Александр Балтин
МИРОВОЕ ЯЙЦО
Из цикла
«ПО МОТИВАМ ТРУВЕРОВ
И МИННЕЗИНГЕРОВ»
1
Поход продлится
долго-долго,
Победа неважна…почти.
В горенье
и в идее
толка
Есть драгоценные
лучи.
Поход продлится
долго-долго.
Дороги,
люди, города,
Селенья…Световидна доля
Идущих –
может в
никуда?
Погибну я за
Гроб Господен.
Идём,
идём, етсетера…
А гибели
любой угоден.
Поход –
как жизнь.
Не как
игра.
2
Из Кёльна
в Салерно
Идти несомненно
Непросто
– иду.
Пусть лучшие
медики
За деньги
за медные
Откроют,
что жду.
О,
жду тайнознанья –
Основ мирозданья
Коснуться хочу.
Закуска в
харчевне
Сегодня плачевна,
Но я
не ворчу.
Скорее в
Салерно.
Узнаю там, верно,
Что знать
надлежит.
А нет – обопьюся
Вином
и вернуся
Домой я, пиит.
3
Собирала белые
цветочки
На лугу, её
увидел я…
Старый рыцарь
возмечтал о дочке –
Вовсе не
о донне бытия.
Собирала,
песенка звучала,
Песенка звучала
о Христе.
Белые цветочки
собирала,
И букет
умело составляла,
Предлагая оный высоте…
4
На лютне
себе подыграет
И в
замке споёт трубадур.
Звучание всех
увлекает –
Оно и
для храбрых натур,
Для донн
благородных…И даже
Для хитрых
пажей. И звучит
Прелестная песня…Но
я же
И пел.
Дальше умер.
Забыт.
7
На площади
повешен шут,
Словами он
твердил про пляску
смерти –
Ну,
попляши теперь, дружочек, тут,
И позабавь
живущих в лоне
тверди.
11
Золото и
серебро –
Ливры,
марки так любезны.
Как же
мне творить добро,
Чьи мотивы
бесполезны.
Лучше буду
я копить
Серебро себе
и злато.
Чтобы сладко
есть и пить,
Чтобы жить
весь век богато.
12
Щит мой
и стрелы знал, и
знал
Меча
удары, топора.
И меч
мой многих порубал,
Поход гудел – не
есть игра.
А Гроб
Господен не нашли,
Погибли многие
в боях.
Приют,
надеюсь, обрели
В мирах
иных, благих мирах.
13
Меченосцы шлемоблистающие!
Эпоха досталась
вам та ещё!
Петь легко
и приятно петь –
Это не
тоже, что вдвинуться в
смерть.
А мы
шли и шли
по дорогам –
Свобода Гроба
Господня о многом
Задуматься призывает
нас.
Даже мёртвых
в молитвах пыл не угас.
16
Глыбы страданий
алчущи
Ради Бога
Христа,
Побираюсь, порой
в пыли
Сплю, и
песен во мне
Нет, что
звучали ранее
Неистовея,
пугая,
Радуя самого
ж
Меня - алчу
страданья глыб
Ныне
* *
*
Десакрализация Христа
В раннекатолической Европе
Столь для
пониманья не проста,
Не просты
людские были тропы.
Жажда Бога, тяга
ввысь и ввысь,
И Христос
им не вмещает
Бога.
И в
походы снова поднялись,
Невозможно тяжела
дорога.
Им Христос – огромный человек.
Бог над
небом – много выше неба,
И везде. Четырнадцатый век.
И соборы
всем важнее хлеба.
Те соборы – сгустки высоты,
Силуэт:
ступенчатая башня.
Из химер
святые – видишь ты
Прорастают?
Жить, скажи, не страшно?
Из астрала
чудища – они
Внешне,
не проникнут в
суть собора.
Символы повсюду
глубины.
Ангельского отзвуками
хора
Полон воздух. И
сквозь витражи
Цветовое воплощенье
света.
