Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 

Александр  Балтин

 

СТИХИ

 

 

*    *    *

 

Сома  много  шире  всех  возможных  вод,

Океан  из  сомы  прорастёт –

Встанет  суша – черепаха  суши.

Сома  жизнь  даёт.

Потёмки  сушат

Души. Сома-слово, сома-слава.

Если  битва – то  она  кровава.

Кто  дыханьем  битвы  жив – коряв

Духом, и  в  желаниях  не  прав.

Сома  сок  растения  небесного,

Что  величьем  затмевает  бездны  и

Светозарно  истину  несёт.

Сома-сок. А  где  волшебный  плод?

Сома – Млечный  путь, и  многозвездный

Путь  небесный, мало  нам  известный,

Вытканный  полями  серебра.

Сома – как  символика  добра.

Сома – сумма, всё  в  себя  включает…

Космосом  нам  души  наполняет,

Чтобы  пели  высотой  они,

И  цветы  растили  в  них  огни.

 

 

*    *    *

 

…И  вот  стихи  писал  про  запонки

В  манере  несколько  прозападной,

Средневековой  может  быть,

Иносказанья, аллегории,

Тугие  строчек  траектории.

И  жизнь – как  заурядный  быт.

 

Мол, эти  запонки  пропали.

Буфет  и  шкаф – мы  не  видали.

Хозяин  по  полу  ползёт,

Заглядывает  под  кушетку,

И  опрокинет  табуретку.

Кто  хочет - тот  его  поймёт.

 

Где  аллегории? А  вот  же:

Всё  время  ищем, что  негоже

Терять, и  не  находим. Нет.

Где  запонки? Не  обнаружишь.

Со  смыслом  жизни  столь  не  дружишь,

Сколь  производишь  стихобред.

 

 

*    *    *

 

Алхимия  слиянья  душ,

Алхимия  слиянья  веры…

Вот  русский  способ  жить – он  чужд

Я-сам-в-себе.

Свои  химеры.

Свои  высоты  и  слои

Сияний – нежно-золотые.

Но  чувства  и  мечты  свои –

Вдвойне – коль  вместе – дорогие.

Так  купола  свечей-церквей

В  костёр  сливаются  ярчайший.

Так  из  огня  родится  сей

Соборный  путь  необычайный…

 

 

*    *    *

 

Небо  забинтовано, как  рана –

Сумерки  порадуют  едва  ль.

Кровь  пролита  вряд  ли  из  стакана,

То – немаловажная  деталь.

Крови  предзакатной  было  много,

И  как  раз  потребны  и  бинты.

Небо  забинтована.

Дорога

Длится, и  дорогу  знаешь  ты…

 

 

*    *    *

 

По  ступеням  Строматов  пойдём,

Приближаясь   к  небесному  полю.

Сократим  в  себе  чёрную  волю

К  матерьяльности, радость  найдём.

 

Что  Климент  говорил о  судьбе?

О  богатстве? О  множестве  разных

Прихотливых, известных  тебе

Жажд, по  сути  достаточно  праздных?

 

Мир, в  котором  он  жил  не  предста-

вить – ветвился  по-своему  слишком.

В  тексте  отблеск – даёт  высота,

Отблеск  вижу, а  текст  не  услышан.

 

Не  услышан, поскольку  живём

Так, как  жили, закручены  темой

Низовой  жизни, к  смерти  идём,

А  другою  как  жить  нам  системой?

 

Прорываясь, коль  сила  дана

К  слову  правды – поможет  она…

 

 

*    *    *

 

Ослепительное  бунинское  солнце,

Хоть  к  деталям  черезмерна  страсть –

К  счастью  мира, почитав, прорвёмся,

Не  проглотит  адовая  пасть.

 

Сколь  сильны  подробности, детали,

Хоть  и  описания  еды.

Но  на  всём  есть  отблеск  вертикали,

С  привкусом  притом  живой  воды.

 

И  тягучи  бунинские  строки –

Мёдом  проникают  в  бедный  мозг.

