Александр
Балтин
ЦВЕТЕНИЕ ТРЁХ
ВЕТВЕЙ
САМОЦВЕТЫ ПРАВОСЛАВЬЯ
Самоцветы православья!
Аметисты ли
икон,
Золотые славословья –
Сколько восприемлет
Он?
Ладана куренье, свечи
В тень
вонзают копьеца.
Просьбы,
просьбы человечьи –
Всё о
том же.
Без конца.
Воды
мистики
мерцают.
Запечатан ли
сосуд?
Сильно нам
тела мешают
Душами раскрыться
тут.
Самоцветы православья,
Их глубок
духовный тон.
Вера
– наше оправданье,
Непонятное притом.
САМОЦВЕТЫ
Шлифуются веками
самоцветы,
Словами обработаны
они.
Слова и
Слово.
Вечные сюжеты,
Что предлагают
нам витые дни.
Грань Златоуста, грань Иеронима –
Едина христианства
сущность, но
Земное слишком
твёрдо – как же мимо
Пройти?
Зайдёшь в тупик, а
там темно.
Покровы всё
же мнится благодатные
Простёрты над
Россией, хороши.
А самоцветы
скрыты, что понятно и
Логично,
коль неразвитость души
Людей сегодняшних – как аксиома.
Шлифуются веками
самоцветы.
Даёт надежду
это,
Что завершится – длится долго – кома
Духовная триумфом
света.
ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА
Туринской плащаницы
тайна
Разгадана не
будет, нет.
Анализ утверждает – так-то,
А вера – ерунда – в ответ.
Коль вера
есть, то подтвержденья
Материального не на…
Томит змеиное
сомненье –
Моя ли
в том, спрошу, вина?
Спрошу,
да только нет
ответа.
Туринской плащаницы
знак…
А что
не расшифрован – это
Свидетельствует
– мы никак
За все
века открытий к небу
И не
приблизились на чуть.
Притом к
себе претензий нету,
Хотя свою
не знаем суть –
Суть человека
человеку
До чёрной
бездны не ясна.
Но вижу
световую ветку,
Она протянута, она
Даёт надежду. Плащаница
Всего предмет, а
дух важней.
Туристов сытенькие
лица,
И души – сгустками страстей.
ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ
Легенда башни
может быть
Серьёзней башни? Я
не знаю.
Архитектуру понимаю
Как данность, без
какой не жить.
Наклон
– как приближенье ко
Земле.
У башни
есть ли корни?
Ну а
представить, чтобы конный
Проехал мимо
не легко.
Ажурна башня, и
сквозят,
Белея,
нежные колонны.
Не знаю – грают
ли вороны
Поутру в
Пизе? Иль молчат…
Туристов сытые
стада
Однообразные по
сути.
Пред суммой
камер не спасует
Такая башня
никогда.
Не упадёт, нет-нет, она,
Наклон храня, как
ветку веры.
Останется в пределах меры
Всегда,
такая ведь – одна.
ФИЛИОКВЕ
Снег синеватый, гладкий,
Горят медово
фонари.
Не говорю, что
всё в порядке,
Что плохо
всё – не говори.
О филиокве
размышляю.
И логики
земной плоды –
Сочны ли? Нет? – я
собираю.
А может быть
– плоды тщеты.
Логично
– Сын с
Отцом едины,
Так почему
ж от Сына
не
Исходит Дух
Святой?
Картины
Раздора,
страшные вполне.
Соборы древние
представишь –
Людей,
что слезли со
столпов
И патриархов: тех, что: давишь –
Так существуешь.
Масса слов.
Вполне логично
добавленье.
Звук филиокве
золотой.
Снег белый, фонарей лученье,
И зимний
столь глубок покой.
МАРТИН ЛЮТЕР
К запруде
в половодье подступив,
Река ломает
крепкую плотину –
Так Лютер, сложный опыт
накопив
Словами бьёт
и скверну и
гордыню.
Слова его
тверды – что камень твёрд
Все знают, ну
а тут слова
такие.
Их сумма
смысловой аккорд.
Аккорд,
Что смыслы
обещает золотые.
