Проблема 2012
С удивлением обнаружил, что
спиритуальная часть мирового интернет-сообщества, а вслед за ней и российская,
с большим одушевлением и вполне серьезно обсуждают проблему конца света в 2012
году. И молодые, и вполне седовласые спиритуальные искатели заняты
интерпретацией Иоаннового «Откровения», каббалистической нумерологии,
Нострадамусовых пророчеств и доколумбовых календарей.
Это могло бы показаться забавным,
если вспомнить, сколько раз в истории энтузиасты уже готовились к этому
событию. Это могло бы показаться и грустным, если заметить, что нынешние
энтузиасты, произнося множество очень мудрых слов (здесь нет насмешки: в самом
деле, одновременно с ребяческой верой в надвигающийся конец света, апологеты
этой веры вытряхнули из эзотерических сундуков огромные объемы эзотерической
мудрости, которая, конечно, хотя и озвучивается ими, но от самих озвучивателей
остается не менее скрытой, чем когда они не имели никакого представления о
соответствующих словесных формулах), начисто лишены рефлексии и самоиронии, даже
крупицы которых немедленно открыли бы им всю придуманность, нафантазированность
столь полюбившейся им теории. Что тут грустного? А то, что люди эти зачастую
гораздо более чутки к велению времени, чем их куда более образованные
современники из интеллектуального истэблишмента. Они, и в самом деле, в
некотором смысле наши духовные лидеры. Но – увы! – не интеллектуальные. Нас
ведут не зрячие, а почти слепые, полузрячие. Это-то и грустно... Как грустно,
конечно, и то, что, забив себе голову сказками, люди, а это наши лучшие люди,
отвлекаются от реальных проблем современности – что уж тут думать о
президентских выборах и прочих мелочах, когда такое вот событие грядет!
Но за всей этой вполне законной
грустью все время слышна в сегодняшней какофонии и очень радостная нота. Да, мудрое
слово без примеси фантазий, или групповых идей и интересов услышишь сегодня
нечасто. Возможно, что и совсем не услышишь. Но... Но кто бы ни вел сегодня
речь о 2012 годе – «каббалисты», христианские эсхатологи или американские
«нью-индейцы» - во всех этих речах слышен отголосок Набата, которому суждено
стать лейтмотивом грядущего времени: «Жить и думать так, как мы привыкли,
больше нельзя – нам нужно менять и наше понимание мира и наши способы жизни.
Нам нужно посмотреть на мир другими глазами и, возможно, пожертвовать частью
своего эгоизма. Нам нужно добрее относиться друг к другу. Но самое важное – нам
нужно лучше понять друг друга, а для этого лучше понять самих себя. А для этого нам нужно лучше понять мир и
увидеть в мире то, что мы разучились видеть в последние столетия. Но именно
увидеть, а не поверить в очередные пусть и очень мудрые сами по себе слова,
которые мы для себя все равно обречены превращать в сказку – сказку о Боге,
сказку о бесах, сказку о сатане, ну, и во все прочие наши сказки...
Все эти, настоящие, большие
императивы нашего времени, конечно, окутаны в звучащих сегодня речах о грядущем
конце света неимоверными фантазиями самого разного толка. И конечно, сама по
себе эта пелена вызывает грусть. Но то, что за пеленой все-таки проступают
контуры великого Завтра, это не может не радовать.