Александр Балтин
РАЗНЫЕ СТИХИ
КАК СТОИТ
ВЕРИТЬ
Перед
завитым столбом огнём
опасности вспомните ли
вы слова канонической
молитвы?
Сорвавшись
с круч, обратите ли
вы помыслы свои
к официальной церкви? Ростки молитвы
прорастут сокровенными словами
из глубины сердечной
почвы. Не в этом
ли соль веры?
Верить – как подсказывает
сердце? Разумеется, вы
можете взойти на
корабль церкви и слушать, что
вам говорит капитан
пути, и исполнять все
его предписания, но как
быть, если методично исполняя
всё, предложенное вам чувствуете
внутреннюю пустоту, ненаполненность?
Тогда вы испытываете потребность
ощутить бездну Бога
в себе – или хотя
бы крохотный отблеск
этой бездны; и сердце
ваше, окрылённое, само
найдёт волны света – волны
веры. Вера заложена в нас, она
укажет путь – лучевое
движение к сути.
Верить – как подсказывает
душа, соприкасающаяся с Богом; и
если церковь приводит
к этому – значит ваш
путь через неё.
Но
что может быть
чище детской молитвы, наивной, составленной из
собственных слов, и - благоухающей,
лучащейся светом доверия?
А «Будьте, как дети» неотменимо.
ДУХОВНЫЕ СОТЫ
Пусть
Атлантидой уйдут под
воду небытия гнев
и зависть, зло и
тщеславие, пусть дворцы гордыни, мертвенно сияющие
потьмой стремления жить
без Бога затонут, сгинут, исчезнут – и на
метафизической пасеке обретёте
вы возможность духовного
мёда! О, пасека устроена на
диво – и не только
светом молитв, но и
овеянным нежностью высоты искусством, и тихим
вглядыванием в себя
самого, в световую бездну
души, и надеждой – лёгкой и
крылатой…Пасека духовного восторга
и полноценного полдня
духа, пасека духовных трудов
и такой же, безгрешной радости.
А
ты всё ходишь
и ходишь мимо, тащишь
мешок, набитой алчностью,
тщеславием, злобой…
УЗЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
Системы
управления современного социума
основаны на насилии – и
варьируется только доза
его: в разных пропорциях можно увидеть
оную, скажем, в монастыре и
в процветающей коммерческой
фирме, при кардинально противоположном целеполагании. Можно ли
иначе?
Можно
ли в современном
социуме лечить преступления – врачеванием души, а
не порождать новые наказанием разной
степени строгости?
Если
убрать из преподавания
управления сумму стереотипов, согласно которым
действует только земная, линейная логика, если
насытить программы обучения
хотя бы отблеском
общей цели – превращения земли
в сад – то, вероятно, и твёрдые
камни насилия можно
размягчить, а впоследствии заменить
нежным светом сотрудничества и яркой
данностью взаимопомощи…Мудрость –
высшая степень обретения; внизу остались
горы эволюционного мусора – корысть (современный менеджер – воплощенье корысти), зависть, пустая амбициозность. Мудрость управления – связанность управленца
вышестоящего с подчинёнными
линией света, гармонией сотрудничества, общим знанием
цели – не сиюминутной,
приземлённой, а высшей и
возвышающей – знанием окрыляющим,
поднимающим ввысь…
ТЕМА СТРАХА
Совпадая
с линией веры, человек
теряет страх. Теряет дробные
многочисленные страхи, вечно атакующие
душу.
Линия
веры – наиважнейшая в жизни, но
где в городской
суете – безденежье, преуспеянье, карьерный рост, и
прочее и прочее – ощущается свет
её великий?
Что-то
такое есть – и вся
вера. Кургузый обрывок великой
световой линии, светлый вихор
тронувший душу. Химеры с Нотр-Дам-де-Пари
– химеры, воплощающие низовых жителей
астрала: тех, что дышат хладом
и смрадом, поселяя всем
в душу разнообразные
страхи – уродливые, как сами химеры…
Душа, идущая по линии веры – знает
и чувствует: Ни волос
не упадёт с
головы человека…Так чего
же бояться?
Минус
страх – и дела твои
насытятся светом, и уйдёт
суета, и всё станет осмысленно, и
сосуд абсурда будет
разбит.
Как
же совпасть с этой
линией?