Жизни  всех, увы, столь  одиноки,

К  общности  литература  мост.

 

 

Из цикла «БЕЗДНЫ  МОЗГА. ПАМЯТИ  ПЕНФИЛДА»

 

4

 

Вот  кажется – ещё  чуть-чуть

И  будет  код  существованья

Открыт…Рифмуя  суп  и  суть

В  сближенье  что  найдёшь? Мерцанья

Непредставляемых  высот?

Мозг  сжат  объёмом  мирозданья,

Пульсирует, живёт – живёт

По-свойму: недрами  молчанья,

Объёмом  шаровых  работ,

И  сетевой  игрою  вспышек.

В  ячейках  бездна  слов, и  вот

Ячеек  тьма…И  бездна  выше.

 

5

 

Скальпель  иссекает, что  прогнило,

Мозг  открыт – открыто  небо  над…

А  миры – какая  ж  держит  сила,

Чтобы  жизнь, пройдя  через  могилы

Садом  стала? Чтобы  всюду – сад…

 

 

Из цикла «ДЕРЕВЬЯ»

 

                   4

 

Мог  помочь, а  не  помог –

В  сердце  чёрный  уголёк…

Что  кусок  коры  чернеет

В  нише  сердца  уголок.

 

Что  читаешь  на  коре?

Что – доверенный  муре –

 

Ты  живёшь  не  так, как  надо?

Дальше  точка. Иль  тире.

 

Коль  тире – то  изменить

Жизнь  сумеешь – дабы  жить

Посветлей. А  если  точка –

Хуже  и  не  может  быть.

 

 

*    *    *

 

Папа  двинулся  с  барбосом  погулять,

Мама  жарит  к  ужину  картошку.

Сыну  десять  лет, и  не  понять

Взрослую  пока  ему  дорожку.

 

Сыну  десять  лет. Глядит  в  окно.

Снег  идёт, и  белизна  такая,

Что  поверить  вряд  ли, что  темно

Может  быть.

Что  жизнь  темна  людская.

 

 

ХНЫКАНЬЕ

 

Слова  куда-то  разбежались,

Не  получаются  стихи.

К  себе  охватывает  жалость,

Что  пострашней  хмельной  тоски.

 

Сидишь, в  окно  глядишь, не  зная,

Чем  голову  сейчас  занять.

 

И  прошлое  перебирая –

А  что  его  перебирать?

 

Не  хнычь, а  хочется  похныкать…

Воспоминанье  из  таких

Чудесных  в  глубину  заныкать.

Потом, быть  может, будет  стих.

 

 

НЕУСЫХАЮЩЕЕ  МОРЕ. КОНЕЦ  80-Х

(стихотворение в прозе)

 

Сгрудились – пёстрой, шумно-толстой  толпой  в винном  отделе, напирают, лезут.

– Слышь, парень, ты  вроде  здоровый, подвинь  очередь, а?

– Да не вопрос! – рослый  толстяк  налегает  на  впереди  стоящих, и  алкошок  втискивается  в  образовавшуюся  промоину.

– Ну  ты, мордатый, хорош  пхаться!

– Сам  как  щас  пихану!

– Три  бутылочки  Агдама.

– Больше  двух  не  положено.

– Ну  дай, друган, баки  ж  полыхают.

– Иди, мужик, не  задерживай.

– А-а-а…

– Руку  прищемили, чтоб  вас…

Отоваренные  прячут  бутылки  в  сумки, отходят, лица  светятся  счастливым  предчувствием.

– Ой, не  достанется, ой, не  хватит…

– Да  не  охай  ты, бабка, как  тебя  сюда  занесло…

– Внучку, милок, приятное…

– Ох-хо-хонюшки, повезло  внучку-то…

Шум, гам, пустые  ящики  уносятся, возникают  новые.

Толкотня  сильнее  чем  в  транспорте в  час  пик.

Конец  восьмидесятых.

Алкогольное  пересыхающее  море.

