Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

Александр Зеличенко

Пуссиниана

1.     Перевод «панк-молебна» на русский язык

Я хотел перевести «панк-молебн» с «панко-русского» на церковнославянский, но подумал, что в этом нет смысла: второй еще меньше понятен аудитории, чем первый. Поэтому я решил перевести его просто на русский. Читайте.  Пишите, с чем несогласны.

 

Богородица, Дево, Путина прогони

Путина прогони, Путина прогони

 

Богородица! Святая Дева! Сотвори чудо – сделай так, чтобы Владимир Владимирович Путин ушел из политической жизни страны.

 

Черная ряса, золотые погоны

 

Продолжается начавшееся еще в советское время срастание клира Русской Православной Церкви Московской Патриархии (РПЦ МП) с государственным аппаратом и, прежде всего, с силовиками.

 

Все прихожане ползут на поклоны

 

Среди прихожан РПЦ МП сильно выражена тенденция к утрате гражданского чувства и некритичном отношении к органам государственной власти.

 

Призрак свободы на небесах

Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах

 

Органы государственной власти совместно с высшими иерархами церкви ведут наступления на гражданские права и свободы, что выражается, в частности, в ограничении движения за свои права гомосексуалистов.

 

Глава КГБ, их главный святой

Ведет протестующих в СИЗО под конвой

 

В РПЦ МП заметны явления ханжеского отношения к религии и двуличия, когда словами о Боге прикрывается забота о политических интересах конкретных светских групп, в частности силовых структур в органах государственной власти. Эти явления сопровождаются поддержкой церкви государственной политики ограничения гражданских свобод. (Увы! Слова про СИЗО оказались пророческими – от переводчика.)

 

Чтобы Святейшего не оскорбить

Женщинам нужно рожать и любить

 

Наряду с ханжеством присутствует выхолащивание смысла христианского учения, когда центральные его положения о любви самосовершенствовании человека игнорируются и подменяются произвольно трактуемыми так называемыми «традиционными культурными ценностями», состав которых РПЦ МП определяет исходя из политической конъюнктуры, например, помещая в центр своей социальной политики вырванные из общего социального контекста вопросы демографии (повышение рождаемости, борьба с абортами и пр.) Одновременно происходит неоправданное расширение области того, что трактуется на юридическом языке как «оскорбление религиозного чувства».

 

Срань, срань, срань Господня

Срань, срань, срань Господня

 

Экскременты, худшее из того, что создал Бог. (Повторяется 4 раза.)

 

Богородица, Дево, стань феминисткой

Стань феминисткой, феминисткой стань

 

Богородица! Святая Дева! Сотвори чудо – сделай так, чтобы в жизни общества утвердились принципы равноправия полов. (Повторяется 3 раза.)

 

Церковная хвала прогнивших вождей

 

РПЦ МП некритически относится к руководителям государства, являющихся прихожанами РПЦ МП, игнорирует негативные явления в их личностном и духовном развитии, и тем самым способствует нарастанию этих негативных явлений (на церковном языке – попустительствует греху).

 

Крестный ход из черных лимузинов

 

В РПЦ МП нарастает и более общая тенденция переноса центра тяжести в жизни этой религиозной организации с главных христианских ценностей заботы о духовном развитии члена церкви и общества в целом на цели материального обогащения как самой организации, так и ее иерархов.

 

В школу к тебе собирается проповедник

Иди на урок - принеси ему денег!

 

Внедрение религиозного образования в среднюю школу имеет под собой туже стратегическую цель – укрепление влияния в обществе не христианства, а одной из религиозных организаций, а именно РПЦ МП.

 

Патриарх Гундяй верит в Путина

Лучше бы в Бога, сука, верил

 

Наблюдение за деятельностью руководителя РПЦ МП патриарха Кирилла (гражданина РФ Гундяева Владимира Михайловича) дает основание сомневаться в искренности его приверженности христианству. Он гораздо больше погружен в решение вопросов политического усиления возглавляемой им организации, для чего использует укрепление личных и политических связей с Председателем Совета Министров (на момент написания текста, а ныне Президентом РФ) В.В. Путина. Это дает осенование для низкой оценки нравственно-моральных качеств Владимира Михайловича Гундяева.

 

Пояс девы не заменит митингов –

 

Сосредоточение церковной жизни на чисто внешней обрядовой стороне религии, включая фетишизацию некоторых предметов религиозного культа лишает религиозную жизнь ее духовной основы, которая должна проявляться в частности в правдивом отношении к теневым сторонам нашей жизни и смелой критике любых негативных явлений, с руководителями какого бы высокого ранга эти явления не были связаны.

 

На протестах с нами Приснодева Мария!

 

Протестное движение является формой манифестации духовной жизни протестующих. Протесты движимы совестью участников и в этом смысле выражают их реальную, а не показную религиозность. (Сравни с «Впереди Исус  Христос» Блока – от переводчика.)

