Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

Александр Зеличенко

Программно-экономические миниатюры

1.     Экономическая программа оппозиции – производить по-капиталистически, распределять по-социалистически

Сегодня, когда оппозиционные НАСТРОЕНИЯ очень сильны, а оппозиционная МЫСЛЬ очень слаба, кажется очень важным сформулировать несколько кратких тезисов, которые могли бы перевести оппозиционное недовольство в конструктивную мысль. Одним из таких тезисов мне видится: личностная самореализация каждого человека – цель общества.

Но эту заметку я хочу посвятить еще одному лозунгу, который должен определить новое видение экономической политики.

20 лет назад мы шарахнулись из социализма в капитализм. И у нас были причины для такого судорожного движения, которое не разбирало дороги и не видело камней преткновения на своем пути. Неудивительно, что мы расквасили нос и сегодня все слышнее вздохи о светлом социалистическом вчера, в которых легко угадывается и тоска по милому дракоше, на огненном дыхании которого так хорошо было жарить яичницу.

Однако, разумные люди, конечно, же понимают, что во вчера вернуться нельзя (как нельзя вернуть свою молодость), и потому нужно думать не о вчера, а о завтра. Вместе с тем, они (я говорю об умных людях) понимают, что «дикий капитализм» исчерпал себя исторически уже сто лет назад и установившийся у нас строй дикого капитализма или, еще хуже, дикого государственного капитализма перспективы не имеет. Что-то нужно менять. Что?

Все (или почти все) понимают, что менять нужно способ распределения общественного пирога, делая его более справедливым. Что это значит – «более справедливым», и как этого добиться, здесь мнения расходятся, но общее видение необходимости внести здесь «больше социализма» в обществе все же господствует. Но против того, чтобы начать движение в этом направлении, помимо того, что такое движение противоречит (как им кажется) экономическим интересам хозяев жизни (замечу в скобках, что это только им кажется, на самом деле, именно им, хозяевам жизни такая перемена нужна больше всех – «на штыках нельзя сидеть»), встречает еще одно возражение. Справедливое возражение - что введение социалистического принципа в процесс производства, это самое производство окончательно добьет.

Ну, и что из этого следует? А следует то, что вовсе необязательно связывать социалистический способ распределения с социалистичекой организацией самого производства. Более того, так из успешных экономик никто не делает. Во всех успешных экономиках, производство вполне капиталистично – построено на частной инициативе и конкурентности с относительно ограниченным вмешательством государства (которое, тем не менее, всюду присутствует и нигде не мало). Но во всех этих экономиках – где больше, где меньше – распределение совокупного общественного продукта носит более или менее социалистический, «уравнительный» характер – то самое, чего так боятся наши либеральные экономисты, воспитанные в ненависти (и небеспричинной, по правде сказать, ненависти) ко ВСЕМУ социалистическому.

Вот с этой идиосинкразией нам и нужно покончить. Да, проиводство должно остаться капиталистическим. Тут и реприватизацию проводить не нужно. Ни в коем случае не нужно! Но распределение нужно сделать социалистическим, гораздо более социалистическим. Как это сделать – вопрос технический. Главное понять, что это необходимо.

2.     Что такое справедливое распределение общественного богатства?

Этот вопрос все время будоражит умы. Вот беспризорные дети, вот нехватка лекарств. А вот Москва – чемпион мира по числу миллиардеров. Вот замки, особняки в самых дорогих райнах мира, огромные яхты. К сожалению, наша либеральная интеллигенция говорить об этих вещах не любит или начинает твердить что-то вроде «Все в порядке, это они заработали, не завидуйте», совершенно не понимая, что такими мантрами она растрачивает свой единственный капитал – моральный.

А каким, в самом деле, должно быть справедливое распределение общественного богатства? Вопрос совсем не простой. То, что не таким, как сегодня, - это понятно. А каким? Всем поровну? Едва ли. Масса людей и вполне аргументировано покажет, что это не идеал, припомнив, конечно, и булгаковское «взять и поделить». Кто сколько урвал? Тоже не вариант, хотя и у него есть немало сторонников, особенно среди урвавших. А каким же? Каждому по труду? Тоже не очень... А как же дети, инвалиды, старики? По потребностям? Совсем плохо – поребности у нас знаете какие! Да еще и растут постоянно – ну, просто невозможно порой человеку обходиться без золотого унитаза – что скажут соседи!

Чтобы не ходить вокруг да около, сразу предложу ответ – таким, чтобы обеспечивать каждому члену общества максимально благоприятные условия для его личностного развития, личностного роста. Что это значит на практике? Прежде всего, для огромного числа членов общества – оптимальные возможности для учебы. Учиться, учиться и учиться... Всем, кому это нужно. Это возможности для всех понять, а в чем же мой, личный потенциал состоит и что мне лично нужно делать в этой жизни – карьеру балерины, политика, математика или просто воспитывать детей. Часто для этого нужна помощь профессионалов-психологов, но прежде всего, конечно, горячее личное желание понять себя. Это значит, что нужны большие капиталовложения в культуру – искусство и науку, где творческий потенциал человека находит самое непосредственное выражение. Это значит, что для бизнеса должны быть созданы такие условия, чтобы занятие бизнесом не калечило душу бизнесмена («богатому не войти в Царство Небесное», а раскрывало его внутренний потенциал творца нового, кормильца не только своей семьи, но и всего общества. Ну, и конечно, это значит и многое другое.

Как добиться такого положения на практике? Это особый вопрос, о котором и говорить нужно особо.

Но первый шаг на этом пути прост и понятен – общество должно захотеть жить  с такими принципами распределения. 

3.     Два разных воровства: воровство против справедливости и воровство за справедливость

Поводом к написанию этой заметки стал спор, который завязался у меня в Гайдпарке, о том, что чего, дескать, пенять на олигархов, разворовывающих страну, когда у нас все воруют и мелкое воровство ничуть не лучше крупного с точки зрения нарушения заповеди «Не укради». Тогда я так и не смог убедить  моего оппонента (насколько это слово употребимо по отношению к даме), что вещи это совершенно разные и что оправдывать крупное воровство мелким – это просто манипулирование общественным мнением. Предпринимаю еще одну попытку. Я постараюсь математически показать, почему мелкое воровство является попыткой восстановить справедливость, в то время, как крупное воровство несправедливо.

Что такое экономическая справедливость? На этот вопрос можно отвечать по-разному (вопрос сложный), но в данном случае давайте примем самое простое понимание справедливости – всем поровну. То есть будем считать, что совокупный общественный продукт («пирог») нужно делить на равные части. И если, например, продукт наш имеет стоимость 100 рублей, а общество у нас состоит из 100 человек, то справедливая дележка состоит в том, чтобы каждый получил по 1 рублю.

Реальность у нас, однако, такова, что один человек получает 99 рублей 1 копейку, а 99 человек – по одной копейке. Это означает, что богач крадет из общего «пирога» (берет больше, чем ему причитается по справедливости) 98 рублей 1 копейку, то есть нарушает справедливость на 98 рублей 1 копейку.

Что происходит, если  99 обворованных крадут при этом у богача по 10 копеек? Они просто исправляют несправедливость каждый на 10 копеек. Таким образом, если большое воровство работает против справедливости, то маленькое – на справедливость.

Вот такие бывают парадоксы.

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 

 



Сайт управляется системой uCoz