, и есть большие сомнения (сказать помягче), что церковь сможет их наработать. Для этого нужно смотреть на мир открытыми глазами, а не грезить. И нужно смотреть вперед, а не назад. Иначе в качестве рецептов будущего будут предлагаться глупости.

 

Он подчеркнул, что религиозная потребность христиан - "не благоразумно молчать, чтобы выжить, не уйти в гетто, чтобы там комфортно чувствовать себя в контексте гибнущего мира, а изменить мир любовью".

 

А вот это верно. Не в том смысле, что такова реальная потребность всех реальных христиан, а в том, что именно такой ДОЛЖНА БЫТЬ потребность христиан. Но как и с любой потребностью,  мало ИМЕТЬ потребность – нужно еще УМЕТЬ ее удовлетворить. А когда не умеешь – нужно учиться. Этого-то ничего как раз и нет у РПЦ – ни понимания своего неумения, ни желания учиться. Ни даже совсем элементарного – понимания, что мир не гибнет, а растет, растет навстречу Богу. И, что может быть, самое печальное – совсем нет любви. Едва ли не каждое слово из-за церковной ограды, включая и те, которые я комментирую, насыщенны озлоблением. Впрочем, вчитайтесь еще раз в курсив или просто всмотритесь в портрет моего героя – и вы все почувствуете сами.

 

Священник считает, что Церковь должна действовать, как Христос: "не молчать, когда тебя подталкивают к молчанию, не уклоняться от самых провокационных и сложных вопросов, не бояться бросать вызов всей житейской, прагматической логике".

 

Должна. Но опять-таки – это нужно уметь. А не умеешь – учиться.

5.     Трехпалубный человек (малоизвестное из высшей психологии)

Мы часто отождествляем психику и сознание - - часть психики, которую человек видит внутренним взглядом. Но, на самом деле, психика много больше сознания.  Сознание - это только одна, средняя палуба трехпалубного корабля. Здесь находится старший помощник капитана. Две другие палубы образуют бессознательную часть души. На нижней из них (в подсознании), глубоко в трюме находится машинное отделение с механниками, мотористами, кочегарами... Все они должны подчиняться капитану, но только самые высокодуховные люди могут похвастаться тем, что управляют своим подсознанием. Обычно капитан вообще отсутствует, а старший помошник настолько слаб, что его подчиненные захватывают власть и становятся могущественными (хотя и невидимыми) хозяевами корабля. Эти хозяева проявляют себя как наши темные чувства, фантазии, желания и т.д.. В ходе своего развития люди пытаются подавить этот бунт и освободиться от тирании подсознательных господ. Главное оружие в этой битве - осознание: человек подчиняет себе ту часть подсознания, которую он полностью осознает. Однако подсознательные хозяева сильны, и битва идет с переменным успехом. Люди различаются тем, как они воспринимают свое подсознательное: его размеры, враждебность и т.д.. А еще ниже того подсознательного, которое открыл и сделал предметом психоанализа Фрейд, находится еще менее доступные сознанию части души – жизнь биологического организма – органов, клеток. Об этой жизни обычный человек узнает только во время болезни, хотя духовное развитие, развитие сознания может со временем открыть человеку доступ и к этим глубинам его корабля.

А выше средней палубы сознания находится Сверхсознание, часть психики, которая соединяет человека с Духовным Миром. Сверхсознание проявляет себя в сознании в виде ярких чувств, вдохновения, озарений, понимания того, что НУЖНО делать – голосе Совести. На этой верхней палубе корабля души находятся штурман и радист. Они видят путеводные звезды, они знают правильный путь и пытаются сообщить о нем находящимся на нижних палубах, а также получить снизу информацию для передачи в старпому. Однако только в наиболее духовно продвинутых душах этот обмен информацией идет без помех. Обычно грохот на главной палубе, или глухота старшего помощника, или его нежелание получать команды от штурмана приводят к тому, что корабль бросает из стороны сторону и иногда он даже бьется о рифы, хотя никогда не тонет окончательно.

В кабине штурмана хранится множество путеводных карт – тех идей, которые человек призван воплощать и отдельно – как индивидум, и вместе с другими людьми – как член таких больших групп, как народы или даже человечество в целом. Эти предписания, маршрутные листы задают общее направление корабля – судьбу человека. В чем-то эти судьбы у разных людей разные, но в чем-то и одинаковые, так как вся человеческая флотилия плывет к одной Цели.

Сознание взаимодействует со сверхсознанием двояко: нисходящий "деятельный поток" привносит из сверхсознания в сознание Высшее содержание, которое мотивирует деятельность деятеля, а восходящий, "созерцательный" поток извлекает тонкие смыслы из нашего мира и передает их в Высший, Божественный мир. Люди различаются по тому, как они воспринимают свои доминирующие сверхсознательные потоки. Религиозные практики могут усилить контакты со сверхсознанием. Медитация усиливает нисходящий поток - человек старается добиться "внутренней тишины", чтобы слышать Божественный Голос. Некоторые формы молитвы, такие как любящая (или прославляющая) молитва, выражающая любовь к Богу, усиливают восходящий поток.

 

 

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 



Сайт управляется системой uCoz