Тщишься
всю жизнь…
ХОЛОД КУЛЬТОРОЛОГИИ
«Сколь
высоко поднимает вас
это произведение искусства? – При чём
тут это? Главное детали!» Филологический разбор
заменяет сущностные разговоры
о поэзии: «Средневековые соборы
сильны стилистическим декором – а
вовсе не порывом
к небу, вложенным в
многовековое сооружение соборов
создателями». Холодные руки культурологии
касаются всего, созданного искусством
и творчеством. Холостой пыл
классификаций, выхолащивающий душу.
Чем-то
иным должно быть
насыщено изучение культуры! Гореньем! Огнём, возвышающим душу – а
иначе пустота классификаторских таблиц
омертвит сущность созданного…
ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА
Помимо внешней
экономики
Есть экономика
души.
Её устройство, свет ли, тоника
Звучанья,
рост её
в тиши.
Усилий тратишь
много – стоит ли?
Коль вверх
ведут – ответишь да.
А сострадания
лишь толика
В душе. Сие
не навсегда.
Потоки денежные, внешнее,
Торговля,
сфера ли
услуг…
В душе
ростки покуда вешние,
А дальше
- полноценный луг.
Та экономика
просвечена
Законами своими. Я
Прекрасно знаю – всё
не вечное,
Помимо света
бытия.
ОЖИДАНИЕ
– Мы ждём
его – умён и прозорлив.
– Послушайте,
вы третий день
сидите
в кафе –
Зачем? – Тут каждый терпелив.
Зачем? –
Ждём. – А чего? – Придёт правитель,
Изменит всё. – Уверены? – Да, да.
– Сидите,
пьёте… – Я не пью, к
примеру,
в стакане
у меня, гляди, вода.
– Я с
вами посижу, жизнь имет
меру
терпенья,
и закончилось моё.
А он
придёт – правитель экстракласса?
– Уверены. – А
если забытьё
охватит нас? – А
я портвейном спасся
вчера от
забытья…
Етсетера.
Сидят в
кафе, уютная терраса,
И думают, что
ждут. Не есть игра.
*
* *
К небу
обращая взгляд, закон
Нравственный почувствуешь
в глубинах
Сердца –
ибо в
сердце вписан он.
Нравом лучше
быть из голубиных,
Чем из
львиных – знаешь ли, мой друг.
В подлостях
не принимать участье –
Пусть и
захлебнётся мир вокруг
Подлостью
– не делать. В этом
счастье.
Трезвость с
добродетелью смешав
Помогать другим, когда
возможно,
Изменяя тем
души состав.
И не
будет, нет, душе тревожно.
Как всё
просто. Сложно всё весьма.
Варианты мир опровергает –
Что я
изложил, презрев тома –
Кратко,
ибо краткость помогает.
В ЗАЩИТУ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
1 (стихотворение в прозе)
Негатив, выливаемый на
интеллигенцию интеллигенцией странен, как
всякое самоотрицание.
Впрочем, самоотрицанье входит
составною частью в
интеллектуальное сознанье,
окрашивая жизнь – порою по-крайней
мере – в траурные тона. Но
ведь именно интеллигенция – этот пласт
людей – хранит и развивает
идеи; да, конечно, тот тип, впервые упомянутый
Боборыкиным, сошёл со сцены
истории ещё до
революции, но сойти бесследно, бесплодно он
не мог – нити душевных
качеств были протянуты
другим поколениям;
интеллигентность – как сочетанье интеллектуализма, тонкости, трезвости –
и всё
это с налётом
идеализма – как же без
него? Без русской тоски
по идеалу…Не менеджеры, которые в
сущности воплощённая корысть, будут же
производить новые идеи! Интеллигенция, многажды обруганная, истрёпанная репрессиями
и собственным идеализмом – жива, здорова, ибо без
неё не стоит
нация.
2
Интеллигенции в
защиту –
Была уж
очень много бита –
Она противу
власти быта,
Не верит
всякому зажиму,
Режиму,
прочему – и доля
Идеализма ей
присуща.
И гнали
и терзали долго,
И после
смерти – вряд ли кущи.
* * *
Воробьёв чириканье
неистово
В январе – по
нраву мне оно.
Будто жизни
в нём сокрыта
истина,
С истиной
я, грешный, заодно.
Серебрится тоненькая
музыка
Воробьиной жизни
хоть куда.
К тайнам
мира тропочка есть
узкая –
Ну а
кто пройдёт ей, господа?