2.     Независимая экспертиза по делу Пуси Райт

Эту экспертизу я написал немедленно по ознакомлению с текстом «экспертизы тройки».

  

Эксперт: Зеличенко А.И. – в прошлом  старший научный сотрудник, замзавкафедрой, член методического совета факультета психологии МГУ, автор нескольких десятков научных работ, включая работы по психосемантики и диагностики мотивов, в настоящем - психолог, философ, культуролог, теолог, автор книг «Психология духовности (Любовь, Творчество, Жизнь с Богом и т.д.)», «Свет Жизни»,  «Psychology-21» (на английском), «Комментарии к евангелию от Матфея (Священное писание глазами психотеологии)».  

 

Предисловие-объяснение

Меня заставило взяться за написание этой экспертизы знакомство с экспертным заключением, составленным д.псих.н. Абраменковой В.В., д.филол.н. Троицким В.Ю и д.ю.н. Понкиным И.В. В части психологического анализа экспертное заключение поражало как отсутствием профессионализма, так и самим выбором эксперта: специалиста по детской социальной психологии и педагогики привлекли к оценке психосемантики текста и анализу мотивов подозреваемых. Анализ работ Абраменковой В.В. ни в коей мере не позволяет считать ее экспертом в данных областях. Психологическая часть экспертизы только усиливает это впечатление непрофессионализма.

В результате я решил взять на себя труд профессионально ответить на вопросы, поставленные перед экспертами. Три группы вопросов были такими:

 

1.      Могут ли быть оценены действия участниц акции ... как грубое нарушение общепризнанных норм и правил поведения, выражающее явное неуважение и пренебрежительное отношение к обществу и (или) к какой-либо конкретной социальной группе (группам)? Если да, то к каким субъектам было выражено указанное отношение: ко всему обществу и(или)к какой-то конкретной социальной группе или группам (какой, каким именно), либо каким-либо другим лицам? В чем конкретно выразилось грубое нарушение общественного порядка, какие конкретно совершенные действия и другие существенные обстоятельства свидетельствуют о выражении участницами акции явного неуважения к обществу и (или) социальной группе (группам) при осуществлении ими  отображенных на аудиовидеозаписи действий участниц акции и определили характер такой акции?

2.      Могут ли быть оценены действия участниц группы ... как совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (группам) Если да, то по каким мотивам и (или) к какой конкретной социальной группе (группам), а также какие конкретные совершенные действия и другие существенные обстоятельства свидетельствуют о таком характере акции?

3.      Могут ли быть оценены действия участниц акции... как совершенные совместно по единому замыслу действия? Если да, то какие конкретно совершенные действия и другие существенные обстоятельства свидетельствуют о таком характере акции?

 

Первая часть первого вопроса первой группы вопросов. Может ли данный поведенческий акт оценен как нарушение общепризнанных норм и правил? Ответ зависит от того, насколько принятые в церковном сообществе правила считать общепринятыми в обществе в целом. Очевидно, что культурное разнообразие современенного российского общества не дает оснований для признания правил, разделяемых частью общества (неважно считать ли ее значительной или незначительной), общепризнанными.

 

Вторая часть первого вопроса первой группы вопросов – манифестировал ли этот поведенческий акт неуважительное и пренебрежительное отношение к обществу в целом либо к социальным группам? Понятие «уважение» не является хорошо разработанным в категориальном аппарате современной психологии, в связи с чем эксперт вынужден операционализовать это понятие специально для целей данной экспертизы. «Уважение» - это вид отношения к объекту, признающий субъективную ценность объекта отношения в картине мира субъекта отношения. Другими словами, уважение – это ценностное отношение, отношение к чему-либо как к ценности. Из материалов, представленных на экспертизу, никак не следует, что общество в целом, либо какая-либо из социальных групп (например, сообщество прихожан членов РПЦ) для обвиняемых не является ценностью.  Вопрос о наличии у обвиняемых неуважения к конкретным лицам (патриарху Кириллу или премьер-министру на тот момент Путину) исследованию не подлежит, так как формулировка второго вопроса в первой группе вопросов («Если да...») такое расширенное исследование исключает: ответ на первый вопрос первой группы вопросов – однозначное нет: нет оснований, чтобы считать установленным факт неуважительного отношения к обществу или отдельным социальным группам и нет факта нарушения общепризнанных норм поведения.

 

Первый вопрос второй группы вопросов относится к оценке мотивов участников акции: были ли это мотивы ненависти? Действия, совершаемые по мотивам ненависти, в психологии именуются агрессивными действиями или агрессией. Действующий по мотивам ненависти человек стремится причинить вред или даже уничтожить объект ненависти. Пытались ли участники акции причинить вред какой-либо социальной группе, например, социальной группе прихожан РПЦ МП? Фактических оснований для такого вывода нет. Экстравагантное поведение в ХСС само по себе вреда никакой социальной группе причинить не могло, даже если речь идет о такой неформально определенной социальной группе, как «политическая элита» («хозяева жизни»).  Таким образом, ответ на первый вопрос второй группы вопросов – нет, что исключает ответ на второй вопрос этой группы.

