Александр Балтин
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ВЕКТОР
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ВЕКТОР
Определяющий твоё
Существованье вектор
важен,
Чтоб чернота
из адских скважин
Не залила
житьё-бытьё.
Он должен
устремляться вверх.
Зачем ты
пьёшь опять в
субботу,
В том извращённую свободу
Предполагая, человек?
Зачем ты
куришь натощак,
С соседями
зачем ругался?
Ребёнком лучше
бы остался,
Душой бы
взрослой не иссяк.
Нет, душу я
в себе ращу,
Пускай сей
труд весьма громоздок.
В нём
просто невозможен роздых,
Хоть пью
порой, порой грущу.
ПЁСТРЫЙ ПЕСОК
1
Пёстрые
программы детства мелькают
перед глазами. Ребёнок смотрит
в окно на
пролетающий снег. Ребёнок очень
неохотно учился читать – чтобы в
десять лет, заболев чем-то
не очень серьёзным, прочитать фольклорного
Гоголя, а в одиннадцать добраться
до Достоевского. Явь отступает
на второй план – действительность книг
становится много реальней. Мускульная пульсация
памяти: криз пубертатного возраста, невозможность идти
в школу; родители пробили
индивидуальное обученье –
ходил к
учителям, отвечал выученное, и –
домой, домой: к книгам и
собственной писанине.
Цветочки социофобии. Думал – не прижиться, не
притереться к жизни, а
вот поди ж…Программы
детства кажутся нерасшифрованными – нечто важное
скрылось в них, нечто, непонятое тобой – нынешним, написавшим немало
книг, мелким служащим с
прежней социофобией, к которой
привык, и если прорывается
она, к примеру, дискомфортом душевным
в магазине терпимо, терпимо…
2
И
звёзды ласково шевелились
в небе – крохотные золотые
шары…
Уже
ложились спать, когда ворота
заскрипели, открываемы, и вошёл брат. Августовская темнота
плыла густой насыщенностью; брат был
навеселе, но тотчас вытащил
бутылку и вывалил
на стол колбаски. Дачный городок
уже спал, мама, конечно, не стала
подниматься, а мы с братом у
баньки соорудили костёр, жарили на
шампурах колбаски, выпивали не
спеша, и глядели на
ласковые, шевелящиеся звёзды…
3
Пышный
летом дачный посёлок – текуче переливающийся зеленью: купы
яблонь и груш, мальва, вылезающая из-за
штакетин забора, шатры крыжовника; бессчётные дачные
домики. Важен один - обложенный красным
кирпичом; банька рассохлась,
хранят в
ней сельхоз. инструменты, возле
неё разводят костёр, жарят
еду; старая-старая стоит тахта, и
тут же – кресло из
кинотеатра; есть и бильярд, сукно его
поседело…Мир дачный –
пёстрый разнообразными – от флоксов
до роз – цветами – играющий зелёным
золотом зрелого лета; мир
с гамаками, сладкой ленью, змееподобным шлангом
для полива грядок…
– Ребята, у вас
вода есть? – Заходит Эдик: сосед – крепкосбитый, деловой. –
Собрались с Галей
поливать, да вода заглохла…
(Галя – его жена, умерла
в прошлом году, но
в сети воспоминаний
все живы).
Проверяем: воды нет.
Брат
уходит с Эдиком, обсуждая что-то, жестикулируя.
Инна
заглядывает – Костей вашим зверятам
принесла! – сообщает она,
вытряхивая из бумаги
различные мослы. Две круглые, пушистые, чёрные собачки
сами пришли. Одна убежит
потом, другую убьют – но,
повторяю, все живы, живы – и дядя, построивший эту
дачу – вот выходит он из огромного, жарко дышащего
парника, и улыбается, бородач;
и тётя, зовущая обедать, и
уже накрыто на
веранде – и я иду, выросший
ребёнок, сочиняющий строки этого
дачного детства.
