Александр Балтин
УЧЕБНИК СМЫСЛА
* * *
В точилке
завиток похож
На крылья
бабочки – так нежен,
И вместе
чудо как хорош,
Как будто
мир не безнадежен –
Мир наш
со скукой, суетой,
Разнообразием потёмок,
Где сам
ты часто как
обломок
Действительности чумовой –
Не безнадежен, если ты
Древесные увидишь
дужки
Как нежный
символ красоты, -
Он есть
и в карандашной
стружке.
УЧЕБНИК СМЫСЛА
Учебник смысла
я листаю,
Его читаю
днём любым.
Его читаю, постигаю,
Он языком
дан непростым.
Мне интересно
снеговое
Круженье и
блистанье – в нём
Серебряное,
золотое
Мерцает дорогим
огнём.
Мне интересно
для чего же
Существование моё?
Пусть я
живу, вопросы множа,
Ответы есть. Душа
поёт.
Учебник смысла
я листаю
И днём
и ночью – и за ним
Величье Воли
постигаю.
И сам
я становлюсь другим.
* * *
Расшифрован код
человека – не геном, а код…
Мир гудёт…
Известно
это уже
и бомжу последнему
(а бомжам
проще жить по
времени летнему).
Теперь чётко
известно, кто такой человек.
Огромные экраны
над зданьями кинотеатров, аптек
Сообщают эту
потрясающую новость –
Теперь иначе
пойдёт человеческая повесть.
В лаборатории, где пробирки
и колбы мерцают,
Учёные обычную
речь мешают
С терминологией – Коллега, не поторопились
ли мы?
Обнародованье надо
было хотя бы
отложить до зимы.
– Нет,
что вы, открытие концептуальное, наиважнейшее…
Толпа на
улицах выказывает пренебрежение
К формулам
учёных, формулировкам их.
Открыли?
Ну и
что? Каждый псих
Знает,
что он
человек. – Но ведь код…-Какой
ещё код?
Куплю-ка рыбки – у
меня некормленый кот.
Просто движенье, пестрота города… Что
этот код
В сущности
объяснит, ежели человек живёт
Так как
и жил – суетно, весь в
коросте
Грехов.
– Ах, ладно вам, бросьте…
– Нет,
ну код… -Пойдёмте в
кино.
Открыли,
нет ли – нам всё
равно
Зарабатывать деньги… И
проч., и проч.
И сущность
открытья метафизическая укрыла
ночь.
* * *
Вещь вещей – Вселенная, она
И Идей
Идея, сущность соли.
Гармонична,
и не
знает боли –
Наша боль
совсем что ль
неважна?
Нет, важна,
но чтобы
осознать
Рост необходим, развитье – к свету.
Вещь Вещей
Вселенная, как эту
Вещь в
себе познать? Расшифровать…
ВСЕМ ПЛОХО
Всем плохо. А
кому же хорошо?
Богатому и
сытому? Едва ли.
Заложники незримой
вертикали,
Грязь нашу не
смололи в порошок –
Но из
неё всё время
ввысь и ввысь,
Неистовая тяга – выше, выше…
Не надо
мне уютной личной
ниши!
Я космос
прозреваю дальний! Вы ж
Твердите об
уюте и тепле!
Всем плохо
на Руси и
постоянно.
Что можно
отыскать в земной
золе?
Какое золото, коль
мыслишь окаянно?
Есть золото, есть души
светлоты
Необычайной!
Есть порыв всеобщий!
Коль миссия – уйти
не сможешь ты,
От грязи
вверх стремящийся не
ропщешь…
АЛЕНЬКИЙ
Он робок – аленький цветок,
Но нежность, вместе эта
алость –
То,
что нам
истинно досталось
От предыдущих
жарких строк.
Цветочек аленький
души –
Мечтательность,
её узоры,
Из грязи он растёт – которой
Избыть не
можем. Не спеши.
Языческий ли
отблеск на
Прозрачных лепестках, красивых? –
Иль отсвет
далей перспективных –
Где свет
уже – сама волна?
Он робок – аленький цветок,
Но без
него всё невозможно.
Он выше, выше осторожно
Растёт,
и столь далёк итог.
МЕШАНИНА
Вы свидетель
ДТП? – Да я свидетель
Иеговы –
вот брошюра вам…
Особняк.
И в
оном благодетель,
Жертвователь
– Всем нам по
делам! –
Удовлетворённо потирает
Руки –
руки пухлые весьма.
А партийный
лидер обещает –
Всем тюрьма. Всем
жуликам – тюрьма…
– Я христианин, - речёт политик,
значит я
за смертную за
казнь.
Ежели в
часах разболтан винтик
Не пойдут.
– А мне
вчера карась
вот такой
попался! – рыболова
байка заурядна, как
обед.