 

Вопрос первый третьей группы вопросов – действовали ли участницы акции совместно по единому замыслу? Формулировка вопроса не уточняет смысл слова «единый». Если речь идет о замысле, принадлежащем одному человеку, принявшему участие в акции или не принявшему, то никаких оснований для того, чтобы считать замысел акции имеющим одного автора, не усматриваются. Вместе с тем, акция, безусловно, была спланированным коллективным действием, и если считать коллективный замысел нескольких авторов - участников акции единым (в смысле единым мыслью), то на этот вопрос можно ответить положительно. Отвечая на второй вопрос третьей группы вопросов, нужно сказать, что о единстве замысла (во втором значении слова «единый») свидетельствует скоординированный характер действий участников акции. 

3.     О научной несостоятельности психолого-лингвистической экспертизы по делу Пусси Райот

Задача психодиагностики МОТИВАЦИИ на основании  даже целостного поведенчески-речевого акта без привлечения общирного комплекса дополнительных эмпирических данных не имеет универсального решения. Тем более, она не может быть решена на основании лингвистического или психосемантического анализа ТЕКСТА речевого выссказывание. Необходимо привлечение гораздо более широкого круга фактических данных: контекста ситуации и данных комплексного изучения личности лиц, мотивация которых диагносцируется. Например, разгневанная плохим поведением сына мать бьет его по щекам и кричит «Ах, ты дрянь такая! Гадина! Как тебя только земля носит!». Чем мотивировано это поведение- ненавистью  или  родительской любовью? Очевидно, что второй ответ более вероятен, но для окончательного заключения требуется глубокий анализ многочисленных дополнительных данных.

Приведенный пример показывает, что даже при полном самоотождествлении актора, анализ коннотативной составляющей текста речевого акта не позволяет судить о его мотивации. Тем более, невозможно делать подобные выводы на основании анализа поведенчески-речевого акта лица, разотождествленного с собой как актором (актёра). Эта проблема впервые подробно анализируется М.Бахтиным в его хрестоматийной работе «Автор и  герой в эстетической деятельности». В самом деле, никто не станет утверждать, что актер, играющий Отелло, ненавидит (или ревнует) актрису, играющую Дездемону. В рассматриваемом случае оценки мотивации участниц акции в ХСС необходимо понимать, что психодиагностика мотива должно включть в себя, как минимум, решение дифференциально-психодиагностической задачи выбора из ряда потенциально возможных мотивов одного доминирующего или (при более развернутой постановки задачи) – оценки весов ряда потенциально возможных (и конкурирующих) мотивов в сложном мотиве конкретного действия. Среди таких потенциальных мотивов в данном случае оценки мотивов участников акции в ХСС очевидны следующие (список не полон):

 

А.Стремление к материальному обогащению,

Б. Стремление к славе и известности,

В. Стремление к самовыражению,

Г. Стремление выразить свою гражданскую позицию,

Д. Подчинение воле неизвестного организатора акции,

Е. Неприязнь к конкретным людям – объектам политической сатиры.

(Предположения о наличии некоторых из перечисленных мотивов много раз высказывались в дискуссия в Интернете неспециалистами.)

 

Включение в этот список неприязни или ненависти к большой группе членов РПЦ выглядит искусственным, но даже если добавить этот мотив (как один из ВОЗМОЖНЫХ) к группе из шести более очевидных мотивов -  его конкурентов, очевидно, что решение о том, что этот, наименее очевидный и наиболее искусственный мотив являлся доминирующим, требует очень серьезного обоснования, серьезного психодианостического анализа большого массова эмпирических данных.

Экспертами В.Ю. Троицким, В.В. Абраменковой и И.В. Понкиным не только не было выполнено ничего подобного, но не было продемонстрировано даже понимания сложности психодиагностической задачи, составляющей предмет их экспертизы, не говоря уже об использовании адекватных подходов к ее решению.  

4.     Как у меня не получилась статья про разгул бесовщины

А знаете – хорошо!.. Я тут собрался продолжить традицию русской литературы, написать про бесов. Что, дескать, история с гонениями на «пусь» сделала явным бесовство в душах огромного количества людей.

Писать от автора я ничего не собирался. «Дай – думаю – просто надергаю цитат с какого-нибудь интернет форума». Месяца два-три назад это можно было сделать за пять минут, причем, отобрать самые смачные, переливающиеся глупостью, злостью, сладострастием, садизмом... Материала было сколько угодно.

Но... оказалось, что «хорошая мысля» приходит с опозданием и что намерение мое натолкнулось на неожиданное препятствие.

То есть сначала все шло хорошо. Я быстро нашел, что «Владимир Спиваков, которому дозвонилась корреспондент РС, сказал, что предпочел бы не комментировать это дело», а « Иван Ургант высказал опасение, что его слова будут некорректно использованы».