4
Количество
монстров, чудищ, нечисти в американских
фильмах – отголосок
индейских верований. В
России не приживается. Но в России был
огромный пласт преданий, связанных с
домовыми, лешими, кикиморами
и проч. Однако, развитие кинематографа
в России приходится
на период СССР – когда
любая мистика была
под запретом, кроме варианта
детского, сказочного фильма. Отсюда не-попадание
в слои кино
тёмных, тяжёлых образов. А западные, американские отдают
нарочитостью, фальшью, к
свету не выбиться
из дебрей этих…Впрочем, домовые, кажется, бывали достаточно
милыми…
5
За
пятнадцать минут…до чего? Всегда
находимся в состоянии
за пятнадцать минут…до
сна, к примеру, до выхода
из дома. Представь – вышел из
дома и вместо
асфальта – под ногами чёрная
бездна. Не бывает. Знаешь конкретику – удержит от
провала в омрак
инобытия…За пятнадцать минут
до смерти ел
блины. Поджаристый, с корочкой
блин икрою, потирал руки…И
так далее. Из Чеховского
рассказа. За пятнадцать минут
до столкновения с
айсбергом на Титанике
шла сложная, пышная, рабочая,
светская – разная – жизнь.
Узнать
бы суть пятнадцати
минут, разбить бы капсуль
тайны…
6
Не
то из блатных, не
то кажется – думал
о новопоступившем на
работу вьюноше «старожил»,
проработавший здесь уже
три года. Библиотека престижного
ВУЗа – идут работать в
основном не попавшие
на первый курс, поступают потом
на вечерний, а вот он
– уже ветеран, не поступает, пишет что-то, а
что – скрывает, таит… Курили с новопуступившим на лестнице. Мимо,
хромая, искорёженной походкой прошёл
инвалид.
– Жалко
таких – вполголоса сказал новенький…
Не
ожидая от него
подобной реакции, старший пожал
плечами, гася окурок…
Вот
и вся история.
7
Гений
гениев – дарованный небом,
чтобы яснее стал
свет его, свет метафизический, переведённый в
земные, доступные образы. И –
снежный пик гениальности: Сикстинская мадонна, сверхикона; вибрации космоса, пойманные в
образ, будто сотканный из
лучей – не верится, что использована
краска; свет, застывший этим холстом
поднимает до себя
глядящего, оплодотворяет его душу; симфонии света, сконцентрированные в
образе, будут звучать в вас,
даже если видели
репродукцию всего лишь, передающую силу
подлинника едва ли
на треть.
Жемчужный, золотистый, сине-зелёный мир
Санти! Спектральный, возвышенный
мир!
Кипенье
и мощь античной
школы…
Пределы…пределы…как до
них далеко.
8
Вы
спорите о филиокве
так, будто это важно. Вражду
вокруг иллюзорного термина, вражду, какая по
сути антилюбовь, вы вдвигаете
в реальность, полагая, что совершаете
нечто благое. Кто может
знать исходит ли
Дух Святой только
от Отца, или и
от Сына? Зачем вы
растите и культивируете
пустой лес непроходимых, наукообразных словес? Зачем
воздвигаете горы вражды
в ваших сердцах, вместо того, чтобы омыть их
световой любовью? Неужели придавленность плитой
догматики может по-вашему
быть от Бога?
9
– Что
ты думаешь об
общественной пользе? – Ничего. Я просто зарабатываю деньги.
Лучше
иметь хоть какие-то
идеалы, нежели гомерически хохотать
над использующими это
слово.
Общественная польза – цементирующий социум раствор, без
него жизнь вырождается
в набор эгоистических
побуждений и мотивов, в
конкуренцию тщеславий.
Общественная польза, включающая в
себя немодное нынче
понятие самопожертвование,
во многом оправдывает
человеческую жизнь,
эгоистичную в своей
основе. Тем не менее, у
нас охотнее рассуждают
об экономических теориях, нежли о том,
почему понятие идеалы
кажется скомпрометированным.
Ощущение
важности общественной пользы, которая есть делание
для других чего-то
хорошего – подспудно заложено в
каждом человеческом естестве
и сознанье, но – заложенное надо
развивать, пестовать, дабы
не сгнило оно, чтобы
человек на вопрос, что
ты делаешь для
общественной пользы говорил – работаю, созидательно сколь
могу.
10
На
ладонях воспоминаний –
пёстрый песок. Кварцевая пыль
детских надежд… Золотятся иллюзии… Много неясных
чёрных точек, крапинок,
прожилки мусора… Скинь с
ладоней, пусть развеются по
ветру, останься чист,
научись видеть иначе…
Нет, снова
пёстрый песок жизни – привычный, любимый и
ненавистный, летит в глаза, оседает на ладонях…
* *
*
Богаче магараджи, ибо снег
Лежит кругом, белея – ощущаешь
Себя, однако, свой по
жизни бег
При этом
грешный - ты - не замедляешь.