ДА НОРМАЛЕН
Я…
(стихотворение в прозе)
Да
нормален я, нормален, просто нервный
очень, думал он, когда в
магазине на него
вдруг нападал столбняк, и
он, не в силах
произнести, что ему нужно, кидался прочь
от кассы, выскакивал из
магазина…Всё вибрировало в нём,
и хотелось домой, замкнуться в
любимом углу – а за
пределами квартиры мир
был враждебен и
нелеп, нелеп и враждебен, но
всё склоняло к
тому, что надо жить, всё – и
книги, и альбомы, и одиночество, и от
твердил себе – да нормален
я, нормален, просто нервный очень…
* * *
Ты можешь
всё преодолеть –
Болезни,
голод, дебри скуки,
Сжимающие душу
муки.
…но без
любви и жизнь – как
смерть.
РУССКИЕ
(стихотворение в прозе)
Мы
объединимся, если угроза серьёзна. Мы
объединимся, если охота выпить…Промежуток между
этим – нормальная жизнь – не для нас.
Скучно изо дня
в день делать
гайки. Нужен подвиг. Или падение. Потому и
нет у нас
нормальной, серединной жизни.
* *
*
Сапожок,
в каком
конфеты были
Сдулся будто
шарик надувной.
Мне его
на праздник подарили
Новогодний,
щедрый и
цветной.
Сапожок декоративный, пёстрый
Весь в
узорах – ёлка, Дед Мороз.
И глядишь
сегодня с миной
постной
На него, припомнив – жизнь: всерьёз.
ЗА СВЯТОЙ
ВОДОЙ
1
Разливают воду
целый день
Бабки –
так назвать их
неудобно.
Чаны велики
и много дел, -
Без молитвы
сделать неспособно.
У иконостаса
чаны в ряд,
Три старушки, молодой парнишка
Разливают воду, говорят
Всем слова
хорошие – излишка
Сил не
имут – трудятся весь день.
Очередь,
закрученная круто.
Холодно,
у всех
довольно дел.
Но вода – подобье атрибута –
Веры ли? Традиции? Пойми…
Сила духа
тех старушек манит,
Качества душевные
мои
Не по
нраву мне, и грустно
станет.
2
Хвост очереди
вылезает за
Церковную ограду, извиваясь.
Снег больно
бел, и он слепит
глаза,
Надежду видеть
белой не решаюсь…
Кладбищенские вижу
я кресты,
Вороны грают, воздух
синеватый.
И с
очередью двигаешься ты –
Крещенье,
праздник глубиной богатый.
Церковных мимо
стен, они красны,
Читаешь Отче
Наш, с тем входишь
в церковь.
Ты человек. И
ты – сосуд вины,
Сосуд вины, но
с каплей света
в центре.
3
На фоне
иконостаса
Чаны с водой
стоят.
Своего ты
дождался часа,
Получаешь воду
и рад.
Каково-то её
разливать
Целый день? Вероятно, молитва
Помогает преодолевать
Темноту,
что по
сути – могила…
4
С холода – в
церковное тепло,
Продают баллоны
и бутыли,
Жёлтый свет, и
от свечей светло,
Мы вошли, и
мы – в особой были.
Двигаются люди
меж икон,
К чанам
постепенно приближаясь…
Двигаемся вместе
я и он,
С тайной силою соединяясь…
5
Кто-то ставит
свечи, что-то шепчет,
Воду получил – сколь стало
легче.
Дело
тут, понятно, не в воде,
А в
душе, в молитве и т.
д.
НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ
(стихотворение в
прозе)
Необязательность всего – как
одна из характеристик
времени. Необязательность – может
этот певун быть
объявлен звездою, а может
тот. Талант не при
чём. Слушайте партию денег: вездесущую, всепоглощающую. Те ли
идеи будут взяты
на вооруженье, или те – не
следует не из
чего: этакая дьявольская лотерея…Когда
фундамент прогнил, что ожидает
зданье? Впрочем, и необязательно, что
прогнил. И не факт, что
существует зданье.
БЕЗНАЛОГОВОЕ ГОСУДАРСТВО
(стихотворение в
прозе)
Безналоговое государство – утопическая мечта; безналоговое государство
должно переварить хищническую
свою суть и
измениться внешне – стать братством. Улыбка – от сердца
идущая, а не формальная, американистая – становится заурядным
приветствием: заурядным? Незаурядным
в своей световой
сущности; налог, выдираемый
изо всех – менее всего
из жирных котов – не
нужен, если всегда протянута
рука помощи…
Мечты, мечты…
Хищники
мы есть – и начинка
наша греховна!