Потом я узнал, что «от имени Ларисы Долиной ответил ее муж и продюсер Илья Спицын: Если безмозглые девочки сами это все организовали, то они должны или сидеть в тюрьме... Если же это не они сами, а они были игрушками в руках каких-то людей, то нужно найти этих людей и подвесить их за одно место на каком-нибудь дереве в центре Москвы для общего наблюдения».  Вот то, что нужно! Как раз то самое – подумал я.

Впрочем, и сама Валерия от мужа не отстала: «Я возмущаюсь поступком Pussy Riot, - сразу заявила певица Валерия. - Я считаю, что это уличные хулиганки, которых нужно наказать... Представляете, если бы такое было в мусульманской стране? Ее бы камнями закидали... А мне что, на баррикады теперь ради них пойти? Я вообще-то на отдыхе с семьей нахожусь и, вы же понимаете, что у меня немного другие планы на самом деле...  Что такого сделали Pussy Riot, чтобы их поддерживали мировые звезды?..  Не важно, где, в каком месте, какой храм, даже католический - посадили бы, даже не раздумывая».

Ну, и, конечно, Ваенга, о которой раньше мне слышать не посчастливилось (орфография, простите, исправлена – оригинальная, конечно, гораздо ярче, но по этому поводу уж кто только не посмеялся): «Я не Иисус Христос и прощать всех и вся не могу. Дамы из панк-группы «Пуси Хрюси», или как там их еще, 100000000000000000 раз виновны. Я молчать не буду и прощать всех, как Христос, не могу! Эти твари «Пуси-Хрюси» думали, что мы это схаваем! Это оскорбило меня как верующую. Они виновны! Меня аж трясет! Я лично выпью за здоровье судьи, который влепит им срок! Им на зоне покажут «пуси»! Мне плевать, исправятся они или нет! Преступление должно быть наказано! Чтоб другим неповадно было, а то вконец на Россию начхали. Я своего мнения не поменяю, если только они народу в ноги не падут и в слезах не попросят прощения у православных. А те, кто их защищают, подумали бы: если бы к ним залезли в дом и осквернили — заохали бы? Сдуреть вообще!»

А вот дальше дело у меня неожиданно застопорилось. Открываю в Гайдпарке одну тему про «пусь», открываю другую, открываю третью – тем много. А с материалом-то оказывается как-то кисло. Читаю комментарии. А они всё больше вполне разумные. И если и злые, то совсем не по отношению к жертвам, а злые естественной неприязнью к палачам. И читаю я эти комментарии, комментарий за комментарием, десятки, сотни, и почти не нахожу нужного мне материала. Читаю десять мину, полчаса, час, второй. И всё никак не соберу то, что мне нужно. Вот насилу наковырял.

Сам стоял в самом начале на позиции - просто высечь и отпустить, а сейчас считаю, что надо наказать основательно, а не по попке ладошкой. (Руслан ФРВ)

этих опущенных девок на до заставить 2 месяца убирать улицы Москвы (Андрей Беткер)

с этими дегенератками всё предельно ясно - они СОЗНАТЕЛЬНО шли на оскорбление православной Церкви и чувств верующих! (простите забыл добавить автора, теперь уж не найдешь)

омерзения, что БУНТУЮЩИЕ ВАГИНЫ пришли в церковь ты не чувствуешь???? (Анатолий Поперечный)

я испытываю чувство омерзения от содеянного этими прошмандовками... этих надо гноить и давить. В первую очередь за то, чтобы вели себя пристойно.., не выпячиваясь!  (Serg Bes Arab)

В Средние века были ценности, к-рые защищались (Инквизицией, в частности). Сейчас нужно хотя бы на основании силы показать, что уродам такого типа как обвиняемые рано высовываться и гадить где ни попадя (Bandolero 123)

розог дать и голыми на мороз (юрий агарков)

Эта нечисть пришла в фактически духовный пантеон России (раззуйте мозги и УЗНАЙТЕ - в память о ком воздвигнут Храм) и выпендривалась на Памяти павших! (ГЕОРГИЙ ЮРАН)

Никому не желаю иметь такую паскудную дочь, предавшую своего отца и покрывшую его голову несмываемым позором (Анатолий Анищенко)

проступок этих "девочек" в Храме - принять и понять не могу. Он оскорбил, убеждён, чувства многих православных христиан. Поэтому - наказание должно быть максимально суровым. Лично я такое простить по-христиански не могу, возможно это плохо, но это так. Глубина ПРОСТУПКА, а не поступка (как это многие стараются представить общественности) огромна. Они совершили святотатство, с точки зрения православного христианина. (Павел Логинов)

ВДУТЬ им надо! по самое небалуйся! чтобы про церкви и они забыли и другие не думали... (просто Владимир)

Как надоела вся эта возня с Пуссатыми тетками. Уж чуть ли не декабристок лепят из пошлых осквернительниц православного храма. Вот к примеру: осквернителей оренбургской синагоги посадили на 6 лет, пацанам было всего то 21 год, но ни одна либеральная шавка даже не гавкнула в их защиту, в отличии от Пуссатых. (Михаил 55 nl)

сажать по полной, ни капли жалости к поскудинам (Денис Н)

Пусек надо публично выпороть (Сергей Марченко)

"сбесившиеся матки " своим "грязным" молением кого угодно доведут (Сергей Г – чего только не встретишь на просторах Интернета, такой себе ник взял Сергей, чтобы никто не сомневался – как в старом анекдоте «А я одену коричневый костюмчие и коричневую шапочку...»)

