Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

Александр Зеличенко

Духовное возрождение России (цикл статей)

Статья 1. Исторический ландшафт 

Начну с того, о чем знает каждый школьник, пусть и совсем мало учивший историю. Оглянемся на 4000 лет назад (о более ранних временах мы мало-что знаем). Мы видим, как возникают, живут, а затем умирают разные культуры. Назову только две – античную и египетскую. Но их было больше даже в нашей части мира, например, шумерская и ассиро-персидская. Это культуры свое отжившее. А есть и живущие сегодня – западноевропейская (на самом деле, это не одна, а две культуры) и исламская. А еще - восточнохристианская.  Но дело не в количестве, а в том, что даже поверхностный взгляд на историю позволяет видеть, как примерно раз в 500 лет рождается новая культура: в людей как будто вселяется какая-то сила (гумилев говорил о пассионарности) и как будто заставляет их создавать нечто новое, чего раньше в истории не было. Это первый факт. И он заставляет думать о природе этой исторической силы. Но сейчас не об этом.

Факт второй. Люди, каждой новой культуры отличаются от людей предыдущих культур более высоким уровнем психического (духовного) развития. Они искусснее, они видят мир более сложным. Одним словом, у них более широкое сознание. Помимо этого, у них появляются и многие психические свойства, которых не было у их предшественников. Сравним хотя бы современного европеца и древнего грека. Таким образом, мы можем видеть своего рода пирамиду, по которой человечество поднимается верх.

Факт третий. У каждой культуры есть свой народ-лидер: тот, кто эту культуру рождает и выращивает. Иногда этот народ долго, тысячу лет или больше, готовится к тому, чтобы стать родителем новой культуры. Иногда один народ создает не одну, а две или даже больше последовательно сменяющих друг друга культур. Так было с греками, создавшими сначала античость, а затем первое христианство. Или с китайцами, внимательный взгляд на историю которых открывает три сменяющих друга культуры, на смену которым ныне приходит еще одна.

Теперь обратимся от истории к сегодня. Здесь тоже даже самый поверхностный взгляд позволяет заметить два бьющих в глаза факта.

Факт четвертый. Мир становится все более общим, целостным единным. Идет активный интеграционный процесс. Растет интенсивность взаимодействия разных частей мира – политического, экономического, культурного, военного...

Факт пятый. В мире растет ожидание чего-то нового. Старые формы жизни больше не удовлетворяют все большее количество людей. Это предчувствие нового вместе с тем фактом, что последняя крупная культура (назову ее «европейская гуманистическая» родилась около 500 лет назад, позволяет говорить о том, что иы живем во время рождения новой культуры. Какой, что будет отличать ее от предшествовавших культур, кто будет ее родителем – об этом речь в следующих статьях.

 

 Статья 2. Почему Россия? 

Наш мир устроен таким образом, что бОльшую часть его истории три его географические  части развивались практически независимо, часто даже не зная о существовании друг друга. Эти три части жили, как три отдельных мира. Я назову их Западным (Америка), Восточным (Восточная Азия, «мир буддизма») и Центральный (Европа, Западная Азия и Северная Африка, мир «аврамических религий»). Остальные обитаемые территории за обозримый период истории в культурном процессе практически не участвовали, формируя своего рода «исторический резерв».

Но хотя уровень культуры трех миров (сложность сознания ее носителей и соответственно сложность продуктов их творчества) часто отличался непринципиально (что само по себе удивительно), сам характер культур в трех мирах был очень разным, что и определило их роли в совместном культурном процессе в наше время, когда они встретились.