О,
Лютер жизни изучил
хребет.
Он грамоту
прибил к дверям
собора
Противу индульгенций – ибо свет
Его вёл
выше…не хватает взора.
Завет переводил, всю мощь
его
Пристрастно сердцем
сердца постигая.
А в
сердце сердца что
важней всего
Заключено
– любовь: и золотая.
Над городом, где
башни велики
Простёрта ночь
своим текучим телом.
В углах
повсюду тощие грехи,
Что уязвляют
человека делом.
Не спит, не
спит вершащий перевод –
Как Даниил
меж львами – меж грехами.
Корона света – это
небосвод,
Поддержан Библией, её
стихами.
Но проповеди – олово кипит,
Не выжгли, жалко, гнева и
гордыни.
Но после
Лютера иначе мир
глядит
На сочетание
небесных линий.
О ЦИОЛКОВСКОМ
1
У
реки пейзажи таковы,
Что
яснее грандиозность неба.
Неба – как мечта, какую
вы
Коль
живёте только ради
хлеба
В
душах не находите
своих.
И
на облака глядит
учёный,
Постигая своеродный
стих,
В
капсуль смысла прочно
заключённый.
И
тогда он видит
надпись – Рай,
Только это
надпись на английском.
Он
её постичь стремится
с риском
Быть
осмеянным – сказать ли: привыкай?
Но
давно к насмешкам
он привык,
Ибо
выучил метафизический язык.
2
Двор
не столь обширный, и
забор
Деревянный, и мыслитель
снова
Нечто ладит, прикрывая взор
Внутренний за
счёт земного слова:
Слова-дела. Нужен аппарат,
Вот
он под руками
возникает.
А
потом открыт небесный
сад –
За-небесный, но и
так бывает.
3
Замкнутость эта
его
Следствие внутренней
жизни,
Слишком насыщенной
жизни.
Не
объяснить ничего –
Им – пироги и вино
Это
их жизни основа.
Нет, он не
сноб. Но вино
Не
принимает. Основа
Жизни его – это
дух.
4
Каким быть
должен аппарат,
Что
унесёт нас на
планеты?
И
звёзды – высоко висят,
И
плаванье возможно ль
это?
Рассчитывает аппарат,
Играя с
данность, и время
Чуть
обгоняет.
Люди
спят,
А
после им – чай и
варенье.
5
Одно
в другое входит
мощно –
Полёты в
космос – как душа,
Что
алчет высшего, что прочно,
Тем
возрастает не спеша.
Поездка на
велосипеде
И
символ скорости – с какой
Мелькает детство, и
соседи
Взывают к
взрослому – Постой.
Жизнь матерьяльным – и мерцанье
Небес, как зеркало
пути –
В
нём отразятся расстоянья,
Какие нам
ещё пройти…
ЧАСОВНЯ НА
ВДНХ
1
Напротив яблочного
сада
В сирени
белая часовня.
Она возникла – так и надо
–
Столь гармонично, безусловно.
Когда сирень
цветёт – волшебной
Вообще её
я представляю.
Идя в
неё с тоской
душевной,
Тоску такую
я теряю.
О чём
прошу у Спаса? Просто
Я Отче
Наш стою, читаю.
И умилённо, но
и остро
Лучи небес
воспринимаю.
2
Зимой белеют
синие снега,
Скрипят сметанные
дороги.
И мне
часовня очень дорога.
Так линии
её просты и
строги.
Так бел её кристалл – в
пандан снегам,
Что чище
сердцем становлюсь я сам.
3
Во имя
Василья Великого,
Которого я
не читал…
Вот лавка, торгуют книгами,
Свечами,
их много
не брал.
Брал три: Богоматери ставил,
Христу и
в канун – всё же я
Не знаю
церковных правил,
Но длится
судьба моя.
И вот
копьеца взлетают
Огня.
Ни о
чём не молю.
Свеча постепенно
тает.
Я верю – Христа
я люблю.
4
Убранство аскетично
строго,
И белизна
так дорога –
Такой должна
бы быть дорога
Туда,
где сгинет власть
врага.