Мешанина жизни, право
слово
Очень часто
выглядит, как бред…
* * *
Земля,
быть может, первый класс? –
Существование второго
По смерти
заставляет нас
Яснее слышать
Божье слово.
А что обидно
кратко жить… -
Так детям
то ж обидно
взрослый
Мир не
постичь, а свой забыть –
Свой –
что не
означает косный…
Вы вырастите, дети. Так.
Цветок возникнет
пониманья
Того,
что свет
есть, что есть мрак.
И что
осмыслено страданье.
* * *
Светопись мистерии
Голгофы –
Сораспяться со
Христом нельзя.
Состраданье
– путь от катастрофы,
Путь,
волна и
тонкая стезя.
Мистика Голгофы
волновая
Всех должна
была объединить.
Человек душой
растёт, страдая,
Но страдая
не желает жить.
Волны световые
ощущая
Можно ль
ошибиться, или нет?
Ведь за
жизнью плотской – жизнь иная,
Для неё
копи сегодня свет.
Из цикла
«ДИАЛОГИ СИЗИФА С
КАМНЕМ»
5
– Откуда каменный
голос этот?
– Это я, камень, с
тобою Сизиф
Говорю.
– Ты не
можешь, ты создан предметом.
– Но я
говорю – тебя изучив.
– Что надо
тебе, надоевший камень?
– Я не
камень по сути, я
совесть, я
Создан для
осознанья терзаний
Твоего посмертного бытия.
– Что теперь
менять? Слишком поздно.
– Никогда не
поздно. Иди, терпи.
Ты –
душа, и тебе – ты узнаешь – польза
Будет от
этой ветвистой тропы.
– Я не
хочу говорить с
тобою.
– Да,
не хочешь…
И катит
камень Сизиф.
Многие катят – и
я – я не скрою –
Качу,
перетряхивая столь древний
миф.
Из цикла
«МИР ГОРМОНОВ»
4
Ангел с
книгой вечной пролетел.
Сколь гормоны
позволяют видеть
Ангела?
Я этого
хотел,
Но пока
умею ненавидеть –
Тот полёт
от зрения закрыт.
Мозг –
сверхжелеза, и напряженьем
Подведёт меня
к шатру молитв,
Стану я
молитвенным лученьем.
* * *
Лохмотьями порванный
ливень
Бликует,
листву серебря.
Мой двор
суммой вод осчастливлен,
Как умным
поступком судьба.
Судьба –
так бывает – взирает
С грустинкой
на действа твои.
Как ливень
чудесно играет,
Пространства меняя
слои.
Ладонь протяни, набери-ка
Прохладной весёлой
воды.
Пахучее,
чем земляника,
И в
том убеждаешься ты.
Плохое на
время забыто:
Сие очевидно
сейчас.
Звучи,
многопенная битва,
Весёлою правдой
светясь.
РОЖДЕНИЕ ВЕЩИ
Гуща бытия, и
из неё
Сгустком смысла
изымают вещи
Мастера,
их мысль
порою резче,
Нежли вспышка
молнии.
Своё
Прошлое отчётливее
чем…
Книга очевидна. Суть прибора
Так сложна.
Сложна и
сумма тем
В бытие
сведённых небом споро.
С НАДЕЖДОЙ
НА КИТЕЖ
1
Не просто
познаваем Китеж:
Объёмы вод
столь велики.
Грехами,
алчностью их выпьешь,
И будет
дно – предел тоски.
Не встанет
Китеж осиянный
Из глубей, раз
вот так живём,
Что будто
воздух окаянный
От нашим
действий. Ржём и пьём.
Мечтою Китеж
видишь – терем
Сияний правды
золотой.
Мечты раскалывают
череп,
Сращённый данностью
шальной.
Не будет
Китежа, не будет,
Всё чёрной
залито водой.
Путь вышел
черезмерно труден,
Иль шли
дорогою кривой?
2
Высеребрен двор – снега, снега
Волшебством мерцают – вот
и Китеж,
Замирая от
восторга, видишь.
Так его
отделка дорога.
Китеж из
тёмнот души встаёт –
Световое,
высшее начало
Противу потёмок
адских вод
Зазвучало
– слышишь? – зазвучало.
Китеж осознай
в себе – тогда
Жизнь свою
иначе будешь строить.
Белый двор – волшебная звезда,
Много ль
могут грусть со
скукой стоить,
Коли радостна
моя среда?
3
Засверкали,
запестрели терема,
Рай обрёл, возможно, плоть земную?
Или душ
благие закрома
Нам реальность
дали вот такую?
Вот он
Китеж – где ни горя
нет, ни лжи,
Лесенки его, сиянье
улиц.
Разговоры добрых
умников и умниц.
Мудрости даются
этажи.
Где он – Китеж? В
воздухе возник,
Изумруды духа
засверкали.