Культуры Центра «Богостремительные». Наша голова, как локатор, временами устремляется Вверх, чтобы поймать некую Божественную волну, некую новую идею, а затем опускается вниз, занятая реализацией, воплощением добытой идеи. Психо-культурная конституция Запада совсем иная. Если люди Центра – «верхолазы», то людей Запада можно назвать «астральными кочевниками». Их головы устремлены не Вверх, а вдаль: в отличие от «вертикальной» жизни людей Центра, жизнь Запада «горизонтальна». Люди Запада живут в мире идей определенной сложности (тонкости) и настойчиво исследуют этот мир во все новых его проявлениях, не поднимаясь при этом к идеям более высоким. Именно поэтому их подъем по ступеням пирамиды истории происходит с посторонней помощью: последние две ступени им помогли преодолеть люди Центра (испанцы и англосаксы, соответственно). В результате, знание людей Запада о мире более обширное, подробное,   чем у людей Центра, но и более приземленное. Наши «высокие материи» начинают интересовать людей Запада только во времена кризиса, когда они чувствуют исчерпанность жизни в своем слое мира и необходимость подняться Выше. Сейчас такой момент как раз наступил.

Что же касается людей Востока, то их можно назвать «садовниками». В отличие от людей Запада, они не стремятся к разнообразию и множественности идей и, в отличие от людей Центра, - к тому, чтобы «нахватать» как можно более высоких идей, но зато в реализации своих идей они стремятся к законченности и совершенству и умеют этого совершенства добиваться. Они как бы насыпают «астральный холм», выращивая на нем «астральный сад».

Этими различиями и определяется то «международное разделение труда», которое мы можем наблюдать и сегодня: Восток тщательно разрабатывает идеи, идущие с Запада. Грубо говоря, Восточный завод реализует идеи Западного конструкторского бюро. А в чем же в этой международной кооперации роль Центра? Однако прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно задаться другим – а существует ли вообще сегодня Центр? Почему возникает такой вопрос?

Открытие Америки и ее колонизация европейцами одним из своих следствий имело то, что Западная и Центральная культуры стали соединяться в одну. В результате, с одной стороны, стала появляться мощная Центрально-Западная культура, а с другой –  зона «чисто-Центральной» культуры стала сокращаться. До сегодняшнего дня это положение осознается очень фрагментарно. Все видят очевидное европейское (Центральное) влияние на Америку (Запад), но гораздо меньше видят (а чаще совсем не видят) американское влияние на Европу. Тем не менее, это влияние существует, и оно не менее сильно (хотя и менее заметно), и началось это влияние задолго до того, как американцы пришли в Европу как ее «спасители» - победители во Второй Мировой Войне. Влияние это имело много разных форм, но в его результате жизнь в Западной Европе и чем дальше, тем дальше на восток становилась все более «горизонтальной» - все меньше места в ней оставалось Высокому и все больше – «технологической» проработке уже найденных идей. Конечно, этому процессу помогало и то, что Европа была погружена в строительство своей последней по времени метакультуры (я называю ее гуманистической, потому что человек в ней оказался высшей ценностью).

В результате чисто «Центральная» часть Центрального мира стала сокращаться до стран ислама и России (под словом «Россия» я имею в виду «русский мир», мир русской культуры, еще недавно стремительно расширяющийся, а сегодня сжимающийся) . А так как страны ислама погружены в свою, уже очень престарелую, но еще не закончившуюся культуру, то Россия оказалась едва ли не единственной «работоспособной» частью Центрального мира. А работы у Центра хватает и сегодня -  в мире, становящемся все более единым. И суть этой работы заключается в том же, чо Центр делает всю свою историю – в том, чтобы принимать самые высокие из доступных СЕГОДНЯ людям идеи, которые определят лицо рождающейся общемировой культуры. Этим и определяется место Центра в сегодняшнем мировом «разделении труда» - это место «Академии Наука», которая питает идеями и «мировое конструкторское бюро», и «мировой завод».

Какие есть основания думать, что Россия  в ее сегодняшнем бедственном положении может справиться с этой задачей? И почему все же Россия, а не, например, Индия? Об этом – в следующей статье.

 

 

 Статья 3. Русский архетип 

Народы отличаются друг от друга. Люди одного народа имеют некие общие черты, которые отличают их от людей другого народа. Совокупность этих черт можно назвать «душой народа». Что именно это за черты? На этот вопрос ответить бывает нелегко, прежде всего, потому, что мы ищем сходства-отличия таких больших ГРУПП людей, какими являются народы,  среди черт, отличающих друг от друга ОТДЕЛЬНЫХ людей. Но умные и глупые, честные и нечестные, добрые и злые люди есть в любом народе – черты народной души часто отличаются от черт души индивидуальной и назвать их бывает непросто. Конечно, мы пытаемся, когда говорим, например, о педантичности немцев или остроумии французов, но все наши наблюдения в таких случаях оказываются весьма поверхностными: не все немцы педантичны, а французы остроумны.