5
Иконы строгого
письма,
И лёгок
огонёк свечи.
Бела часовня, как зима,
И от
неё идут лучи:
Не вижу: ощущаю
я.
Пространство,
данное внутри,
Как расширенье
бытия
За счёт
неведомой зари:
Метафизической зари,
Что ощущается
в душе.
А лучше
не молись. Замри.
Молчу.
И замер
я уже.
6
Шёл молиться. Снег белел
неровно,
Кое-где асфальт
чернел…мерцал…
Шёл молиться
в белую часовню,
Изменений никаких не
ждал.
Подошёл
– закрыта. Постоял я,
Что-то бормоча.
Из-за ларька
Женщина идёт
довольно вяло.
Шёл,
я кажется, издалека.
Да,
ларёк – иконы, свечи, книги.
От часовни
ключ, наверно, в нём.
Но замок
сломался – не великий
Мастер по
замкам я, но объём
Сил какой-то
есть – рванул сильнее.
Дверь открыл, и
скоро впущен в
храм.
Есть ли
знак в событии?
Белее
Снег окрест, чем
представлял я сам.
Я стою
и Отче Наш
читаю,
Изо рта
клоками белый пар.
Каждым днём
реальность постигая,
Выстою,
коль раньше не
пропал.
7
Будто тело
её – от облачной, высокой,
спокойной плоти, или от
цветенья сирени, или от
белизны снегов.
Или
– сумма сумм?
Архитектурная строгость
настраивает на строгость
мысли.
Золото огня, тонкое
копьецо свечи – против золота
украшения – или в подмогу
ему?
Во имя
Василия Великого наименована – древний ратник
духа, великий учитель;
мускулы мысли поддерживают
мускулы веры.
Ни о
чём не надо
просить – небо так высоко
над нами.
Часовня отправляет
мысль в метафизический полёт, и
я чувствую прикосновенье
к небу…
РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ
1
Под закатом
подразумевать
Смерть,
чьи фиолетовы каменья.
Символов цепочки
составлять,
Неверны
– так разлетятся звенья.
Дымкою,
мол, жизнь окружена,
И в
значенье первом непонятна –
Тяжела,
загадочна она.
Что мы
видим? Шаровые пятна…
2
Снежная мистика
Блока.
…красное домино.
Будущее жестоко –
В чёрных
тонах дано.
И погонит
пастырь недобрый
Народы к
провалу тьмы.
И реестрик
убитых подробный
Позабудем так
скоро мы.
Блоку холодно, неуютно,
И душа
его затемнена.
Но в
грядущее, неподсудна,
Та поэзия
включена.
3
Ритмы Петербурга…
Рваный,
тёмный
Теснотой трактирной
дан язык,
Иль капризами
персоны вздорной:
Аблеухов…суховат старик.
Ритмы новые, синкопы страха.
Что же
будет? Красное страшит.
Ах,
куда бы
лучше фуга Баха,
Но нигде
она-то не звучит.
4
Тяжеловат узорчатый
Иванов –
Всё знает, это
тоже тяжело.
Рим состоял
из войн, событий, планов,
Из просто
жизни, это всё прошло.
И вот, в
себе запутанный Иванов
Не черезмерно
ль символов давал?
А в
Риме он под
тишиной платанов
Уютно,
полагаю, отдыхал.
5
Внешне прост
Сологуб,
Внутренне стих
напряжён.
Стих не
бывает груб –
Сух,
сделан тщательно он.
Но сквозит, чернея, потьма
За тою, за
этой строкой.
Будто смерть
поглядела сама –
Мол,
жизнь вам, люди, на кой?
6 БАЛЬМОНТ
Привставал на
цыпочки и пел –
Декламировал стихи
распевно,
И от
звука дополнительно хмелел,
Хоть вино
и так переполняло
вены.
Перевёл всего на
сто томов,
Нищенствовал в
пестроте Парижа.
Для заложника
высоких слов
Небо ближе, чем
реальность, много ближе.
ПЁСТРАЯ ПЛАЗМА
ЛЕСКОВА
1
Из яшмы
что ль слова? иное
Вдруг изумрудом
заблестит.
