Александр Балтин
Из цикла «БАБОЧКИ МОМЕНТОВ
БЫТИЯ»
1.Дневник
Ходили в парк, чудесно было: брели по
кленовой аллее, и золотистая листва шуршала так уютно, так легко.
Сидели в миленьком кафе, ели мороженое из
розоватых креманок, выдумывали святочные истории, смеялись.
…Всё и всегда будет хорошо: записи
дневника дышат радостью.
Сказала, что летом хотела бы к морю.
Были в зоопарке, любовались слонами —
огромными, как детские мечты.
Так понравились пеликаны!
…И вот — что-то не так, тончайший баланс
нарушен, будто незримый часовой механизм даёт сбои. Что же не так? Что? Что?
…И — разряд красного крика:
Я один. Я один. Я брожу по квартире, и не
знаю, куда мне деться, чем занять себя. Пусто. Пусто. Долбит мозг пустота.
Я один. Один. Что делать?
Санитары, выносившие труп самоубийцы, не
знали, что в столе кричит, истекает болью и страхом никому не нужный дневник.
2
Приехала
в гости передать
приветы от провинциальных родственников
и знакомых. Принесла с
собой торт. Хозяин открыл
бутылку вина. Приехавшая весела, молода, доброжелательна – много говорила, шутила, пили вино, и
хозяин, закосневший в одиночестве, робкий, отмякал душой, и
вдруг – она притянула его
к себе, поцеловала…
Прошло
13 лет. Они вполне
счастливо женаты, и он, до
неё не знавший
женщин, вспоминает порой тот
дальний искристый вечер, и
думает, улыбаясь – бывает такое…
5
Тупые
молотки похмелья.
Между
наковальней прошлого и
молотом будущего.
Какое
изделье ты сам
себе напоминаешь, когда похмелье
гудит, отстраняя реальность?
7
В
одном из уютных
московских дворов, праздно блуждая
по проулкам, обнаружил фонтан. Струя
взлетала невысоко,
хрустально переламываясь у
вершины. Дно бассейна синело.
Забавные, белые, гипсовые
медвежат руководили струёй.
Несколько
капель попало мне
на лицо. Наверное, они вспыхнули
красно и золотисто
в лучах осеннего
солнца.
9
— Кстати, мы проезжаем
мою дачу. Может быть, заедем?
В
14 лет девочка
выглядит на 18. Пышная
грудь красиво круглится
под школьным платьем.
— Нет? – переспросил.
Она
покачала головой.
— У
меня есть варенье
и шоколад. А там
ещё красивые цветы. Нет? Ну нет, так нет.
Любовник
матери подвозил её
от бабушки домой.
— Как
он вёл себя? – спросила мать.
— Нормально, - ответила дочка
и прошла в
свою комнату.
10
Подземный
переход, несколько суженный стеклянным
рядом палаток. Вечернее время.
Лохматые
бездомные псы, знакомые торговцам, шествуют важно, останавливаются возле
пирожков, получают еду.
Продавцы
упаковывают нераспроданный товар.
В
ларьках – сигареты, одежда, бессчётные, блестящие безделушки. Белые ребристые
щиты опускаются, скрывая грошовое
богатство.
Продавцы
курят, судачат о делах, обсуждают мелочи
дневной жизни. Всё ярко, таинственно.
И
кажется, с приходом ночи
вспыхнет какой-то летучей
пёстрой лентой жизнь
новая, неизвестная, манящая…
11
Озеро
в лесу с
необычной, серебряной, мерцающей
водой.
Свернув
с шоссе, проходишь замшелой
колеёй мимо прямых, высоких, розоватых сосен, мимо
лип, дубов, и вот – озеро.
Деревья
уважительно расступаются тут. Плоские
камни окружают воду. Видно
сквозь неподвижное стекло
дно в загадочных
письменах ракушек, улиток,
мелких камней.
12
Евангелический храм
в Москве. Неожиданный поворот
из горбатого переулка, и
храм – высокий, серьёзный, кремового
цвета, как-то
контрастирующий с московским
двором.
Круглые
на башне часы
и белая лапчатая
роза круглого окна. Массивные двери. Линии
ровные, классические, жёлтые
пласты стен, мощная хребтина
храмового тела.
Внутрь
не зашёл. Устрашился чего-то.
Из цикла «МИМОЛЁТНОСТИ»
2
Старинная
немецкая пишущая машинка – Рейнметалл. Корпус, тускло отсвечивающий
лаком. Клавиши, инкрустированные
белыми буквами. Безотказный механизм.
Когда-то
очень давно что-то
печатала на ней
бабушка, после отец делал
технические переводы с английского
и французского, потом уже я перестукивал
свои стихи.