Вот и весь улов – «В грамм добыча, в годы труды». И ведь что интересно: никакого запала во всей этой ругани пусефобов уже нет. Вяло, пресно, без огонька. Так что не получилась у меня статья про разгул бесовщины. За что Наде, Кате, Маше и их подругам земной поклон!

5.     Что будет дальше (о суде над ПР в жанре Радзиховского)

Не нужно быть пророком, чтобы предсказать дальнейшее. Челюсти альфа-дога не таковы, чтобы разжиматься и выпускать добычу. А ума понять, чем грозит эта расправа над слабыми и беззащитными девочками, у их гонителей просто нет – это-то во всей истории самое печальное, отсутствие ума.  В общем, их, конечно, осудят. На семь лет или милосердно на шесть – не суть важно.

А дальше начнется то, что не может не начаться, и что всегда начинается в подобных случаях – «кровь жертв» начнет взывать «к отмщению» и портить жизнь палачам.  «Мальчики кровавые в глазах». Конечно, я не настолько наивен, чтобы предполагать, что подобно пушкинскому Борису наши два Владимира (Путин и Гундяев) начнут угрызаться совестью. Пушкинский Борис, в отличие от наших «героев», на юродивого не обидился, и вообще он в Бога верил. Нет, нашим это не грозит.

Их ждет иной поворот судьбы: даже из числа тех, кто им доверился (а народ наш именно доверчивый, а не верующий – разница огромна), верить им станет все меньше и меньше людей.  Потому что, хотя и не быстро, но постепенно даже очень упертый человек начинает догадываться, что назвать высокопоставленного чиновника грубым словом – это еще не богохульство и уж совсем не кощунство. Иначе бы мы все были и богохульниками,-кощунниками.  И что посещение церкви в маске и даже танцы на амвоне – это не такое гонение на церковь, когда христиан скармливали львам или хотя бы «всего только» морили по сталинским тюрьмам. И что само это сравнение кощунственно перед памятью мученников.  Тут не нужно очень острого ума, чтобы понятьвсе  это. И поняв это, люди поймут, что их обманули, и отшатнутся от обманщиков. Это всё уже случалось в истории. Много раз случалось.

А дальше? А дальше-то и начнется самое интересное. Дальше обманутые начнут искать в своей вере, простите мне высокий штиль, Правды. И в своей (то есть в нашей общей) жизни начнут искать, сто раз простите высокий штиль, Правды. И мало того, что первым делом они захотят избавится от этой двухвладимирщины, но и жизнь нашу они сделают чище. И вот это-то и станет главной победой невежливых героинь в балаклавах (героинь без всяких кавычек).

Вот почему я не хочу (лукавлю, конечно, - хочу, но умом понимаю, что не это должно случиться) правосудия на этом суде. Потому что это правосудие обернется откладыванием правосудия на главном историческом процессе нашего времени.

Ведь неслучайно Иисус в свое время сознательно пошел на крест, просто-таки заставил себя распять.

6.     Хорошо поступили «пусси» или плохо? (Ответ старинному другу)

Текст ниже – пространная реплика-ответ моему давнему коллеге и доброму товарищу, имени которого я называть не буду, в совершенно неожиданном для меня споре, который завязался между нами на одном профессиональном форуме в отношении оценки известной акции в ХСС. Мне подумалось, что этот разговор представляет и более широкий интерес.

Я не дождался от ** приглашения к разговору и вступаю без приглашения, хотя  и отдаю себе очень ясно отчет в том, эмоциональная напряженность, возникшая вокруг этой ситуации, делает такой разговор мало продуктивным. И тем не менее. Вопрос, предлагаемый к обсуждению, далеко выходит за рамки психологии, сколь широко не трактуй ее. Хорошо поступили "пусси" или плохо? Вопрос это не юридический и не психологический. Это вопрос этический. Но коль скоро разговор об этом зашел в профессиональном сообществе, почему бы не обсудить его здесь.

Хулиганство? Мы знаем, что это такое. Это когда группа подвыпивших мальцов врывается в церковь и начинает бить арматурой прихожан и крушить иконостасы. Это хулиганство. Хулы в нем нет. Ненависть есть. Это хулиганство в узком смысле. Хулиганство в широком смысле - это все, что мне не нравится, то, что необычно. Маяковский, Битлз, импрессионисты и сам Иисус Христос быи в свое время такими хулиганами. Да и сам ** со своими юношескими работами и особенно технически профессиональным языком воспринимался многими психологами старшего поколения как своеобразный хулиган от науки. Так воспринимался в свое время и Выготский.

