Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 

Александр  Балтин

 

Из цикла «ПЕРЕЖИТОЕ»

 

1

 

Небо  сгустилось  фиолетовыми  тучами – туши  туч  сложили  крепость, любезную  ребёнку, и  над  дачным  домом  зашумел, загремел  ливень; ветки  яблонь  стучали  в  окно, было  таинственно, слегка  страшно, и  хорошо, хорошо…

 

2

 

Переулок  плавно  стекал  вниз – и  также  не  спеша, плавно  поднимался  к  другому; в  середине  его – мощное, красное  здание  театра, а  напротив  проход  между  домами, и, нырнув  туда, огибая  сетку  спортивной  площадки  выходили  к  школе – жёлтой, невысокой. Шуршал  целлофан, и  стрелы  гладиолусов  покачивались  слегка; форма  казалась  жёсткой, а  лестницы  гулкими…Неужели  и  я  когда-то  вырасту? Думал  ребёнок.

   

3

 

Велосипед – строгий, поджарый, только  подаренный  тебе; велосипед – новый  друг, верный: не  подведёт; сел  на  него, и – вдоль – вдоль  стены  старого  жёлтого  дома, наполненного  коммуналками, вперёд, вперёд – как  славно  ветер  свищет  в  ушах – но  как  же  тормозить? И  вот  она – проезжая  часть, машины  летят, всем  телом  завалился  на  асфальт, ободрал  ладони, колени…

  

4

 

Юноша  возле  гроба  отца. Тишина  поминального  зала. Небольшая  лестница  выводит  во  двор, крытый  осенней  листвою – двор  уютный, тихий, красивый - такого  бы  не  должно  быть  у  морга…

 

5

 

Вороны  рвут  бумагу  воздуха. Читай  стихи  на  балконе – воронам. Читай! И  читает – взахлёб, жестикулируя, слегка  пьяный – и  замолкают  они, внимая…

 

6

 

Капли  бытия  падают  в  мозг; жемчужные  капли. Важное  и  пустое  смешиваются  единой  массой  жизни, слагаются  в  пережитое, и  течёт  оно, плавится, подвластное  течению  времени; ты  стареешьстареет  ли  то, что  было? Умершие  остались  в  том  возрасте, в  котором  умерли, обманув  время; и  вновь  ты  беседуешь  с  отцом, гуляя  по  Москве, или  Калуге, вновь  входишь  в  грибной  лес  с  дядей, вновь  тётушка  угощает  тебя  пирогами.

Леска  яви  вздрагивает, вытаскивая  рыбку  воспоминаний.

Время  не  обмануть

 

7

 

Запорожец  заглох. – Всё, - сказал  дядя, поковырявшись  в  моторе. – До  дачи  не  доедем. Идите  к  старикам.

Двухэтажный  дом  в  переулке  напротив  старинной  церкви – в  том, советском  детстве  боялся  церквей. Двинули  с  братом. Сумерки  вокруг  развешивали  сероватые  полотнища. Уютный, травой  заросший  двор  около  дома; чёрная  старая скамейка, рыжий  кот  на  ней. Крашеная  красным  лестница  скрипит. Старики  рады – заваривают  крепкий  чай, достают варенье…

 

8

 

Ритуал – пить  по  субботам  водку.

Ждёт  по  часам, считая  минуты – раньше  пяти  ни-ни. Плохо, наверное. Неумение  принимать  явь  такой, какая  есть.

Пора. Сладко  поплывёт  сознание. Радужность  будто  бы  осуществившихся  мечтаний  отменит  привычно-нудную  реальность…

Страшно ли  быть  бытовым  пьяницей?

Не  страшнее, чем  жить…

 

9

 

Золотая  тайна  проулка – хочется  назвать  его  церковным: ибо  красная  церковь  высока, двухъярусна, лестницы, ведущие  в  неё  огромны – мы  в  Византии  возможно? Нет, всего  лишь  русский  провинциальный  городок…Зимой  в  этом  проулке  позёмка  пишет  каббалистические  знаки – поди, разгадай. Дома  около  церкви  двухэтажные, с  небольшими  дворами, где  лопухи, и  мятлик, и  крапива, а  быт  стар – как  большинство  людей, живущих  в  домах…Быт – с  кроватями, шишечки  которых  тускло  блестят, со  стёгаными  лоскутными  одеялами, фикусами  и  геранью…

Не  в  этом  же  тайна  проулка! Нет! А  в  чём? Чем  он  так  манит, что  ходишь  и  ходишь  у  церкви, жадно  заглядывая  в  окна домов…

 