За
полвека сломалась раз, и
я возил её
в чемодане в мастерскую,
где были
неудобные кресла и
красный вытертый ковёр. Пьяноватый дядя
Володя с глазами
в красных прожилках
и ловкими пухловатыми
руками устранил неисправность
за пять минут.
Машинка, родная и
близкая, как домашнее животное, понимающее с
полуслова.
И – также
ручным зверьком воспринимаю
сложенные очки.
3
Лететь
в такси через
вечереющий сумеречный город, кидающий охапки
бронзовых, бордовых, золотых
листьев, творящий смуглые барочные
узоры возле парабриков; лететь, видя надвигающиеся Вавилоном
огромные, кубические дома,
глядя на
отражение зелёного огонька
в стекле; лететь, сознавая лёгкую, сквозящую радость
движения, забывая про цель
пути.
4
Кусками, пятнами – поездка в
Одессу в далёком
детстве. Серый, серьёзный, красивый
театр – огромный короб,
хранящий волшебную музыку. Монеты в музее
– застеклённые стеллажи на
стенах. Античное золото.
Массивные медали.
Тень
от резной листвы
на асфальте Дерибасовской.
Чрезмерная, избыточная, выводящая к
Пушкину лестница, по которой
течёт расплавленным потоком
летнее солнце.
И море,
море…
6
Целые
системы гаражей в
Калуге. Сверху видно зигзагообразное течение
крыш, серые линии асфальта, кирпичную кладку. Марево жары, встающее летом. Жаркое
гаражное нутро, сильно пахнущее
бензином, краской, маслом. Пьёт
какая-то компания, слышен гитарный
перебор. Скученная, плотная, низовая, корневая жизнь…
7
Лесные
чащи барокко, краббы,
изогнутые листья, сердце в
узоре лент.
Архитектурные завихренья, тяжесть и
вещность.
Готика, немо поющая, стремящаяся выше, выше; шпили, вонзённые в
небо, сквожение колонн.
Ажурная
нежность рококо; синие,
жемчужные цвета; пена, принимающая различные
формы.
Черты
эпох…
8
Салатовая, густо-зелёная, светлая, с сочной
листвой растительность вокруг
калужского моря. Какое море! – обычное водохранилище. Со стороны
Подзавалья, где частные, уютные,
цветные дома, палисады, огороды напоминают
не то деревеньку, не то
дачный массив разъезженные, разбитые дороги
выводят к воде. Огибаешь водохранилище. Множество людей, снедь
на подстилках, вино, игральные карты; чуть
дальше – волейбол, бадминтон. Летний
рай.
С
дороги, приводящей в город, видна
плоская, сверкающая гладь, и дальние особняки в
зелени, и ракета возле
музея космонавтики.
14
Белые
каски охраняющих солдат. Лица
подсудимых немцев кажутся
чрезмерно бледными, мучнистыми.
За окнами старинный
витой Нюрнберг – город мастеров, крыш и
птичьих гнёзд…
16
Гульба – шаровая, сквозная, неистовая.
Лица все – будто глядишь
сквозь круглый аквариум. Кажется, всполохи воспалённо-красно-багрового цвета
шарами лопаются в
воздухе. По-русски, на
разрыв житейских скреп, адово, разбойничьи, со свистом…
Как
потом обращаться к
Богу?
17
Старый
колодец в лесу
около заброшенной мёртвой
деревни. Чёрная
концентрическая глубина.
Рыбаки, поднявшись тропками
от реки, набирают
воду. Вода серебряная,
прозрачная, холодная – кажется, будто
она легко звенит.
Видны
выпуклые, чёрные, полукруглые
брёвна колодца.
19
Овощная
лавка возле дома, в
коммуналке которого прожил
десять лет - ребёнком.
Терпкие, свежие, земные запахи. Огромные, тёмные бочки, покрытые игольчатым
белым наростом, похожим на плесень, хранят солёные
огурцы. Картошка шумно сыплется
в подставленную сумку
через обитое жестью
отверстие. Квашеная капуста в
глубоких мисках.
Мощное, детское, световое
воспоминанье вспыхивает в
мозгу сегодняшнего взрослого.
20
Ехали
зимним вечером в
темноте правобережья старого
провинциального города. Сквозь графику
чёрных деревьев виден
был январский, сверкающий снегами
и огнями, тесно скученный
скопленьями домов город. В
воздухе ощущалось белое, золотое, таинственное роенье – будто ангелы
где-то рядом, и они
поют.
А
мы не умеем
слышать.
