Заметка первая.
Величие русской истории. В чем оно?
Его, это величие чувствуют все. Но с чувством этим своим поступают
по-разному. Одни гонят его прочь, чтобы оно не мешало привычному критичному
настрою по отношению к государству. Другие придумывают себе славную историю.
Разные люди делают это по-разному. Кто-то красит розовой краской недавнее
советское прошлое: и злодейств-то в нем никаких не было, и злодеи его были
такими лапочками, и вообще все было так прекрасно... Кто-то проделывает то же
самое с временами более отдаленными, и тогда сказочно-прекрасными предстают
дореволюционные времена. Впрочем, это сегодня происходит реже – пик моды на это
прошел. Кто-то же, не считаясь ни с какими историческими фактами – какие уж тут
факты, когда очень хочется –просто сочиняет «доисторическую историю» про народ с 40-тысячелетней историей, не
понимая, что народы столько не живут, как люди не живут больше, чем, скажем,
150 лет (впрочем, причем здесь понимание, когда очень хочется).
В общем, чувство русского величия одевается в самые причудливые одежды. Но
я пишу не о причудливости его одежд, а о самом чувстве. Что это – плод больного
воображения? Массовый психоз? Компенсация комплекса ничтожества? Ни в коем
случае. Это чувство, в самом деле отражает, реальность. Но какую? Чем уж так
велИка русская история, когда главные события в мире происходили в других
местах и когда вклад русской культуры в мировую относительно мал (если
сравнивать его с античным вкладом, или западноевропейским, или исламским)?
Чтобы не интриговать читателя, я сразу отвечу на этот вопрос – величие русской
истории не в ее прошлом, а в ее будущем. Мы предчувствуем великое будущее, а не
вспоминаем о великом прошлом. Наша
прошлая история – это только предыстория, только подготовка к будущей роли
России и русских в мировой истории. Именно к такому пониманию приводит спокойный,
без ажитации взгляд на тысячу с лишним
лет русской истории.
Ну, а теперь подробнее.
Начало русской истории
Когда начинается история народа? Ведь народ – это люди. У каждого есть
родители, а у родителей свои родители, а у тех – свои... Когда же, в какой
момент нужно начинать отсчитывать историю? Когда первые родители слезли с
дерева (вариант - были сотворены богом)? Или все-таки попозже? Чтобы ответить
на этот вопрос, нужно понимать, ЧТО делает группу людей народом. Чтобы не
провоцировать метафизические споры,
ответить на этот вопрос проще всего с точки зрения психологии.
С этой точки зрения понятно, что все члены одного
народа имеют некоторые общие психологические характеристики. И более того,
часть этих характеристик сохраняется при смене одного поколения другими. Иначе
говоря, есть психологические характеристики, общие для всех членов народа, даже
живущим в разные эпохи. Сейчас наивно пытаются найти такие характеристики в
«культурных инвариантах», традициях. Но эта - та самая темная комната, в
которой нет черного кота. На самом деле,
все обстоит гораздо сложнее: психологические инварианты народной души (назову
их так) живут даже при радикальных культурных изменениях. И обнаружить их
можно, только анализируя скрытые, смыслообразующие факторы различных пластов
культуры.
Что представляют из себя психологические инварианты русской народной души
(для краткости, назову их «русским архетипом») и когда они появились? Отвечая
на второй вопрос, нужно говорить о 9-10 веках. Именно с этого момента в истории появляются не
славяне (славяне появиляются на несколько веков раньше), а именно русские. Состав крови русских изначально был
смешанным, а язык – славянским. Но все это не играет никакой роли, так как и
скандинавы, и угрофинны, и степняки, обретая русский архетип, делались
русскими, одним народом с общей душой. Как позднее русскими становились
монголы, и татары, и европейцы, и кавказцы – кто только не становился...
На вопрос о содержании русского архетипа ответить так же кратко сложнее, но
в двух словах его «ядерную часть» можно назвать мечтой о счастье и
предчувствием своей исторической миссии – помочь всему человечеству стать
счастливее.