Более внимательный анализ позволяет выделить в составе народной души две группы составляющих. Первую, наиболее очевидную, можно назвать «характером народа». Ее образуют особенности стиля поведения людей, составляющих народ. К важнейшим из таких «стилистических особенностей» относится язык народа и его культура. Но есть другая, гораздо менее очевидная, составляющая народной души. Это судьба народа, его предназначение в истории, его задача. Эта общая для всех людей народа задача, цель и, соответственно, общая для всех людей народа деятельность, историческая работа обычно осознаются большинством людей народа очень смутно, очень фрагментарно, а часто и почти совсем не осознаются: человек участвует в судьбе народа, даже творит ее, но сам этого не понимает. Поэтому для понимания исторического предназначения народа (я буду называть это общее для людей народа прорастающее из их общего бессознательного в их общую совместную деятельность зерно их общей судьбы юнгианским термином «архетип») необходим специальный анализ – исторический, культурологический, психологический.

Такой анализ и открывает, что хотя среди живущих сегодня народов есть, по меньшей мере, три – индусы, евреи и русские – чьи архетипы связаны с тем Важнейшим Знанием, Как Жить, которое необходимо современному человечеству для построения новой культуры, но из этой троицы именно русским предстоит взять на себя роль духовного авангарда. Почему не индусам и не евреям? Потому что и у тех, и у других иные исторические задачи. Впрочем, более подробный ответ на этот вопрос увел бы нас слишком далеко в сторону.

Анализ русского архетипа открывает в нашей общей душе одно удивительное свойство. Я назову его «стремлением к Свету». Всегда на протяжении всей своей истории – от сказок о молочных реках и граде Китеже до программы построения коммунизма - русские люди (я говорю о людях русской культуры, говорящих и думающих на русскм языке, неважно насколько раскосы их глаза, горбаты носы и смугла кожа) мечтали о построении на Земле Божьего Царства – общества счастливых людей. И здесь неважно, что реально русская жизнь никогда и близко не приближалась к этому сказочному идеалу. Важно само стремление: готовность поставить эту цель во главу угла и идти на любые жертвы ради ее достижения.

Это стремление никуда не делось и сегодня – во времена сильнейшей деградации всей нашей жизни. Именно оно и дает основания для исторического оптимизма. Но, конечно, оптимизм этот не безоблачен. Среди многого другого его омрачает  вопрос: как это общее стремление к счастью может стать основой общей работы, когда разные наши люди так по-разному видят пути к нему? Об этом – в следущей статье.

 

 

 Статья 4. От предчувствия к деятельности 

Итак, общее чувство – желание прекрасной, справедливой, Божественной России – и такие разные представления о том, что эта такое и как к этому прийти. Очень много тех, кто хочет «взять и поделить», и тех, кто хочет поубивать  (в более мягких формах - пересажать или повыгонять) очень плохих внутренних и внешних врагов, записывая во враги всякого непохожего на себя родного. Кто-то хочет вернуться назад – в сказочное коммунистическое время, или в сказочное романовское время, или в какое-нибудь еще сказочное время. В общем, в головах – разруха. О чем, о какой слаженной работе народа, о каком возрождении можно говорить в таких условиях?

Действительно, в ТАКИХ – невозможно. А в каких возможно?

Нетрудно ответить – в каких? Необходимо общее (в смысле – достаточно массовое) понимание нашего положения, наших целей и  нашего плана их достижения. Причем, понимание это должно быть адекватно-реалистичным. 

Как добиться такого массового понимания? Это тоже небольшой секрет. Сначала это понимание должно стать достоянием сравнительно небольшой группы тех, кто не будет жалеть сил на то, чтобы делиться своим пониманием с окружающими. А дальше процесс становится подобным снежному кому, когда чья-то рука бросает снежок с горы.  Присутствие Руки сегодня чувствуют многие. Дело – за снегом. За нами.