Сколь полезно
было б для
души
Всякой осознать
лученье это…
ИЗ ДЕТСТВА
1
Детство было – я
константу просто
В памяти
держу. На лыжах я
Съехал –
пруд заснежен, виден остров
Чёткою картиной
бытия.
Детство было – школа
и так далее,
И попытки
робкие писать.
Приходили гости, все
детали
Не смогу
в уме я
перебрать.
Детская Калуга – дядя, тётя,
На пруду
я с удочкой
сижу.
Караси красивы – вы
поймёте,
Хорошо сидеть
на бережку.
Детство
– и с
отцом мы говорили
Обо всём – о
сути бытия.
Разными бывали
в детстве были,
То и
это вспоминаю я.
Вспоминаю и
перебираю,
Где оно
закончилось? Психоз?
Страшный детский
пласт я поднимаю
Для чего
он нужен – вот вопрос?..
Пубертатный криз, ходил
я в школу
Индивидуально,
отвечал.
Но уже
жила во мне
глаголу
Вера –
я писал, писал, писал.
Где же
детство кончилось? Не знаю,
То и
это вновь перебираю…
2
Криз пубертатный, а в
начале
Не состоялся
суицид.
Дома соседние
мерцали
Огнями –
тёк медовый быт.
А вспомнились
гомеопата
Домой приходы. Я
болел –
Ангиной лютою
когда-то.
Не вспомнил
возраст. Не сумел.
Всё тяготило
в средней школе –
Линейки,
алгебра и проч.
Теперь пустяк. Того
не боле.
И долгий
день уходит в
ночь.
А были
марки и монеты,
Их собирал
с восторгом я.
И были
книжные сюжеты
Куда милее
бытия.
Однако,
бытие предстало
Тем,
что нить детства
оборвало…
3
Бовыкин
– школьный друг, я в интернете
Смотрел:
доцент он в
университете,
А отношений
не восстановить.
Соседствуем мы
с Женькой Поляковым,
Болтаем часто, ибо
чем-то новым
Не радует
реальность.
Вьётся нить.
О школьных
узнаёшь порою нечто.
Всё бывшее – так
было быстротечно.
Игра как
будто. Снова козырь бит.
Стихи о
детстве, полагаю, мелочь.
По возрасту
меня сковала зрелость.
И страшно
мне. И отчасти сердит.
4
Подпольный человек
в тебе
Формировался с
детства. Ясно.
И это, видимо, ужасно –
Пугает,
мучит и
т. п.
Но книги
жизни предпочёл –
Потом пошла
она, мелькая,
И непонятная
такая –
И так
тяжёл её глагол.
5
Детский конь
мой в небо
ускакал.
Я другого
от него не ждал.
Где вы
ныне, саночки мои?
Спрятаны в
подземные слои.
Старенький аквариум
разбит.
Взрослый колченог
довольно быт.
Вспомнишь нечто, вот
идём с отцом.
Парк зелёный – он
огромный дом.
Или ходим
где-нибудь зимой.
Папа умер. Но
идёт со мной…
Из цикла
«ЯПОНСКИЕ СОНЕТЫ»
6
Хокку иные
звучат
Резче,
чем йокагири.
Лучше японский
сад,
Сад,
как сужение шири.
Сад –
он живой, но пойми,
Как он
способен мыслить?
Хочется код
исчислить.
Хлопать нельзя
дверьми,
В дом
заходя. Нельзя.
Взглядом по
видам скользя,
Много ль
узнаешь по сути?
Сакура нежно
цветёт,
Нечто небу
поёт,
Песня свободна
от мути.
Из цикла «СКОРБНАЯ ЭНТРОПИЯ»
2
История
отражается в психологии – как небо
отражается в воде: фрагментарно. Сколь бы
ни была велика
вода – полностью небо она
не отразит.
