Александр Балтин
ПРОГРАММА СОВЕСТИ – ТРИПТИХ
ПРОГРАММА СОВЕСТИ
Программа совести
так часто
Сбивается пудами
лжи –
Но нами
управляют властно
Неведомые этажи –
Высоты –
их не
представляем –
Вновь корректируют
её
Программу совести – не
знаем
Их фронт
работы, и ещё
Не представляем
механизмов,
Посредством коих
снова я
Душой болею
от трюизмов
Обыденного бытия.
И снова
жжёт и душит
совесть –
Раз не
помог, а мог помочь.
Всечеловеческая повесть
Идти никак
не может в
ночь…
ПОЧЕМУ НАМИ ПРАВЯТ
ОТБРОСЫ?
Жизнь – как градация метафизических форм
речи; градация сложная и
многоступенчатая, с
бессчетным количеством нюансов, но
агрессия есть одна
из самых низовых – чёрных и
пещерных – форм оной метафизики. Дщерь мрачных
инфрапещер, агрессия
обладает тяжёлой сутью
выживаемости – сутью, которая
равна антисути: будто создана
из духовной антиматерии. Люди с превалирующей
в духовном составе
агрессией отличаются повышенной устойчивостью, способностью к
бесконечному лавированию во
враждебной среде – в то
время, как световое естество
души тонко и
нежно: поднимая человека вверх, увлекая выше
и выше, оно ставит
его в невыгодное
положение в видимой
реальности, позволяя оставлять по
себе световые следы
в форме мудрых
книг, тонких стихов,
совершенных холстов, ярких теорий. Сумма
подобных явлений – над бездной
яви, воспринимаемой нами как
заурядная жизнь – а в
кислотной, лютой, враждебной
среде гребень кипения
способны одолеть только
максимально агрессивные – в сущности
те, чьи души не
далеки от отбросов, - а
прикоснувшись к возможности
светового движения вверх
они бы перестали
быть собой и
легко бы отошли
и от жажды
власти и от
самой власти…
Власть – пласт, тяжёлый,
давящий пласт; сущность эта
её заложена уже
в названии, в тугом
сочетании четырёх согласных, и
мягкий знак на
конце – фонарик возможного умягчения.
Власть – пласт агрессии; пласт, спрессованный из
отбросов; пласт для тех, чьи
души оттиск с
оного пласта…Было, есть,
будет…Влияние на нас
тонких и умных
стихов, яркой и сложной
прозы существенно меньше, нежели гипноз
змиеподобных носителей власти, обольщающих толпы…
Конденсация света
в душе есть
существенная форма протеста, пока…пока – по выражению
Достоевского «человек не изменится
физически…»
НРАВСТВЕННАЯ
ЭКОРНОМИКА
(заметки поэта)
Экономические трактаты и
статьи – в большинстве своём – представляют экономику, как некую
объективную субстанцию – как
физику, химию – то есть нечто, существующее помимо
человека (хотя и в связи с ним) и
изучаемое человеком – в то время как
экономика - всего лишь
производная деятельности человека, и
выбрасывать интересы огромных
слоёв населения из
сущности рассуждений о
ней также нелепо, как, к примеру, охотиться в
зоопарке, или на основании филологического анализа с
пустым щеголяньем терминами
судить о качестве
стихотворения.
Отсюда убеждение, что нравственная
экономика невозможна по
сути – мол, пряников не хватает
на всех; с кнутом
же всегда дело
обстоит лучше.
В то
время, как суть экономики – суть, каковой она
должна быть, суть в приближении
к идеалу – сделать достойным
существование всех людей, всех, сколько их
не будь, вне деления
на классы, прослойки и
проч., обеспечить им сносное
материальное существование ради
необходимейшего духовного роста
и умного творчества
всякого.
Узел завязан крепко – сложно представить
нувориша, обеспокоенного
жизнью сограждан – если только
это не сулит
ему новые барыши; и
в ближайшее время
вряд ли придётся
стать свидетелями экономического чуда – не
в смысле процветания
производств, а в сфере экономики
взаимопомощи, экономики, организованной
умно и щедро.
К
примеру, так называемая «жёлтая
пресса» – казалось бы, нет ничего
проще устранить этот мерзкий
поток пустых сплетен
и пересудов: любой
компетентный совет психологов, собранный на
правительственном уровне
даст заключении о
вреде оной прессы, вреде, наносимом ею
душам сограждан, забивающей их
мозги галиматьёй…а дальше – нет, не надо
никаких репрессий, просто следует
принять закон – об огромном, разорительном штрафе
за публикацию информации
о частной жизни
так называемых «звёзд» ( подлиные
звёзды человечества – Конфуций, Данте,
Бах, Леонардо да Винчи, Достоевский, - так что неудобно как-то обозначать этим
словом всевозможных деятелей шоу-бизнеса, спортсменов и крикливых политиков).
Если кому-то угодно анализировать «творчество» очередного безголосого певуна, в
которого вложены огромные деньги – пожалуйста, но если появляется информация о
его любовницах, дебошах, машинах и проч. – на издание налагается огромный
штраф.
Таким образом можно, казалось бы, легко очистить и осветлить пространство,
убрав из него «жёлтую прессу», но…дальше вступает партия денег, плюс
рассуждения псевдоэкономические и псевдофилософские о потерянных доходах,
подавленных свободах и
проч.
Пронизать экономику
нравственным пафосом,
осветлить её светом
взаимопомощи и состраданья – дело не
прагматиков, всегда стоящих у
власти – и значит, увы, дело не
сегодняшнего дня, но утверждать, что нравственная
экономика невозможно вовсе
так же нелепо, как
имея множество свидетельств
существования иных миров
и жизни после
смерти продолжать утверждать, что жизнь
наша – короткий отрезок между
двумя потоками тьмы, и
делать из этого
вывод – Бери от жизни всё!