И дальше все тоже просто – постоянно растущая, саморасширяющаяся организация единомышленников, хорошо понимающих ошибки своих предшественников, старательно обходящая известные ямы на своем пути: неумелое насилие, внутреннее разложение-перерождение-вырождение, ложь, пустые страхи и т.д. и т.п. Такая организация сможет работать.

Такая вот вкратце программа: от чувства – к слову; от слова – к делу. От общего предчувствия – к общему пониманию (к общей идее, выражающей наше общее чувство), а дальше – к общему деланию, общему делу.

Что составляет сердцевину понимания, о котором я говорю? Как выразить кратко центральные моменты того, какой должна быть наша жизнь, какую жизнь мы хотим? Об этом – в следущей статье.

 

 

 Статья 5. Контуры будущего 

Я подошел к тому моменту, когда при текущем состоянии умов в России любой тезис неизбежно будет восприниматься через призму стереотипов – «Ах, он коммунист!», или «Эх, он либерал(ст)!», или «Ух, он теократ!». Тем не менее, хотя предлагаемые Вашему вниманию контуры и имеют определенное родство с известными принципами организации общественной жизни, речь, тем не менее, идет о новой конструкции. После такого краткого вступления, которое нужно было сделать, хотя я и сомневаюсь, что оно мне поможет, перехожу непосредственно к сути.

Цель общества. Прежде всего, она, эта цель есть, что уже само по себе подразумевает высокую степень общественной организации. Эта цель – ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ всех членов общества.  Общество стремится создать самые благоприятные условия для духовного развития каждого своего члена, конечно, с учетом его индивидуальности. Что такое духовное развитие? Прежде всего, это, конечно, образование. Каждому человеку должна быть предоставлена возможность учиться столько, сколько ему нужно, и у тех учителей, которые ему нужны.  Духовное развитие личности на определенных и очень продолжительных для большинства современных людей этапах – это эстетическое развитие. Поэтому искусство, эстетическая деятельность является одним из приоритетов государственной политики. Другими очевидными приоритетами являются наука и здравохранение.

Идеология.  Опять-таки, прежде всего, она есть. Ее основу составляет отказ от наивного материализма-атеизма в пользу более  глубокого видения мира, в котором идеальные и материальные сущности (миры) находятся в довольно-таки сложных взаимоотношениях. Человек принадлежит к обеим мирам: телом - к  физическому (материальному); душой (психикой) – к идеальному, и его главная жизненная задача заключается в выращивании своей собственной души (а как следствие, и окружающего мира) к все более и более высоким уровням идеального. На языке традиционных религий такая задача легко переобозначается с помощью таких формул, как «Спасение», «Нирвана», «Царство Бога на Земле» и т.д.

Экономика. Она подчинена главным задачам общества. Распределение  общественного продукта исключает сильное неравенство. Право частной собственности признается, но с существенными ограничениями возможности распоряжаться «своим» капиталом: грубо говоря, при очень значительной частной собственности, размер личной собственности (предметов потребления)  значительно ограничен – «золотые унитазы» находятся вне закона. Отношения бизнеса с обществом регулируются договором, за соблюдением которого общество внимательно следит. Направленность экономики – инновационная. Все новое и перспективное получает государственную поддержку. Такое положение естественно, так как духовное развитие ученых и инженеров неизбежно приводит их к открытию нового.  

Политическая система.  Основу политической системы составляет организация, сочетающая в себе черты партии (народного движения), церкви и школы духовного роста. Нечто, напоминающее КПСС, но защищенное от всех тех многочисленных уродств, которые и предопределили в конце концов судьбу КПСС.  Эта организация должна быть иерархичной – возглавляют ее самые высокие в духовном отношении члены общества. Это общий принцип: место человека в  иерархии определяется его духовным ростом (мудростью, добротой, честностью...). 

Важнейший принцип внутренней жизни организации – постоянное самоочищение.