Разнообразье цветовое
Словесное
слегка
смутит –
Тут малахит
играет, рядом
Сверкает слово-лазурит.
Левша глядит
пристрастным взглядом
На блошку, золото блестит.
Всё очень
русское, густое,
И невозможное
почти.
Труды изографов
покоя
Сулят волшебные
лучи.
2
Чем очарован
странник? Этим
Пейзажем и
ещё вон тем.
Порой,
что очевидно детям
Неясно взрослым. Да. Совсем.
Овцебыка понять
попробуй,
По жизни
сколько раз таких
Встречал
– не зря
ж сносили обувь
На разных
тропах шаровых.
Суммарно типажи
на город
Потянут,
или на
страну.
Как утолить
духовный голод?
Лишь осознав
свою вину.
3
Идут изографы, изографы идут
Туда,
куда ведёт их
труд.
Им тайны
света-ремесла –
А этим
тайнам несть числа –
Доподлинно известны. Так.
Нам дорасти
б до этих
тайн.
4
В трактире
чай карминно-красный,
Великолепны калачи.
Купец
– лицом покуда ясный –
Шестой уж ест
– прям из печи.
Органчик славно
заиграет.
Провинциальное влечёт.
Вон дьяк
с собачкою играет,
А после
горько-горько пьёт.
Так есть
гармония иль нету
В обычной
жизни? Тишине?
А что
стремиться надо к
свету
Давным-давно понятно
мне.
5
Неуверенное многоточье…
Леди Макбет – сколь она
страшна,
Сколь её
душа подвластна ночи?
Мир Лескова
сколь ведёт луна?
Или всё
же солнце?
Мир Лескова –
Пестрота,
и плазмы
густота.
Ежели основа
жизни слово,
То непобедима
высота.
МЕТАФИЗИКА ЗОЩЕНКО
1
Катастрофа начинается
С языка – во
все концы
Если оный
расползается,
Не спасут
и мудрецы.
Вот язык – язык
убожества,
Смех над
ним лишь исцелит.
Что же…всякое
ничтожество
И живёт, и
говорит.
Только ежели
всё множество
Нации заговорит
вот так
Победившее ничтожество
Установит вечный
мрак.
2
Вылезло мурло – и
ну давай
Всем распоряжаться, устанавливать
Так,
как представляет рай. И
край
Обозначен.
А мурло
командовать
Продолжает…что тут
говорить?
Спрятаться от
лезущего теста?
Мудрецу всегда
сложнее жить,
А мурло
извечно безответственно.
3
Интеллигентный поднос, - так
говорит
Быдло,
болван, определяя вещь.
Человек без
развития, без книг зловещ,
Наглость возводится
в культ, душа не
болит.
Тело
– а не
человек, и тело берёт
Верх…и что
же интеллигенцию ждёт?
ФИЛОСОФ ФЁДОРОВ
1
Из еды – всё
больше хлеб,
А постель
сундук заменит.
Суетливый мир
нелеп,
И философ
смерть отменит.
Да,
он знает, как её
Победить.
Никто не
верит.
Рано для
идей ещё –
Век далёкий
их оценит.
2
Силовое напряженье
мысли
Результат,
что неожидан даст.
Византии мерно
дрябли мышцы,
О России
шаровой рассказ.
Возрождение пойдёт
отсюда,
Пусть непредставимое пока.
Ибо только
мы и верим
в чудо
Прочим непонятного
стиха.
3
Абсурд теории
порой
Вдруг практикою
подтвердится.
Но ведь
от смерти шаровой
Никто не
может защититься.
Не надо – пусть
в тебя войдёт,
Коль дальше
возрожденье ждёт.
4
Рукописи,
книги и
бумаги –
Бесконечен,
мнится, каталог.
А аскеза
требует отваги,
Чистоты и
жертвенности – Бог.
5
Победа
– заблужденье многих.
Патрофикации плоды
То для людей, а
для двуногих
Лишь наволока
суеты.
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
1
За чаем
разговоры о народе.
Закат веранду
красит в рыжий
цвет.
На даче
летом, чудно на природе
Вопросы ставить… а ответов нет.