10

 

Косо  и  прямо, нежно, легко  падал  снег – падал  и  падал, наполняя  город  тайным  свечением  чуда; и  человек  шёл  по  переулку, где  старые  дома  лили  жидкий  янтарь  света, а  иные  окна  были  темны… Не  было  у  человека  цели – он  гулял, и  опаловые  шары  фонарей  ответствовали  снегу – ёлочному, новогоднему. Тёмный  собор  возник, мощно  громоздясь  на  фоне  неба; человек  перешёл  дорогу, свернул  к  собору – но  тут  обогнал  его  некто, и  человек  замер, удивлённый – отец? Но  ведь  ты  умер… - Но  как  же, ты  ведь  говоришь  со  мной? – А  твоя  смерть, твои  похороны, врезанные  в  сознанье  каждой  деталью… -Считай  это  ирреальностью. – Я, знаешь  отец, никогда  не  понимал, что  такое  реальность, где  она, и  вот, несмотря  на  твою  смерть, я  иду  рядом  с  тобою, и  мы  говорим, говорим, хотя  я  точно  помню, что  ты  умер, и  человек  у  собора  всего  лишь  похож  на  тебя…

Снег  штриховал  собор, убелял  дворы, ореолы  мерцали  вокруг  фонарей, и  чудо  жизни  представлялось  бесконечным, а  смерть – невозможной…

 

11

 

Пережитое – уголь  будущего. Ракета  на  угле  не  взлетит. Что  нужно  для  взлёта?

Тем  не  менее, может  и  этот  уголь  чем-то  поможет?

 

12

 

Шесть  ноль  девять. Чёткость  и  зыбкость  времени. Чёткость – видишь  цифры  на  экране  часов. Зыбкость – сейчас  они  изменятся. Где  оно  время? Руку  протяни – и  вот:  детство.

Тяжёлая  арба  понедельника  еле  едет; скрипят  ржавые  оси  вторника; потом  глядишь – и  нет  недели…Перебираешь  имена  лет, не  зная: были  они: не  были? Вечное  равнодушное  течение, в  котором  тонут  империи, люди, эпохи…

 

13

 

Прямоугольный  каток  во  дворе. Когда-то  очень  давно  выходил  вечерами  и  расписывал  лёд  робкими  попытками  кататься. Лёд  синел  в  сфере  фонарного  света, и  белыми  волокнами  тонко  вился  снег…

Вот  открыты  воротца  входа. Каток  не  залит. Грубо  намёрзший  лёд  кажется  уродливым  и  нелепым.

 

14

 

Театр – внешне  напоминающий  шапито – на  ВДНХ; небольшой  садик  около; у  низкого  забора  стоит  верблюд – роскошный, важный, двугорбый. Жёлто-коричневая  густая  шерсть  блестит; а  глаза  прикрыты, и, кажется, верблюд  видит  нечто  желанное – может  быть, жёлтые  пески…

Вот  он  отворачивается  и  медленно  идёт  в  глубину  сада – идёт  или  плывёт? – чуть  колышутся  горбы, и  высоко  поднимающиеся  ноги  ступают  точно  и  легко – как  ступают  дни, отбирая  крохотные  наши, нелепые  жизни…

 

15

 

Плоскую  жёлтую  ручку  двери  потянул  вяловато, и  вошёл  в  холл, где  играли  огни…Синевато-прозрачный  нездоровый  свет  сонно  звучал, подчёркивая  темноту  зимнего  утра  за  окнами. Гроздьями  одежды  глядел  гардероб, и, раздевшись  и  получив  номерок  Х.  поднялся  на  второй  этаж  по  серой, плохо  освещённой лестнице, остановился  перед  старой, коричнево  окрашенной  дверью, потом  потянул  её, поехавшую  со  скрипом.

– А  почему  вы  хотите  у  нас  работать? – спросила  заведующая  библиотекой.

Не  хочу, не  хочу – всё  кричало  в  нём, - я  хочу  сидеть  дома  и  писать, писать, но  должен  же  я  где-то…

– Я  люблю  книги, - ответил  он.

– А  вы  собираетесь  поступать?

Библиотека  в  экономическом  вузе – от  дома  десять  минут  пешком, и  подруга  матери  соседствует  с  заведующей – вот  и  всё  объяснение. Учиться  он  не  собирался.

– Ну, не  знаю  пока, - ответил  он.

– Хорошо, сказала  заведующая, что-то  отмечая  в  бумагах. – Идите  на  абонемент. Комната  20.