Мировая история и русская предыстория
С этой мечтой русские и прожили без
малого 1200 лет своей предыстории, совершив за это время немало злодейств и подвигов
и создав в годы творческого расцвета немало прекрасного. Но все эти годы
лидерство в истории принадлежало другим странам и другим культурам, у которых
русские старательно учились. В начале русской истории учителем русских была уже
дряхлеющая Византия (хотя на российской почве византийские семена часто
прорастали совсем особыми цветами – взять хотя бы русскую «экстерьерную»
церковную архитектуру 12-16-го веков). Затем учителем стала зрелая исламская
культура – мир восточной Орды был исламским миром). Ну, а еще позднее учителями
стали европецы. И все это время русская культура росла, и русские все больше и
больше приближались к культурным лидерам мира. Пока, наконец, на границе 19-го
и 20-го века не встал вопрос о смене культурного лидерства: старые культуры в
значительной степени исчерпали свой творческий потенциал и человечеству стали
нужны новые горизонты, новые линии культурного развития. Тогда-то и оказалось
(для многих неожиданно), что на роль первооткрывателя этих новых горизонтов, на
роль культурного лидера претендует «дикая» Россия. Так закончилась русская предыстория и
началась собственно история. (Для сравнения, когда-то, в 10-11-м веке таким же
образом заканчивалась предыстория французов .)
Русская миссия
В той или иной степени эта претензия сохранялась весь 20-й век, век, когда
впервые Россия была не в роли догоняющего, а в роли мирового культурного
лидера, чье новаторство оказало на мир сильнейшее влияние (в частности и
европейский социализм, и китайское чудо являются результатами этого влияния).
Но в силу причин, о которых в этой статье я говорить не буду, к концу 20-го
века русский порыв себя исчерпал и Россия вступила в десятилетия деградации.
Эта деградация оказалась настолько глубокой, что какие бы то ни было разговоры
о русском мировом лидерстве воспринимаются сегодня, едва ли не как насмешка –
даже самые отпетые русские националисты остерегаются вести подобные разговоры.
Но... но дело в том, что мировая история не кончилась в 2000-м году.
История продолжается, и мир по-прежнему нуждается в образцах новой
организации жизни. Вопросы, как жить дальше и какими становиться дальше, никто
не отменял. Миру все так же нужна новая культура. Жить по-старому больше нельзя
– на протяжении последних 150 лет это осознается все бОльшим числом людей. «Мы
хотим перемен!». И значит миру по-прежнему нужен «проводник в будущее». Стать
им при современной раскладке ролей в пьесе мировой истории могут (а значит, и
должны, и станут) именно русские. Именно нам предстоит сыграть эту роль,
которая и сделает нашу историю великой.
Заметка
вторая. О правоте «родноверов»
Это похоже сегодня на массовое безумие – масса народа с пассионарной
убежденностью повторяет примерно следующий набор из 2 идей:
Христианство – религия еврейская, которую евреи подсунули русским с целью
их закабаления;
Сами русские – наследники и духовные продолжатели древнейшей, насчитывающей
сотни тысяч лет, арийско-ведической цивилизации с великой языческой,
политеической религией, и только возвращение к этим духовным истокам может
спасти русский народ от духовного вырождения.
Я не буду здесь опровергать эти мнения, так как для их противников в этом
нет необходимости, а для сторонников это просто бесполезно – они к критическим
аргументам не восприимчивы. Не буду и говорить о той реальной, фактической
основе, которая лежит за этими идеями и которая так фантастически преобразовалась
в «родноверии» - это увело бы разговор далеко в сторону. Я хочу сказать о
другом – о субъективной правоте «родноверов».
Разные религии отличаются друг от друга высотой душ их приверженцев. Есть
религии детские, религии подростковые, религии взрослые. Внутри крупнейших
(«мировых») религий эти градации тоже существуют: в каждой из них есть как бы
множество «подрелигий», соответсвующих духовному росту верующих. Так, в том же
православии существует православие детское, мало отличающееся от веры в Деда
Мороза, и православие взрослое, скажем такое, какому учил Александр Мень или
учит сегодня А.И.Осипов. А есть и православие совсем взрослое – православие
Серафима Саровского, Григория Паламы, а из наших современников – Антония
Сурожского. Но это о разных «подрелигиях»
внутри огромных мировых религий. А сами религии тоже отличаются по своей высоте. Мировые религии
равновысоки. Но есть религии и пониже мировых. Например, античное язычество
греков с их олипийскими богами. Или множество верований народов Африки. Это
детские веры. Пока душа в своем развитии пребывает на стадии детства, она
готова делить верования таких религий. По мере того, как она вырастает, языческие религии становятся ей малы и она
требует чего-то более высокого. В этом смысле, можно говорить не об
«объективной», а о «субъективной» истинности религий: у каждого человека есть
свой набор верований, соразмерный его душе. (К слову, атеисты здесь не
исключение: их вера в несуществование Бога соответсвует уровню развития их душ,
в которых для Бога, в самом деле, нет места; но это не самая высокая из
религий.)