Да,
о народе, о его
страданьях –
Народ же этот – чёрный, рудный пласт.
Грядущее неведомо
заранее:
Такого знанья
людям Бог не
даст.
Условно к
православью отношенье.
А были
те – кто прямо шёл
в народ,
Спускался вниз, и
нижним нёс ученье,
Мед.
помощь нёс. Кто их
теперь поймёт?
И вот
опять за чаем
о народе,
Иль обсуждать
во МХАТе – что и как
Поставили,
и снова
о свободе.
И рассужденьям
всем цена – пятак.
2
Хорошо ль
свою принадлежность к
классу осознавать?
Не страшно
ли классом (динозаврами)
вымирать?
3
Советская интеллигенция – гнутая, всеми давимая…
Через «ц» - совецкая – лучше получится –
Косной массою, большинством нелюбимая,
Интеллигенции не
живёт, а мучится.
В очереди
обруган, зарывается в книжку
философ
Доморощенный,
веры в
душе – нет и на
грош.
И бьётся – рыбёшкою на
крючке – над решеньем вопросов.
Себя не
любит, но порою уверен – хорош.
Нити света
своеобразного всё же
хранила она -
Интеллигенция
- во многом грешна.
4
Нет её
теперь? Наверно, нет.
Интеллектуалы есть, конечно.
Но утрачен
своеродный свет
Уповать на то,
что слово вечно.
5
Книги собирали, служили в НИИ,
Как умели
жизни устраивали свои.
Лазейки искали
от обязательных дел,
Голосовали,
каждый жил, как умел.
Хранили иль
нет световой завет?
Чёткого ответа
нет. И нет
Этого типа
людей теперь.
Как и
что было, поди, проверь.
Или бездну
людскую промерь.
ВЕКТОР Г. СКОВОРОДЫ
1
Он шёл
и шёл. И в
этом суть.
Он шёл, презрев
земные цели.
Не каждый
день ел хлеб
и суп,
Однако,
счастлив был на
деле.
Да счастлив, ибо
соотнесть
Себя мог
с сердцем мирозданья.
И каждый
день был словно
весть –
Склоняла иногда
к молчанью…
2
Сады и
барские усадьбы,
И вишни
здорово цветут.
Попойки тут, в
усадьбе, свадьбы,
Порою похороны
тут.
Он останавливался где-то,
И детям
он преподавал.
И нёс
в себе частичку
света,
Другим охотно
отдавал.
Не умер, а ушёл
он просто,
По облакам
теперь идёт.
И видит
тот волшебный остров,
Который столь
немногих ждёт.
3
Музыка,
философия,
И стихи.
И духовного
вижу колосса я,
Чьи возможности
велики.
4
Богатые особняки,
Сады в
цветенье изобильном –
Даны узлами
той сети,
Что ловит
всех – её легки
Движенья.
Многие бессильны
Противу них. А
ты иди…
Иди,
храня свой скорбный
ум,
И пестуя, сколь
можешь, душу.
Темна,
но велика Псалтырь.
Пусть в
городах лютует шум,
Пусть некто
соблазняет дуру,
Пусть денежная
манит ширь.
Есть узкий
путь, он серебром
Мерцает
– неземного свойства.
Сурки играют
и свистят.
Жить жаждой
неба и добром –
Незримое другим
геройство.
Сады даруют
аромат.
Есть вирши, музыка, ещё
Есть размышления
о жизни,
И подоплёке
естества.
Любите жизнь, саму
её!
Богатства обольщенья
лживы,
Пусть деньги – область торжества.
Вообще имущество
вельми
Опасно.
Пышное именье.
И недоросли
любят лень.
И снова
хлопает дверьми
Хозяин умного
стремленья
Туда,
где свет
прогонит тень.
И снова
пыль и соль
дорог,
И тракты, чёрные от
солнца.
И хлеб
прозрений и молитв.
И мир
поймать его не
смог,
Над миром
он едва ль
смеётся,
Коль сокровенным
знаньем жив.
СТИХИ О
ФИЗИКЕ
1
Упругость и
длина волны
Сколь интересны
говорящему?