Вдруг дёрнуло
в боку – не то, что
боль,
А вечером
хотелось выпить водки.
И дёргает – да
что это со
мной?
Уже и
шаг нечёткий, и не
чётки
И сбиты
размышления мои –
Мол, выпью и помру – такое дело.
Грядущее – моли иль
не моли –
Неясно. Шаровая мощь предела.
Домой пришёл, а
боль – всего прострел,
Не разогнуться, не вздохнуть, не
охнуть.
Но выпью
явно водки, как хотел,
И не
пришёл мой срок, и
рано сдохнуть.
И магараджей
всё же я
богат,
Коль снег
блестит – наградою наград.
* *
*
О бытие
что знаешь ты?
Столь знает
гусеница об
Устройстве леса – высоты
Не ведая, различных троп.
Участок, знаемый тобой
Так мал
и ты настолько
мал.
От силы
мощной, стержневой
Лишь капельку – сумел и
взял.
Но нечто
радужное есть
В мечтанье
больше видеть, знать –
Мол, я не
только персть – а персть
Надеется на
благодать.
ПОЧТИ РУБАИ
1
То вино
у Хайяма – совсем не
вино-алкоголь,
Но к
Единому Богу любовь
– отменяет и скуку, и боль,
И сосуды
души заполняет она до краёв,
Хоть велик
неизведанный Бог, ты же в сущности
ноль.
2
Сколь много
предо мной дорог!
Пойти вон
той казалось мог,
Иной иду, той, что
по мне.
Иду. Не страшен
мне итог.
3
Былое – как песок
с ладони
Стряхни – да не
умею! То не
Реально – взять,
стряхнуть былое…
Куда же
дней несутся кони?
4
Былое в
сущности я сам,
Сколь обращался
к небесам,
Сколь плакал, сколь я ликовал,
Взлетал, мечтал увидеть
сад…
5
Обманет прошлое? О
нет.
Обманет свет? Не
может свет
Обманывать, ты в
том уверен:
Он есть, ну
а былого нет.
6
То, что быстро-быстро
жизнь проходит,
Означает вряд
ли – неугоден
Ты ей. Что
проходит быстро – жаль.
Ибо скорость
бедный ум изводит.
7
Сколь можно
к свету ты
стремился,
С самим
собой усердно бился.
Усердно? А скажи – насколь?
Коль свет
объёмно не открылся…
* *
*
Так, в нишу мозга натекают
Под вечер
разные стихи.
Смех детский, всполохи мелькают,
Далёк ребёнок
от тоски.
Смех детский
как безгрешность, ярок.
А Кампанеллу
повели
На казнь, и суммой
чёрных арок
С ним
вместе палачи прошли.
А в
нишу мозга натекают
Стихи, утопия прельстит.
Но сети
прелести смущают,
Лишь небо
душу не смутит.
И в
небо детский смех
летит.
ПАМЯТИ АНТОНИЯ
СУРОЖСКОГО
Портреты Сурожского
я –
Духовную стараясь тайну
Постигнуть тайной
бытия –
Разглядываю, веря такту
Любому явленной
судьбы:
Её осмысленности
мощной.
Насколь условия
грубы
Существованья –
столь же
толщей
Прозрачной высоты
миры
Даны – их увидать
не чаем.
Монаха путь
необычаен:
Такие высоте
милы.
Из цикла «ХОДЖА НАСРЕДДИН»
1
Сгусток мудрости Насреддина
Представляется пестротой
Сказки смысла, цветаста картина.
Да, пестреет восточной
красой.
На базаре
ишак кричащий,
И торговец
водой горласт.
Сколь считать
сие настоящей
Жизнью можно? Её
балласт.
Насреддин улыбается
хитро,
И лучится
его лицо.
Золотая тянется
нитка
Мудрости – так легко…
2
Шутки, байки, ну а
правду Насреддин
Знает на
мильон людей один.
* *
*
Вещь совестью
людской и мастерством
Рождается – да воссияет
книга,
И сделанная
хорошо притом.
Кто б
старых мастеров сегодня
кликал?
Бумага не
желтеет, переплёт
С веками
в спор вступил, его
победа.
Вещь медленно
рождается, и вот
К нам
от неё лучится
норма света.
Вещь-символ. Дом и стол.
Дворец и
сталь,
Лопаты нам
дарует и рапиры.
Вещь знаковая. Вместе – лишь деталь,
Хранящая в
себе частицу мира.