Оскорбление? Было? Было. Хорошо это? А вот здесь не торопитесь с ответом. Оскорбление - акт, где участвуют двое: оскорбитель и оскобляемый. Если оскорбляемый хочет оскорбиться, он оскорбится в любом случае. Поэтому пьяницы так охотно лезут в драку. Порого "оскорбляемости" (сензитивности) снижен. У членов РПЦ он снижен сегодня существенно. (В частности, из-за неправильного восторженно-умилительного и оттого бездумного отношения интеллигенции к проблеме «религиозного возрождения») Скажем, ведущий богослов РПЦ пишет немного нетрадиционную трактовку - оскорбление. Книги жгут. Чуть-что Кураев (человек из сердцевины церковного официоза) сказал что-то необычное - оскорбление. Это раньше православные оскорблялись непокрытой женской головой в храме (к слову, этого нет нигде в правосавном мире, кроме России, и понятно - неофиты), сейчас же невинная выставка на религиозную тему в Краснодаре воспринимается так, что оскорбленные верующие, которые этой выставки в глаза не видели, возглавляемые батюшкой, плюют Гельману в лицо. Что мы (не как психологи - просто как интеллигенты) должны делать в этой ситуации: лить бензин в тот огонь ненависти, который пылает сегодня в православных душах? Или этот огонь заливать? Потакать, говорить "Ах вы бедненькие, как вас обидели" - это именно лить бензин. Понятно, зачем это нужно власти - разделяй и властвуй. Но нам играть в эти игры? По-моему, неприлично.

Оскорбляться в этой акции было нечему. Любой из нас именно так строил бы психотерапию какого-нибудь межличностного конфликта, за помощью в разрешении которого к нам обратились бы. А здесь? Что предлагает ** здесь? По-моему, что-то весьма далекое от норм профессии, и профессиональной этики, и просто этики, и здравого смысла.

Можно ли нарушать чужое жизненное пространство? Нет, нельзя. Но мы ведь с вами психологи. Мы должны понимать, что никакое такое "нельзя" не является абсолютным. Это "нельзя" - общее правило, из которого масса исключений (и ОСОБЕННО - это нужно понимать - в РУССКОЙ культуре, с нашим особым отношением к "прайваси"). Родитель вторгается в "личную зону" ребенка. Чтобы заставить его учиться, мыть посуду, еще зачем-то. Друзья только тем и заняты, что вторгаются в "прайваси" друг друга. Стоит включить телевизор - и он вторгается в наше "прайваси". Так что здесь важен не факт вторжения. Важно то, что из себя это вторжение представляет. Грубо говоря - это вторжение во вред, или на пользу. Это главный вопрос. По сравнению с ним даже вопросы о форме вторжения, даже вопросы о мотиве вторжения вторичны. Только так можно дать этическую оценку - пользу или вред принесло действие. (Хотя, конечно, и мотив тоже важен.) А теперь давайте смотреть на акцию в ХСС под этим углом зрения. Что она из себя представляла в этом ракурсе.

Обществу был послан "месседж" с простым содержанием. В РПЦ существуют серьезнейшие проблемы, одна из которых - конкордат с властью, но это только одна из многих. Эти проблемы не позволяют РПЦ выполнять ту главную функцию, которую призвана выполнять любая церковь, - функцию духовного водительства общества. Частью "месседжа" было и то, что наша власть - плохая власть. Нужны обществу такие "месседжи" ? Я считаю - совершенно необходимы. За такое послание нужно в ноги кланяться и говорить "Спасибо!". Если, конечно, не быть очень обидчивым. И если принимать на себя МОРАЛЬНУЮ ответсвенность за "подведомственные" церковь и государство. Но если воспринимать это с ЛИЧНОЙ точки зрения, как покушение на личную власть и личные привелегии, то, естественно, такой "месседж" становится личной угрозой и требует адекватных действий, которые мы и наблюдаем уже почти пол-года.

Но что за толк в обращени, которого мало-кто услышит (вроде того, что пишу я сейчас)? Нужно, чтобы услышали. А для этого нужна особая форма. Не академической статьи. И не газетной. Отсюда и их выбор формы.

Результат превзошел все возможные ожидания: общество всколыхнулось и стало громко говорить о том, о чем раньше не говорило: о проблемах церкви, о проблемах личной и общественной религиозности, об отсутствии суда как такового, о произволе и бесконтрольности властей. И так далее, и так далее. Вот  результат их акции. Хороший это результат для общества или плохой? Тут, естественно, могут быть разные оценки, но я считаю результат великолепным. Именно с этической точки зрения.