Сколь
многие из нас
ощущают себя участниками
мировой мистерии истории? Гораздо проще
определять себя в привычных
понятиях и рамках – сын, отец, работник, бизнесмен,
литератор и проч. Но…переживание
истории, как таковое –
чистый субстрат собственного
времени – сколь многим доступно
оно? Оно заложено в нас,
не может
не быть заложено, или
бы мы вообще
не воспринимали историю, как
процесс, а только как
набор определённых фрагментов. Психология прошлых
времён – не говоря уж
о древности или
средневековье, но даже психология
людей, живших два века
назад для нас
мало доступна, к тому
же и мифологизирована она
всею суммою представлений; и, тем
не менее, без
этого входа в
чужое, в прошлое мирочувствованье не
были бы мы
сегодняшними, - или были бы не
такими. Ушедшие поколенья скручены
в тебе – вслушайся в их голоса…Почувствуй себя
частицей грандиозной мистерии – восхитись величьем
замысла и мощью воплощенья
оного…
3
Из
разных городов шли, со
столпов спускались, ручьями пёстрыми
втекали в город – шли
на собор, шли обсуждать – путаясь в
словах, сшибая понятия, обвиняя друг
друга – как надо верить. Но
они обсуждали внешне-ритуальную сторону
явления…Там были блестящие
умы, блестящие ораторы, изощрённые полемисты, но
до небесной Церкви
как далеко было
им!.. Как далеко нам, спорящим
о филиокве…
4
На
вопрос где Бог
восьмилетний ребёнок отвечает: В
воздухе растворён.
Сказано - Будьте, как дети! – ибо нечто чувствуют
они – тайну реальности,
вибрации космоса – видят жизнь
иначе…Привкус истины –
золотой привкус – в ощущении: Бог
в воздухе растворён.
6
Речь
в Библии – густо-простая,
торжественно-возвышенная; речь – будто
обретённая незримой сутью
вещей, и вместе – деревьев и
почвы; речь неба, массой лучей
сходящих в наши
сердца; речь – кипящая, захлёбывающаяся; вся речь, густо
данная сумма иносказаний, и простота перечислений – простота, за которой
мерцает бездна, но не
чёрная, а световая; речь космоса – вибрации, давшие жизнь…
7
Что
необычного в тех старых советских
фильмах, в лучших из
них, в тех, от которых
не оторвёшься с
любого момента,
смотренных-пересмотренных и любезных
опять и опять? Мастерство – режиссёрское,
операторское, актёрское? Выверенность
деталей? И это, конечно, но есть
и нечто большее – нечто необъяснимое, тонкое и
верное – пойманный ритм,
самый трепет живой
жизни, трепет нежный и
яркий; доброта, вшифрованная
в суть, в
структуру фильмов – фильмов,
которыми можно лечить. Такого уже
не будет – жизнь стала
железной, и в «цифре» трепет её
не отобразить.
8
Распивают
около подъезда, разливая водку
в пластиковые стаканчики. Их трое.
Про
них всё ясно. Ясно, как матерятся
они, не зная другой, чистой речи. Как
называют своих подруг: Любимая моя, с
тою грубоватой пошлостью, что сходит
за мужественность. Как брезгливо
морщатся, слыша классику,
предпочитая Ласковый май, не
то блатняк. Как умеют
всё починить. Как говорят: Что-то такое, наверное, есть, имея в виду высшие
силы…Как…
Ясно
то, что созданы по
образу и подобью
Божьему – как мы все, и
столь многое, многое неясно…
9. СТИХОТВОРЕНИЕ
Сотового
мёда неполная миска, подаренная соседкой. Ячейки мёда, как
слова организуют текст
сладости…Нечто гудит в
сознанье, в мозгу, в шишковидной
его железе, где помещается
душа – линия соединения души
и тела напряжена, и
какой-то секрет выделяет
неведомая железа – секрет слов, соединяемых ритмом
и вспыхивающих рифмами, и…туман с
Оки ползёт на
город, и ласково встречают
его прибрежные ивы, и
вдруг – провал, стихотворение
повисает над бездною, но
дальше возникает сияющий
мост, и идёт оно
дальше, и вот
блестит – готовое.
КЛУБ НУМИЗМАТОВ
В СССР
клуб нумизматов в
церкви
Располагался.