Так вот, читая писания «родноверов», приходишь к выводу, что они нашли
себе, в самом деле, свою религию – религию для них субъективно истинную. Хотя
зачастую украшенные сединами, в душе приверженцы родноверия остаются
задиристыми мальчишками, видящими мир, как поле брани «наших» с «ненашими» и
рвущимися в этой драке поучаствовать. До
того, что поле это находится не вне, а внутри их, и что битву с «ненашими» нужно вести в собственной душе – против таких
врагов, как злоба, лень, глупость и пр. – они просто не доросли. И поэтому
такие религии, как христианство, в котором битве с «внутренними врагами»
уделяется центральное место, остаются для них непонятными. Так что ПО-СВОЕМУ они совершенно правы:
языческая религия драки – это, в самом деле, их религия.
Заметка
третья. Битва умных со зрячими, или «пришел лесник и всех нас выгнал»
Я хотел назвать эту заметку «Битва слепых с дураками», но решил, что такое
название может кого-то обидеть. Речь же пойдет о ставшем вековечным бое
«славянофилов» («патриотов», «националистов») и «западников» («либералов»,
демократов»).
Вторые мне гораздо ближе – и биографически, и социально, и культурно. Все
друзья моей юности (и я сам) принадлежали к этому лагерю. С людьми из этого
окопа мне гораздо легче разговаривать – мы воспитаны на одних и тех же книгах,
фильмах, спектаклях. Мы жили одними мечтами и верили в одни мифы. Эти люди
лучше образованы, часто более воспитаны, вежливы, мягки. Да, и вообще, они
умнее, более адекватно видят мир, больше понимают... В общем, всем бы они были
бы хороши, если бы не одно «но» - подслеповатость. Да, что там подслеповатость – часто полная
слепота.
Вторая же группа, наоборот, мне лично очень неприятна. Именно люди из этой
группы отравляли мне жизнь в юности. Узколобость, глупость и, что еще хуже,
озлобленность – вот их фирменный знак. Они пышат злобой – ко всему, что
непохоже на них. Всех непохожих, а значит плохих им нужно если не уничтожить
(хотя лучше всего именно уничтожить), то уж точно – выгнать подальше,
желательно к какой-нибудь матери. Список тех, кого они не любят, обширен: от
очкариков, ботанников, интеллигентов, либералов и демократов до чурок, хачей,
чичей, пиндосов, жидов и масонов по отдельности и жидомасонов вместе. В
общем, очень неприятные люди... Но есть
у них одно преимущество перед их интеллигентными соперниками на культурном
поле: не будучи в состоянии в чем бы то ни было путно разобраться, они видят
то, чего умные не видят. Поневоле вспоминается евангельское «Ты утаил сие от
мудрых и разумных и открыл то младенцам».
Вещи же эти, невидимые одними и видимые другими, казалось бы самоочевидны.
Например, что советский эпизод русской истории принес не одни беды, но и
великие достижения. Или что русские (я говорю о всех людях русского языка и
русской культуры) сильно отличаются от европейцев. Или что слепое копирование
западного социального устройства в России невозможно. Ну, и так далее, и тому
подобное... Но этих и иных похожих вещей самоочевидность совсем не мешает нашей
образованной элите (интеллектуальным и культурным лидерам общества) их не
видеть.
А поэтому и битвы, разгорающиеся на нашем культурном поле, поражают часто
своей ожесточенной бессмысленностью. Например, одни спорщики доказывают, что у
Сталина под френчем были крылья, а другие – что производство телевизоров в
царской России было налажено лучше, чем в СССР. Про эти споры снимают
телепередачи и куча народа, совсем, как римляне на гладиаторских боях, тычат
пальцами в свои телефоны, присуждая победу тому краснобаю, который ближе их
глупой или же их слепой душе. Подобные же дебаты идут и на интернет-форумах.