Я проснулся. Данности язык
В образах, привычных мне,
едва ли
Люб,
коль сон
такой про Китеж
был.
Быт надежды
в сердце укрепляю,
Терема прозрений
полюбил,
Как бы
данность не подтаскивала
к краю.
4
Молочных рек
с кисельными брегами
Нам Китеж
не предложит – только свет,
Свет ярок – мы
не видим – но орнамент
Его организует
наш сюжет.
Вот Китеж
встал – сиянье изумрудно,
Расти трава – но
мудрая трава.
Чтоб выразить
себя, теперь не трудно
Нам подбирать
законные слова.
Вот синий
свет – небесное мерцанье,
Нюансы переливов
хороши.
Вот сумма
световая – прорастанье
Душ светлых
в область Китежской
души…
* * *
Сад сокровенный
и Голгофа,
И пашня
с острой бороздой –
Писательство…
И катастрофа,
И высочайший взлёт
земной…
ТОЛСТОЙ НА
ПРОГУЛКЕ
Мука воплощённая – лицо.
Липы мох
покрыл, темна аллея.
Хоть идти
столь мускульно-легко,
Как же
жить, всегда душой болея?
Тяготит опять вопрос – зачем
Жизнь? –
коварней всех других
вопросов.
Смерть грозит – я
съем тебя, я съем –
Будь велик, иль
мощный будь философ.
Сколь прогулка
длится – тяжело
Всё осознавать; и
зная много,
Душно жить, на
сердце не светло,
И крута, немыслима дорога…
О НИЛЕ
СОРСКОМ
1
Скит –
сад, в том сущностная
жила
Золотоносная его.
Духовная сильнее
сила
Всего,
что в
мире есть.
Всего.
Трудам духовным
столь земное
Дано
помехой, даже сон.
Жемчужное и
золотое
В себе
скрывает небосклон.
Провалы в
темноту возможны,
Но светоносный
сверх подъём
Лишь укрепляют. Бестревожны
Не будут
жизни дни притом.
Нил поднимается
к пределам
Непредставимой высоты,
Чтоб нам – убогим
и несмелым –
Сиять.
Вбирай сиянье
ты…
2
Мощь
светового естества души
Нила Сорского…Как мы, закрученные чёрными
верёвками грехов способны
почувствовать те световые
бездны, что вместил Нил
в свою душу, принял их, давая
пример роста – роста постоянного, неукоснительного, сознательного.
Древняя линия Посвящённых, линия, идущая от
горы к горе – Исаак
Сирин, Симеон Новый Богослов, Антоний Печерский, Нил Сорский…
Горы
видят друг друга – сияние их
вершин призывает видеть
и нас. Жизни, которые должны
служить примером – должны бы, да
посмотри в себя: раззявлена пасть
зависти, тщеславие шуршит кожистыми
крыльями, и алый цветок
высшей души твоей
вновь сожран, и вновь
разница между тобой
и Нилом повергает
в ужас; а
надо идти, надо расти….Духовные маяки
светят нам, и тишина
души Нила Сорского
яркой звездой влечёт, влечёт – как неразгаданная
тайна…
ПЬЕСА ТЕОДИЦЕИ
Нелепо
же думать, что Бог
знает все траектории
всех бильярдных ударов
всех играемых ныне
партий? Нелепо навязывать
(пытаться навязать) Богу антропоморфность мышления. И
с таких позиций
пытаться решить теодицею?
Естественно, она не
решаема. Она не решаема – ровно настолько, насколько следствие
не в состоянии
постичь причину. Просто потому, что
причина всегда больше. Просто потому, что
причина – пучина, а
следствие тонкий луч, исходящий из
неё. Просто потому, что души
наши, сознания наши зашлакованы
«эго» - его неустанной,
кропотливой работой по
выдвижению себя на
первое место, по превращению
себя в пуп
земли. Даже чуть приподнявшись
над комфортно-плаксивой позицией
вечно неудовлетворённого «эго» начинаешь чувствовать
сияние дали – где и
постановка-то теодицеи –
нелепость, ибо нет во
свете тьмы, а космос, как
писал Циолковский абсолютно
счастлив. Как представить космос
Бога? Как не быть гусеницей, рассуждающей об
устройстве леса, и притом не догадывающейся, что есть
ещё небеса над
ним?
И
вот - спектакль теодицеи
сыгран, и пьеса её
устарела; отстрадали актёры страстей, освободили сцену. И
дальше – пьесу пишет свет, пьесу
сути, где не бывает
не решаемых ответов, поскольку следствие
знает о причине, или
хотя бы ощущает
её световую суть, исходя
из которой выясняется, что всякое
страдание наше (или всякое
страдание в нас) – есть
линия дальнейшего,
необходимого душе (а иногда и
банальному телу) развития – развития,
ведущего вверх, туда, где, быть может, вопрос – уже в
сущности ответ.