БЫЛЫЕ ГОРОДА
МЫ ЖИЛИ
В ЕГИПТЕ
(стихотворение в
прозе)
Сытое, яркое солнце
трогает Нил нежными
пальцами, и он вспыхивает, отходя от глубокого
ночного сна – вспыхивает,
богатый цветом, полновесный,
зеленовато-синий, дающий пищу.
Лабиринт чрезмерен, избыточен, и только
бритоголовые жрецы знают
его глубинные тайны, только
их не охватывает
страх при входе
в этот предел…Страна
мёртвых – мёртвых, но
связанных с живыми
незримой мощью вселенских
нитей; искусство
бальзамировщиков, древнее, как
наши боги…Жёлтые кубы
домов, и солнце, солнце – плещущее,
яркое, детское, зрелое – вечное…
ВАВИЛОН
(стихотворение в
прозе)
Вершина
зиккурата как бы
парит над городом – торговым, военным, огромным.
Вход в
него – гигантские врата, и изображения
быков на стенах
пятиноги; цветовые пятна играют
бликами, и всегда – масса солнца – золотого, текущего, жирного.
(Зачем
представлять несуществующие
города? Не тем ли
манит история, что нас
там нет?)
Мощные
параллелепипеды домов –
жёлтые стены, квадраты окон; все
мужчины чернобороды, кричит надрывно
продавец воды; сохлая,
цепкая лапка ростовщика, и
над всеми нами – парящий, таинственный зиккурат…
У НАС, В
КОНСТАНТИНОПОЛЕ
(стихотворение в
прозе)
Лестницы
его ослепительны, белизной ступеней
играя, пугают иноземных купцов
золотыми львами у
оснований.
В
Константинополе едва ли
найдёшь смрадные, кривые переулки, но – только аккуратные, облюбованные различными
мастерами. Долго вызревает эмаль. В
иконописной мастерской чудно
пахнет кипарисом и
маслом, тонкая древесная стружка
золотится на солнце. А
базилики темны – снаружи и
изнутри – ибо голомордый грех
дышит жадно и
жарко. Теологический диспут на
базаре – обычное дело, птица в
корзинах забыта и
сыр не куплен, но
вопрос – трепещущий живою раной – решён. Протопатрикий зевает, глядя
в окно. Пышность окружает
басилевса.
И
надо всем – незримый,
переливающийся духовными оттенками
покров тайны.
Из цикла «ТОЧКИ В
ПРОСТРАНСТВЕ»
2
— У
меня, как в ресторане, - говорила бабушка, предлагая внукам
три варианта гарнира. Обедали на
дачной веранде. Я ел
котлеты с картошкой, а
брат – макароны с жареной
колбасой.
Каникулы
с каждым днём
немилосердно сокращались ( привет тебе, шагреневая кожа!), и
лёгкая грусть омрачала
высокие дни зрелого
августа.
5
Из
будки с надписью «Ремонт обуви», встроенной в
подъезд выглядывает лохматая
собака. Солнце светит. Псина,
кажется, улыбается ему. Мастер –
пожилой армянин с
золотыми зубами – болтает о
чём-то с тёткой, хозяйкой псины.
Жемчужные капли жизни.
9
Набережная
Шевченко. Магазин Филателия.
Скудный советский ассортимент. Несколько личностей
с пухлыми портфелями
в углу магазина. Кто-нибудь обязательно
подойдёт, и вопрос – Чем интересуетесь? – откроет красочную
перспективу. В небольшом дворике
у магазина из
портфеля извлекаются альбомы, и – плывут, пестреют, мерцают марки – не
марки, а будто открытки
даже: столь хороши они - представляющие собой
целый мир – такой недоступный, такой манящий.
Палитра
воспоминаний.
10
Пейзаж
маслом – кусочек воды,
речные синевато-серые переливы, лобастый камень, крутой подъём. Дальше лес, сквозящий соснами, сине-дубовый, глубокий; лес, резко упирающийся
в небесную стального
оттенка полосу. Пейзаж стоит
на лоджии, на старом чемодане, прислонённом к
шкафу, с которого облезает
клочьями светло-коричневая плёнка.
Кто
писал пейзаж? Не знаю. Откуда
он дома? Не помню.
Кусочек
чужой жизни, выраженный через
стандартную, вечно новую,
великую, часто молчащую природу…
Кусочек чужой жизни,
проникающий в твою…
Из цикла «ЗАБАВНЫЕ МАКСИМЫ»
1
Если
ты сбился с
курса – не спеши впадать
в панику – может быть
прав ты, а не
компас.
3
С
похмелья глядя в
зеркало, подави дрожь – зеркалу тоже
страшно.
4
Когда
звери глядят на
тебя из клеток
зоопарка, что им приходит
в голову? Страшно озвучить…