И наконец. Про кощунство, осквернение и т.д. О чем мы говорим? Для человека, отрицающего онтологиченость Божественного, ни тема, ни сами слова не имеют особого смысла, отличного от оскорбления чувств того, для кого эти реалии онтологичны. В этом случае, говорить подросшему сыну, что Деда Мороза нет, - это оскорбление религиозного чувства, а разборка новогодней елки - акт кощунства. Если же мы признаем реальность сакрального  и понимаем, что это такое, то мы понимаем и то, что здесь совсем не просто что-то осквернить. Впрочем, этот разговор вряд ли кому-то покажется уместным в этой аудитории. Что же получается в итоге? А получается, что, поддерживая разговоры про осквернение, мы просто поощряем невежество и суеверие (не путать с верой). Вот и всё.  

7.     Иезуиты, или что придумала власть и как мы ей помогаем

В качестве эпиграфа приведу бородатый анекдот: У беременной гражданки появился навязчивый страх: она боялась, что родит черного мальчика с двумя головами. Муж пытался ее успокаивать, но она все время твердила: «Нет, ты не по нимаешь. У меня предчувствие – я рожу негритенка с двумя головами». Так продолжалось, пока ее не увезли в роддом. И вот муж звонит в справочную: «Родила? – Родила. – Мальчик? – Мальчик. – Негр?! – Негр. – С двумя головами?!?! – С одной. – Слава богу!»

Приговор пока не вынесен, но общая фабула происходящего уже вполне понятна. Власть в очередной раз продемонстрировала свою изобретательность и не без нашей помощи выходит из казалось бы безвыходной ситуации. Вновь демонстрируется высочайшая тезника «разводки». Их придумка проста, как все гениальное: «винтить» «пусь» не по полной, а наполовинку. Какой там максимальный срок? Семь лет. Ну, это слишком. Хватит с них и трех (или даже двух).

Эффект достигается необычайный. Кровожадные инстинкты линчевателей удовлетворены: «Никому не позволим посягать на наши святыни». Сигнал обществу послан: «Вякнувшие будут сидеть. Я сказал.» Но и перед защитниками лицо соблюдено – не звери какие, не на семь лет  упекли, а только на три (или даже на два). И церковь лицо соблюла – тоже не людоеды. Вот даже кто-то там из адвокатов потерпевших попросил об условном сроке. Велика сила христианской любви! Милосердие стучится и в их сердца.

И все довольны. Одни - что посадили. Другие – что посадили ненадолго. Найдутся (я точно знаю, найдутся) и «интеллигентные брёвна», которые будут кричать: «Мы победили! Это они потому три года дали, что нас испугались!!». В общем, веселится и ликует весь народ. А теперь представьте, что срок вообще окажется условным. Это-то каким счастьем будет! Мы победили!!

Я не думаю, что власть расщедрится на такой подарок, но это ведь и неважно. Важно то, что позорнейшее судилище в глазах общественности уже перестает быть позорнейшим судилищем и превращается чуть ли не в акт милосердия. А важнейшие вопросы общественной жизни, которые этот процесс поднял – узурпация власти, клерикализаци общественной жизни, отсутствие справедливого суда, духовное неблагополучия в церкви (и в среде прихожан, и среди клира) – все эти вопросы, которые обнажила акция в ХСС (и этим она только и ценна), все это отходит куда-то на второй план.

И всё это будет происходить и начало происходить уже не без нашей помощи. Слишком много в последнее время мы кричали не о том и не так. А значит, и на нас лежит часть ответственности за этот позор России.  Какой позор? Священник Александр Шумский не зря сравнил это дело с делом Бейлиса ровно 100 лет назад. Его мысль была проста: вот не додавили тогда Бейлиса и получили революцию; с пусями этого повторить нельзя, пусь нужно обязательно додавить. Но сто лет назад России в значительной мере позора удалось избежать, когда Бейлиса оправдали. Сегодня же, когда история повторяется фарсом, позор на наши головы таки свалился – политический протест и нравственное обличение объявлено кощунствомпо сути  и хулиганством по форме (нам ли не знать, что такое настоящее хулиганство, когда оно у нас норма жизни) и «наказано» так, как у нас не наказывают и убийц. Под умиление значительной (и не худшей) части общества.

8.     Можно ли это деяние квалифицировать по статье 213(2) УК РФ «Хулиганство, совершенное организованной группой»

(НЕ о «Пусси Райот» - о другом)?

Выписка из Уголовного Кодекса

Статья 213. Хулиганство

1. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:

а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, -

наказывается...

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, -

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.

 

А теперь посмотрите это видео   http://www.youtube.com/watch?v=l14k5272IvU (6 минут – я не пожалел о потраченном времени).

По моему, все признаки хулиганства, совершенного организованной группой на лицо.

1.      Есть явное грубое нарушение общественного порядка. Все было тихо и мирно. Вдруг появляется группа погромщиков (иного слова не подберу) и начинает разгонять людей, мирно проповедующих евангелие (их «лозунг» взят из Нагорной проповеди, см. например гл.5 евангелия от Матфея) и начинает разгонять, ломать имущество, ломать руки и т.д.

2.      Есть явное неуважение к обществу, проявляющееся в покушении на свободу слова и свободу исповедания своих религиозных взглядов. Отношение погромщиков к тем, кого они громили, явно уважительным не назовешь.