Дело было в
центре
Москвы.
Менялы в
храме? То на ум
Не шло. Столы
вдоль стен, на них – монеты,
На кругляшах – легенды и
портреты.
И ровный
над столами плавал
шум.
Взял талер
ангальтский, и состоянье
Довольно неплохое. – А
мерцанье
Кружка металла
будто застит свет.
На Сан-Марино
Венгрию? Охотно.
Вот ФРГ. Вам
с Кантом не
угодно?
К полудню
сильно развит сей
сюжет.
Аркадий
( он походит на
курфюрста )
И краснонос
и важен, голос густо
Звучит,
а рядом
Доктор, как всегда:
Курчав,
щекаст и
толстенькие ручки.
Антильский доллар нужен? –
Ловко брючки
Поддёрнет.
Взгляд – текучая вода.
Тут
кляссеры тяжёлые в
почёте.
А в
них богатства стран
чужих найдёте.
Сидит старик. А
перед ним лежат
Большие бляхи
талеров. Вот польский,
Вот шведский. Рассмотри – но мало
пользы:
Такие цены, что
мозги кипят.
Тут денег
много крутится. Так много!
Рубли собрать? Вот
барская дорога.
А форинты – те, с Бартоком? Поди,
Купи!
Сияют коммеморативы.
Монет однообразны
перспективы.
А у
людей различные пути.
Они
всегда различны! Тоже, новость!
Густа нумизматическая повесть.
Ужель столы
стояли в алтаре?
Сегодня страшно, а
тогда – неважно.
И Краузе
листай себе отважно,
Крепись
– монет, как дней в
календаре.
Да что
ты! Как оттенков у
заката!
Чрезмерно нумизматика
богата.
Отвлёкся.
За окном
узрел сирень.
Лилово светит
мелкими цветами.
Иль прямо
в нас природными
глазами
Глядит она
сейчас, в воскресный день?
Стас одноглаз. А
глаз второй – стеклянный.
Стас торговаться – мастер окаянный.
Собьёт ли
цену? Вероятно, да.
Под купол, верно, фрески уходили.
Дирхемом этим
вы не удивили
Меня. – Густоторговая среда.
Среда,
где фанатизм в котлах
незримых
Кипит.
Любой герой – из терпеливых.
Найди монету, выследи её,
И выменяй! Купи! Она – награда,
Украсила коллекцию, но
надо
Достать ей
пару…да, вон ту, ещё!
Азарт.
Захлёст. И день проходит
мерно.
И куртку
теребит Иваныч нервно,
Срывается обмен. Евгений крут.
Смеркается.
Из церкви мы
выходим.
Раз у
судьбы достаточно угодий,
Одно из
них находится вот
тут.
*
*
*
Отец,
сегодня страсть к монетам –
Та, детская не улеглась.
Хоть изменилась ТАК при этом,
Но с прошлым связь не прервалась.
Отец, я, знаешь, стал поэтом…
Ты слышишь ли меня, отец?
Стихи о клубе нумизматов
Я – не стервец и не мудрец –
Публиковал, стихи витые
О талерах, и о других
Монетах – помнишь золотые?
Их понадёжней будет стих.
Ты где, отец? Не отвечаешь.
Но мне присутствие твоё
Жизнь согревает – понимаешь?
Жаль, ничего не отвечаешь,
Хоть видишь бытие моё.
МИРОВОЕ ЯЙЦО
Мировое яйцо
раскрывается
Как цветок, и
тогда, постепенно
Жизнью смысла
жизнь начиняется,
Что становится
несомненно.
Всё включает
в себя мировое –
Воды рек, и
поэмы, и храмы,
Сон души
и сиянье покоя,
Неужели включает
и ямы?
Я не
знаю, изведавши в ямы
Шаровые провалы, страшные –
И тупым
ощущеньем – я самый!
И тем, что
молчал, если спрашивали.
Мировое яйцо
незримо,
Ощущаемо сопричастностью.
Для идущего
пилигрима
Боль в
ноге будет частностью.