А тем временем реальной жизнью в стране распоряжаются совсем иные люди с
интересами куда более приземленными. Пока они дают драчунам спорить. Но
понадобится им это – и они, как лесник из анекдота, выгонят нас из леса,
подобно тому, как они уже давно выгнали всех с политической поляны.
Заметка
четвертая. Можно ли допускать детей к управлению государством? (Вспоминая
«Король Матиуш Первый»)
Странный вопрос – скажет читатель – конечно, нет, они же дети, они
«науправляют», им еще учиться надо... – Ну, а если они не хотят учиться? – Тоже
понятно: они же дети – какому же ребенку понравится сидеть над книжками вместо
того чтобы гулять. Не хотят – заставим.
Все просто и понятно.
А теперь представим себе взрослых по паспорту людей с психикой, с уровнем
психического развития ребенка. Ранимых, эмоциональных, обидчивых, знающих
только один способ разрешения конфликтов – кулаки, доверчивых сверх всякой
меры, готовых поверить во все, во что им верить хочется, во все приятное (от
удвоения ВВП, а что его и в самом деле удвоили, получился ВВП и еще один
псевдо-ВВП, ДАМ - до «догоним
Португалию»), но главное – не умеющих думать и аналищировать, сопоставлять
услышанное с фактам, требовать доказательств и опять-таки фактов. Ну, и
конечно, страшно не любящих принимать на себя ответственность – виноваты у них
кто угодно, но не они сами.
Такие вот дети, испорченные, не обремененные воспитанием дети. Впрочем,
бывают и вполне восспитанные и даже начитанные, но все равно – дети.И неважно,
что у кого-то из этих детей отросла седая борода, а у кого-то, наоборот,
появилась огромная лысина – взрослым делает человека не волосяной покров и не
морщины.
Вы не встречали таких «взрослых детей» в ГП?
В древних демократиях этот вопрос решался просто – к принятию решений
допускались не все. Были всякого рода цензы. Сегодня тот же вопрос решается
по-другому: допускают всех, но часть (тех, кто по-внушаемей, по-управляемей, а
это десятки процентов) предварительно обрабатывают. А трудно ли обмануть
ребенка?
Заметка
пятая. Чем грозит России духовная спячка?
Россия спит. Иногда спит без сновидений: зарабатывает на жизнь (кто – себе,
а кто – пра-пра-правнукам), радуется радостям жизни, «берет от жизни все».
Иногда – со сновидениями: кому-то снится могучий бог, который спасает его от
посмертных неприятностей за то, что он подолгу не есть мяса; кому-то – великие
предки, появившиеся на Земле одновременно с обезьянами и сотворившие всю
мировую историю, а главное своим существованием делающие великим его самого; а кому-то
снится сказочно-прекрасная жизнь во времена более близкие – несколько десятков
лет назад. Есть и такие, которые видят сон о сказочно-прекрасных временах сто
лет назад. А кому-то снится не прошлое, а будущее – как чудесно он живет в
стране, состоящей из таких же прекрасных
людей, как он сам, - с такими же сильными кулаками, и как эту страну все
уважают за сильные кулаки. Во сне у них кулаки сжимаются, желваки гуляют и все
враги кубарем катятся в тартарары.
А жизнь тем временем идет. Ветшает наука, исчезает искусство, деградирует
образование... В общем, исчезает культура, и ее место занимает хамство, иногда
воинствующее, иногда относительно невинное, «бытовое». Телевизор честно делает
свое дело – «дебилизирует», растлевает своих телезрителей. Честного слова там
не услышишь, что уж говорить о слове мудром... Да и в интернете с мурыми
словами не густо... Что уж тут удивляться, что имущество и власть захвачены и
поделены между сравнительно небольшой группой людей, не видящих никакого смысла
в том, чтобы ими – имуществом и властью – делиться. Ну, и естественно, растет
число тех, кто хочет убежать от такой жизни – кто-то эмигрировать, а кто-то
отделиться в свое государство... Да и как может быть иначе, когда хозяин спит,
а в доме хозяйничают мыши.
Как Вы думаете, чем закончится этот сон, каким будет пробуждение?