Дверь  была  заперта. Он  дёрнул, потом  сильнее – точно: заперта. От  лестницы  показалась  девушка, раскрасневшаяся  с  мороза, он  толком  не  разглядел  её, отвечая  на  вопрос – Вы  сюда? – Я  буду  у  вас  работать. – А-а-а, - протянула  она. – Ну  проходите.

Старые  ветхие  стеллажи  уходили  под  потолок, собрания  Ленина  и  Маркса  бременили  их  до  прогиба; стойку  для  читателей  обойдя, вышел  он  к  столам, и  к  тяжёлой  неприятной  архитектуре  всё  новых  и  новых  стеллажей, забитых  бесконечной, учебной, советской  мутью…

– Шляпу  можно  повесить? – спросил  он.

– Да, там  шкаф, - махнула  рукой  девушка.

Почему  шляпу? Ведь  это  шапка, думал  он, шапка, упрятанная  в  шуршащий  целлофановый   пакет.

Шкаф  был  жёлтый, разбитый, с  дверью, съехавшей  набок…

Х. вышел  к  стеллажам  и  назвался, девушка  ответила – Аня.

Он  сел  на  стул  и  спросил – А  что мне  делать. –Сейчас, - отозвалась  она, подкрашивая  глаза. За  окнами  становилось  светлее.

Всех  комнат  абонемента  было  три, она  отвела его  в  третью, и, указывая  на  горы  книг, просила  рассортировать  их. Пыльные – перекладывал – пустые, ненавистные – думал: как  же  мне  жить? Как  же? Зачем? К  восемнадцати  годам  гору  всего  перечитал  и  понаписал, и  пережил  криз  пубертатного  возраста – тяжёлый, с  попыткой  самоубийства, и  о  поступлении  куда  бы  то  ни  было  речи  не  шло…и  вот  он  перебирает  серые  эти, глупые, советские  учебники, не  зная, как жить, что  делать…

Через  час  работа  закончилась  и  он  вышел  в  первую  комнату. Парень – из  разбитных, модно  одетый, весело  болтал  с  крупной, несколько  замедленной  в  движениях  шатенкой. – Здрасти, - сказал  Х. Они  замолчали. Потом  назвались.

Что-то  ещё  перемещал  в  течении  дня, передвигал  книги, пусто  было, скучно, душу  свербило, и  что  ответить  дома  дорогим, мягким  родителям  на  вопрос – Как  твой  первый  рабочий  день?

Ужасно, всё  ужасно – всё  ужасно  и  теперь,  за  сорок, когда  жизнь  фактически  просвистела  мимо, а  ты  всё  писал  и  писал, писал  и  печатался, и  ходил  на  эту  службу, где  люди  менялись, как  в  калейдоскопе, и  с  иными  приятельствовал, пил, и  снова  писал, на  что-то  надеясь – быть  услышанным  хотя  бы…

Ужасно  сознавать, как  неправильно, досадно  неправильно  прожил  свою…

 

 

ДЕТИ

 

Пламенеет  лесная  поляна, ярко  выбрасывая  языки  огня…Порвана  порфира, багрец  кровав, разграблена  казна – не  исчесть  дукатов. Лучами, ласкающими  ветки, листву и  траву  звучит  Бах. Дети  не  знают  ни  о  власти, ни о  деньгах, ни  о  Бахе. Вот  они – дети: толстощёкий, кругленький  бутуз  и  сестрёнка  его  с  крысиными  хвостиками  косичек. (Косо  рвущийся  воздух  смещает  перспективу: надоевшие  друг  другу  взрослые  родственники: те  же  дети, что  не  доросли  до  духовного  поля). Воздух  сшит  реальностью – и  очевиден пень – посреди  поляны; пень, важный  как  трон, пень, покрытый  узором  опят. Застывшая  пена  жизни.

– Гляди, - восхищённо  выдыхает  бутуз. Глаза  сестрёнки  горят. – Я  первая. – Дети  бегут, и  трава  метафорою  преград  цепляет  их  за  ноги. Дети  бегут, опережая  друг  друга.

И  вот – около  пня – толкотня  маленьких  рук: Мне, мне!

Зачем  это  тебе?

Музыка  Баха  звучит  с  небес, дарующих  лучи.

Полные  карманы  синего  платьица. Бутуз  роняет  ненужные, мнущие, пахучие  грибы.

– Куда  мы  теперь? – пищит  сестрёнка  напугано. – Туда, - бутуз  тыкает  грязным  пальцем  в  пёструю, огненно  данную  сумму  деревьев, и  они  идут, идут; кусты  царапают  их; бутуз, завидев  яркий  красный  глазок  ягоды  хочет  сорвать  его, ибо  время  полдника, но  сестрёнка  останавливает – А  вдруг  она  ядовитая?