Структуру звука
мы должны
Понять,
пристрастны к настоящему.
Акустика таких
высот
Где звук – гармонии основа.
Но как
Евангельское слово
Звучало
– вряд ли кто
поймёт.
2
Твёрдые тела всегда
стабильны,
Кристаллической тверды
основой,
Ионической сильны
основой.
Формулы
– иная речь, обильны.
Формулы описывают
сущность
Твёрдых тел, их
массу и массивность.
Сколь частиц
невидимых активность
Тел таких
нам объясняет тучность?
Физика поэзии, поэзия
Физики,
и мысли
лезвие.
3
Второй
закон термодинамики
В промерах
дней, их острой графики.
Термодинамика системы
Определённые опишет.
Вон облака
плывут – триремы,
И небо
облачностью дышит.
Тепло с
движением союзны.
У физики, жаль, нету музы.
4
Не моё. Как
надпись на арабском
Формула иная
мне.
Их рассматривать! И был
азартным
В этом
деле я вполне.
Физика штурмует
явь, полнее
Тщится описать
наш зримый мир.
Сколь сложны
красивые идеи,
Столь богаты
смыслом – ибо мил
Сад мне смысловой, с разнообразными
Деревами и
травой…цветы
И должны
быть разными,
Чтобы осознал
масштабы ты.
ТАЙНА ТАРКОВСКОГО
1
Неторопливо, не
спеша
Идёт рассказ
о том, что было.
Рассказ эстетский. И
душа
Его
- насколь могла – вместила.
Что отражают
зеркала
Тогда,
когда никто не
смотрит?
Любой всечасно
опыт копит
Через открытья
и дела.
А вот
из Брейгеля дана
Кинематографом картина.
А вот
закат в цветах
кармина,
И взгляд
подростка из окна…
2
Кони мчат, горит
посад, спастись
Не удастся – вот
набег монгольский.
Иль от
смерти будет доля
пользы,
Ибо
– после – отворится высь?
Феофан-изограф умер – но
В церкви
он беседует с
Андреем.
В разорённой
церкви всё равно
Силу видеть
умную умеем…
3
Вот идут
иконописцы, путь
Полем.
Вот белы
без фресок стены.
Золотой всегда
должна быть суть.
В чём
она?
Не знаем.
Несомненно.
4
Сложный-сложный путь
Рублёва
По вхожденью
через краски в слово…
5
Вот планета
мысли – океан
Мыслящий,
чьи образы и
мысли
Непонятны нам. Уж
лучше – пьян
Будь,
чтоб не
поели сердце числа.
Станция в
далёких недрах…Но
Космос их
значенье не откроет.
Темнота пространства…И вино
Если только
сердце успокоит.
Дом.
Отец у
двери. Блудный сын,
Пред отцом
стоящий на коленях.
Может в
том живёт секрет
глубин,
Что не
будет толка в
измененьях?
6
Зона,
забитая разными
Непонятными нам
предметами –
Кажутся несуразными,
Но только
кажется это нам.
Идут вереницей
трое.
О чём
мечтаешь, несчастный,
Сердце зря
беспокоя?
Мир,
чрезвычайно властный,
По-своему всё
истолкует.
Идут вереницей
трое.
На свете
не существует,
Думаю я, покоя.
7
От Ивана, от
военной стражды –
Выше по
ступеням бытия –
Чтобы к
жертвоприношенью каждый
Мог прийти…Так
полагаю я.
Медленно развёрнута
мистерия
В образах
кино,
Чтобы в
небо отворились двери
и
Новый путь
был выявлен – иной.
ЦЕРКОВЬ
1
Крест-корабль
– цветение креста,
Купол парус наполняет небо.
Из реалий
только высота
Интересна
– та, в которой не
был.
Океан любви
плывущих ждёт
С индивидуальностью маршрута.
Ливень темноты
на нас падёт –
Пролетит,
ведь он – всего минута.
Символы архитектуры
столь
И богаты, и
многообразны.
Темнота и
скорбь – сильна юдоль,
Света требует, а
не сарказма.
А иконы – как
сгущённый свет.