Но  этому  морю  не  усохнуть  никогда…

 

 

Из цикла «ВЗГЛЯД  СНИЗУ»

 

1

 

На  штырях  практицизма  растянутое  человечество. Зачем  делать  что-то, что  не  приносит  доход? Писать  стихи, к  примеру, не  говоря  уже – читать  их? Хризантемы  мечтаний  оборваны  лапами  расчётов. Карьерная  лестница, ведущая  к  сияющим  вершинам  материального  процветания  сбрасывает  по  сути  в  смрадные  ямы  пустоты. Практицизм  готовит  новые   и  новые  уловки  человеческому  сознанью, чья  плоскостная  косность  не  ставит  ему  преград…

 

4

 

Смотреть  на  волны, пробовать  сосчитать  их…Чем  меньше  в  жизни  узнал, тем  пышнее  мечты – расцветают  оных  созвездья… Лестница  волн, идущая  к  горизонту; лестница  в  небо; Лествичника  слова. Имел  ли  он  мечты? Невозможно  представить  психологию  святого.

Я  строил  в  детстве  замки  из  песка – вились  они, тянулись  вверх, крохотные.

Смотреть  на  волны, смотреть  из  окна  электрички – жизнь, проносящаяся  мимо…

 

7

 

Отсутствие  в  современном  социуме  интереса  к  поэзии  свидетельствует  и  об  интеллектуальном  обнищании  общества  и  об  обнищании  самой  поэзии. Филологические  игры  с  тенденцией  к  формальной  переусложнённости  не  могут  насытить  душу. Дребезжанье  дешёвого  стёба  едва  ли  сопоставимо  с  гармонией  высоты. Позабыто  как  будто: поэзия –   выражение  чувств  и  мыслей  посредством  соответствующей  формы – при  отсутствии  и  того, и  другого  и  форма  оказывается  растленной. Читателю, желающему  соприкасаться  душой  с  миром  поэзии  логично  обратить  взгляд  назад, вскрывая  ларцы  классического наследия, но  и  этого  не  происходит: скучно. Скучно  для  большинства. Может  быть, поэзия  не  нужна? Может  быть, её  достаточно  в  облаках, дождях, скверах, любви – и  нелепо – по  Оккаму -   умножать  сущности  без  надобности  путём  словесной  игры?

Истина  где-то  между: сказывается  усталость, истощённость  поэтических  недр  интенсивностью  веков  поэзии; плюс  к  этому – суетливый, мелькающий  характер  жизни, исключающий  сосредоточенность  и  углублённость, необходимые  для  чтения  стихов.

Но – отсутствие  поэзии  в  социуме  приводит  оный  к  сугубо  потребительскому  окрасу, но – зыбкие  прослойки  поэзии  в  глыбе  любого  общества  отливают  небесным  огнём, столь  необходимым  людям, чтобы  не  забыть, что  они  люди, но – вновь  и  вновь  дерзновенья  и  мечты  людей  облекаются  в  поэтическую  форму; и  живёт  поэзия, живёт, и  невозможно  ответить – нужна  она, или  нет…

 

8

 

Денег  не  было, хотя  он  работал, работал…Он  ходил  на  службу – нудную, надоевшую – ходил  с  юношеских  лет: честный, работоспособный. Платили  мало. Иногда  ему  удавалось  напечатать  стихи, но  это  не  приносило  ни  денег, ни  известности. Разменяв  пятый  десяток – так  и  видел  звонкие, укатившиеся  монетки – он  задумался: что  значит  жизнь  удалась? Не  удалась? Для  чего  жил  он,- тронутый  плесенью  одиночества, с  мозгом, полыхающим  порою  письменами  стихов? Для  чего?

 Может  быть  для  одоления  незримой  лестницы, ведущей  вверх? Но  он  не  чувствовал  подъёма. Может  быть, для  подключённости  к  мировому  духу, частичкой  которого  ощущал  себя  порой? Но  это  были  редкие  мгновенья.

Мартовская  оттепель  била  о  подоконник, и  он  глядел  в  окно, курил, и  не  находил  никаких  ответов…

 

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите



Сайт управляется системой uCoz