Дети  выбираются  на  разъезженную, развороченную  колею, и – уродливой  махиной  вздымаясь – буреет  кабина  грузовика, одна  кабина – ни  колёс, ни  кузова  нет, дверь  косо  свёрнута  набок, стёкла  выбиты.

(Над  нами  когда-то  звучал  Бах; небеса, снижаясь, как  будто  текут  свинцом  отчаянья. Дети – куда  мы  бредём?)

Дети, прижавшись  друг  к  другу, сидят  в  кабине, на  жёстком  сиденье, из  которого  лезет  слоями  жёлтый  поролон – будто  жир  из  раненого  тела – и  дремлют, проваливаются  в  тёплую  иллюзию, где  плывут  разноцветные  шары  и  умные, большие  люди  заботятся  о  детях; но  дрёма  уходит, и  впереди  немой, такой  красивый  и  такой  недружественный  лес, кусок  разъезженной  колеи, и  никого, никого…

 

 

ЗАМЕТКИ  ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО  ЧИТАТЕЛЯ

 

Сверкающие  нити  золотой  русской  прозы  девятнадцатого  века  были  бы  подхвачены  веком  двадцатым, когда  бы  не  явление, чью  колоссальную  метафизику  и  трагическую  подоплёку  ещё  предстоит  осознать – явление  советской  утопии  во  плоти  смертных  тел  и  определённости  временных  отрезков. Новый  порядок  горазд  на  отмены – в  том  числе  некоторых  человеческих  качеств, но  ещё  более  на  перетолковыванье  привычного  строя  жизни; проза – как  явленье  жизнью  порождённое, и  жизнь  продолжающее – не  могла  остаться  в  стороне.

И  вот – мерцание  прозы  Андрея  Платонова. Неестественная  вывернутость  его  языка  отдаёт  и  мощью  сектантского  проповедника  и  жаждой  доморощенного  метафизика  пощупать  космические  корни  бытия – когда  не  удовлетворяют  плоды  последовавшего  земного  древа. Метод, разработанный  им  тупиков: словесная  интенсивность  не  позволяет  создать  галерею  образов: выходят  более  или  менее  Големы, слепленные  из  глины…Живописная  мощь  Тихого  Дона  таит  существенный  сущностный  изъян – нет  осмысления  происходящего, просто  череда  картин, сияющих  экзотикой  цвета – вроде  оранжевого  золота  сазаньих  плавников. Истерические  тремоло  «Петербурга» Андрея  Белого  дают  ощущение  близкого  краха; иллюзорность  такого  вроде  бы  привычного  мира  в  том, что  мир  этот  зыбок, уходящ…и  нигде, нигде  нет  возможности  приблизиться  к  гармонии, войти  в  её  сияющие  живительные  воды…

Слом  жизни  заложен    в  зощенковском  языке – в  самой  сути  этого  языка: ежели  возможно  так  говорить  и  так  мыслить – то  возможно  всё, любое  движение  вспять, расчеловечиванье, провал  в  проран…Тут – адова  метафизика  языка, едва  ли  имеющего  надмирную, личностную  сущность, языка, тайна  чьего  происхождения  неясна  нам, носителям  его.

Мысль, протянутая  сквозь  игольное  ушко  образа, яснее; люди  Зощенко  более  походят  на  людей, нежли  у  Платонова – суровые  нитки  гордыни  и  глупости  плотнее  связывают  их  тела  с  душами. Легче  ли  от того  читающему? Сложнее ли? Анализируя  самого  себя – а  в  этом  нет  лучше  учителя, нежли  литература – прискорбно  находить  такие  же  нити, не  зная  к тому  же  способа  выдернуть  их. А  жалость  к  себе  даётся  скорее  через  истерию – перемесь  эмоций, нежли, чем  через  язык.

Сгусток русской  прозы  двадцатого  века  столь  же  отражает  горенье  душ – этих  рваных, болящих  ран – сколь  и  показывает  провалы  в  угольные  щели, незримые  глазу; но  горение – это  единственная  оправданная  форма  бытования  душ  в  телах, без  него  мы  имеем  дело  с  потребителями – и  их  идеологией.

Абсурд  появляется  там, где  отказываются  от  вертикали  в  пользу  горизонтали – отказ  оный  трагичен, хотя  таковым  не  ощущается  выбирающим – и, в  значительной  мере, русская  проза  начала  двадцатого  века  об  этом.

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите



Сайт управляется системой uCoz