Высоки молитвенные
своды.
От распятия
исходит свет
Нами обретаемой
свободы.
2
Сложное устройство
алтаря,
Символы воплощены
в предметах.
Сумма сумм, и
сеть всех силуэтов,
Плоть души
живёт благодаря
Жертвоприношениям твоим.
Лжица тускло, холодно блеснула.
Сущностно алтарь
непостижим.
Музыка его
противу гула.
3
Лжица
– маленький предмет,
К месту – так
важнее нет.
Сущность каждого
предмета
В том, что
он частичкой света
Вписан в
действия людей.
Он включён
в орнамент действий.
К месту – нет
его важней.
В утвержденье
нету дерзости.
4
Солея пространство – но оно
Вписано
в
реальность храма,
И насыщено
дыханьем, включено
В гамму
общую.
Сияет гамма.
5
Свет,
сгущённый в иконостас,
Что увенчан
распятием мощно.
Следуй свету – завет
для нас,
Душам
вектор движения точно
Ведом,
только мешают тела.
Взмывом иконостас – выше, выше,
Цветовая волна – и
смола
Остаётся в
адовой нише.
6
Столбик аналоя. Есть
особость
Аналоя,
излученье есть.
Вот Писанье – отрицанье гроба
с
Прахом.
И на
аналое весть.
ФРАНЦИСК
Шествия любил
ночные, пышность,
Всё,
что некогда любил – забыл,
Для него
открыта та возвышенность,
С коей
виден мир: полно могил.
Сердце уж
обрезано довольно,
Чтобы источало
свет на нас.
Я благоговение
невольно
Испытал,
о нём
ведя рассказ.
РАЗНЫЕ ДОРОГИ
Гляди
– видна одна дорога,
Что предназначена
тебе.
Как далеко
по ней до
Бога,
И укоризны
шлёшь судьбе.
Гляди
– различные дороги,
Одна из них
– та прямо вверх.
Иди полётом – мы
убоги,
Летать не
может человек.
Гляди
– набор лучей златистый –
Тут вера, физика, стихи.
Всё постигая, ты – небыстрый,
Быть может
пережжёшь грехи.
Свет
– он вверху, что ниоткуда
Ты не
считай струится свет.
Его основа – это
чудо,
Пусть осознанья
чуда нет.
ПЕДАГОГИКА ПЕСТАЛОЦЦИ
1
Он воплощенье
состраданья.
Смешон и
жалок в школе
был,
Но детские
свои страданья
В сосуды
опыта разлил.
Быть Песталоцци
богословом!
Протестантизм весьма
суров,
А он
не может быть
суровым,
Он ласку
ощущает слов.
Он чувствует
несправедливость –
Как будто
ранили его.
Для всех
должна быть Божья
милость,
Чтоб света
было торжество.
Первоначальный опыт
жалок –
Даёт плачевный
результат.
Укоров надобно, и
палок,
Чтоб этих
воспитать ребят.
И вот
Отшельника досуги
Как афоризмы
прозвучат.
Умны,
и формую
упруги,
И в
них такой высокий
лад…
2
В монастырском
зданье урсулинок
Школа
– он учитель, казначей,
Детских душ
преобразит суглинок,
Деткам бы – игрушечных мечей,
Кукол,
или фантиков хотя
бы.
Учит форме, грамоте, числу.
Многие усваивают
слабо,
Не наклонен
педагог ко злу
В образе
насилья – никакого.
Дворник и сиделка.
А добро
Воплощают даже
и полслова:
Золото в
душе, не серебро.
3
Образованье проистекает
из природы людей.
Старшие ученики
помогают ему.
Образы знания
мерно рассеивают потьму
В головах, отливаясь в
чёткие формы идей.
Закон постепенности, закон связанности, закон
Ощущений общих – основу дают.
Закон самобытности – всего ли
важнее он?
Дети видят
солнышко, радуются, поют,
Но выделяется
в - чём? Неважно! - кто-то
один.
Мудрость увеличивает
Песталоцци, уча.
Ибо никогда не
бывало совсем уж
тёмных годин –
Без яркого
человеческого луча.