Проблема сочитания демократического и централистского начал в жизни организации – выборности и назначаемости – также относится к важнейшим и решается организацией постоянно в зависимости от ее состояния и состояния общества. Но в любом случае, демократическая составляющая жизни организации устроена так, чтобы ее члены голосовали только на уровне своей компетенции. Выборы многоступенчаты: члены более низкого уровня иерархии выбирают из своей среды члена более высокого уровня, который утверждается членами этого более высокого уровня.

«Фракции» этой организации ведут дискуссию по поводу методов решения тех или иных задач, стоящих перед обществом. Арбитрами в этой дискуссии могут выступать иерархи организации. 

Основные функции организации – это планирование необходимых на уровне общества действий и контроль за их выполнением: за аппаратом, чиновниками и т.д.

Внешняя политика.  Направлена на распространение принципов организации общественной жизни по всему миру, естественно, с учетом готовности народов мира принять эти принципы.

 

Вот такие общие принципы. Мы подошли к тому месту, когда у вас должен возникнуть вопрос даже не о том, насколько такая конструкция хороша (тут легко представить себе вкусовую разноголосицу тех, кто и сегодня продолжает уповать на следование моделям западной демократии, тех, кто с ностальгией вспоминает о советском коммунизме, и всех остальных героев нашей политической жизни), а о том, насколько она, в принципе, возможна. Об этом – в следующей статье.

 

 Статья 6. Психологические барьеры и воплощение утопии

Есть ли у описанной в предыдущей статье («Контуры будущего») социальной конструкции шансы на то, чтобы увлечь и объединить значительную часть народа, без чего она, эта конструкция, конечно же, обречена остаться только на бумаге. Если говорить о сегодняшнем дне, то шансов у нее нет никаких.

Сегодняшнюю интеллектуальную элиту, раздираемую набором противоречивых мифологем, конструкция такого рода может только раздражать, причем, каждый «лагерь» будет раздражать свое. Технократов, хорошо затвердивших школьные учебники, будет раздражать идеологический отказ от наивного материализма. Либералов – намеки на тоталитаризм (едва ли многие из них возьмут на себя труд понять, что никаких подобных намеков здесь нет). Православных интеллектуалов и коммунистических интеллектуалов – покушение на монополию (пусть, и хотя бы только монополию на истину), соответственно, коммунистической и православной идеологии. Ну, и так далее. 

И подавляющему большинству нашей интеллектуальной элиты сегодняшнего дня не удасться эти барьеры преодолеть. Да, оно, большинство это и не очень-то стремится что-то менять в устоявшихся взглядах. Зачем?

И только совсем немногие смогут заметить, что предлагаемая конструкция объединяет (хотя и не соединяет эклектически-механически) все сегодняшние идеологические платформы, беря из каждой самое ценное и отбрасывая второстепенное. Вот на их-то плечи и ляжет груз преобразования того, что кажется сегодня совершенно утопичным, в реальность завтрашнего дня.

Хорошо  известно, как сказка становится былью. Для этого очень многие люди должны понять, что сказка - не сказка, а программа действий. Но для того, чтобы это поняли многие люди, сначала это должны понять немногие – «избранные из званных». К ним я и обращаюсь в первую очередь.

Только наша с вами каждодневная и целеустремленная работа, работа неблагодарная, под градом насмешек, снисходительных усмешек и прямой ругани, работа, ежеминутно натыкающаяся на стену непонимания – нежелания понимать и неспособности понимать, только такая наша работа по разъяснению своей позиции, по активизации способности думать у наших собеседников и по «вербовке наших сторонников» может подготовить ту почву, на которой и посаженная в нее палка начинает плодоносить.

Сколько уйдет времени на такую подготовку? Мы этого не знаем и не можем знать. Но у нас есть одна причина для оптимизма: в своей работе мы не одиноки.  Над Землей снова, в который раз разгорается Свет, который несет человечеству идею и требование новой культуры, нового, неизвестного ранее способа жить, нового еще не бывшего в истории человека. И этот Свет чувствуется множеством  людей и не только в России. Стать соработниками этого Света нам и выпала честь. А имея такого Партнера, можно не сомневаться в успехе всего предприятия.   

 

 

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 



 



Сайт управляется системой uCoz