3.      Посмотрите на лица погромщиков. Очевидно, что они ненавидят или уж точно настроены враждебно по отношению к участникам акции. Возможно, помимо ненависти ими движет еще и служебная инструкция, но наличие мотива идеологической ненависти-вражды традиционалистов-фундаменталистов к либералам-модернистам как одного из ведущих мотивов их деятельности, по-моему, очевиден. Впрочем, на этот вопрос могут ответить квалифицированные эксперты-психологи. Замечу, что для квалификации деяния как хулиганства достаточно одного из двух признаков а) и б).

4.      Деяние совершенно организованной группой охранников храма.

Итак мы имеем явный случай деяния, которое попадает под статью 213(2), по которой завтра будет вынесен приговор девочкам из «Пусси Райот». Как вы считаете какое наказание ожидает группу охранников-погромщиков?

9.     Ханжество? Лицемерие? Духовная безграмотность? Духовная слепота? Что это? (Комментарий к  заявлению ВЦС РПЦ)

Передо мною текст заявления Высшего Церковного Совета. Дата и время на заявлении 17 августа 2012 г. 19:15 с оченвидностью показывают, что готовилось оно заранее людьми, знавшими о приговоре. Я хочу его прокомментировать – с чем, с какими словами обращается к нам церковь в этот важный (а мы еще и не осознали всю его важность) день.

 

Высший Церковный Совет считает важным еще раз прояснить позицию Церкви относительно кощунственного акта в Храме Христа Спасителя, в том числе в связи с вынесенным судебным решением.

 

Что такое «кощунство»? Вот словарное определение - надругательство над чем-нибудь глубоко почитаемым, над тем, что свято и дорого кому-нибудь. То есть кощунство – это кощунство по отношению к чему-то или кому-то. Была ли акция ПР кощунственна? Да, была. По отношению к чему (или кому) она была кощунственна? По отношению к Путину и патриарху. Они святы и дороги кому-то. Но этого маловато. Нужно чтобы она была кощунственна по отношению еще к чему-то. Авторы заявления из кожи вон лезут, чтобы это доказать. 

 

Признавая необходимость соответствующей реакции со стороны государства, мы обращаем внимание на то, что юридическая оценка находится вне сферы компетенции церковного Священноначалия. Определять меру пресечения и меру наказания — исключительная прерогатива светского суда. Церковь не имеет властных рычагов воздействия на осуществление правосудия и не стремится их иметь. Мы также не рассматриваем происшедшее с политической или эстетической точки зрения.

 

Это как раз лицемерие. У церкви полно властных рычагов. И она стремится иметь их больше и больше. И наказание здесь определял не суд.  Я не говорю о том, хорошо это или плохо. Я говорю, что это так. И повернутые вверх глаза здесь смотрятся особенно лисьими. Но это только начало.

 

Пастырский долг Церкви — давать духовную, нравственную оценку имевшим место событиям.

 

С этим нельзя не согласиться. Что же это за оценка?

 

То, что произошло, есть богохульство и кощунство, сознательное и намеренное оскорбление святыни, проявление грубой враждебности к миллионам людей и их чувствам.

 

Духовная, нравственная оценка не должна начинаться с откровенной лжи. Да, кощунство по отношению к Путину и патриарху. Но никакого богохульства здесь не было. Хулу на Бога возводят те, кто объявляют себя Его представителями на земле и Его именем прикрывают свои неблаговидные дела. Это, в самом деле, богохульство. Другие святыни, кроме патриарха и Путина, ПР не оскверняли. Тем паче не было никакой враждебности ни к людям, ни к чувствам. Когда овцам говорят, что их пастыри – волки, это проявление не враждебности, а любви. Любви к овцам. Причем, в данном случае – любви самоотверженной, христианской в высшем смысле слова.

Отдельный момент – можно ли оскорбить святыню?  Оскорбить можно человека, хотящего оскорбиться. Но как оскорбить святыню?  Она ведь на то и святыня, оттого и так безмерно высока в духовном плане, что оскорбить ее невозможно. Оскорбляли ли Иисуса его палачи? Сама мысль об этом нелепа. Он не был бы Христом, если бы они могли его оскорбить. А оскорбила ли константинопольскую Софию переделка в мечеть? Нисколько – она и сегодня София. И даже взрыв не смог оскорбить Храм Христа Спасителя. Наоборот, он его возвеличил, сделал храмом-мученником, память о котором жила в миллионах сердец, включая и сердца людей не религиозных. Говорить об оскорблении святыни – это значит демонстрировать полную духовную безграмотность.

 

Поэтому никак нельзя согласиться с попытками представить происшедшее в храме как молитву, совершенную в нетрадиционной форме. К сожалению, эти попытки дезориентировали многих людей, в том числе отдельных членов Церкви, пребывающих в неведении относительного того, какие кощунственные и мерзкие слова были произнесены на амвоне Храма Христа Спасителя.

 

Да, это была молитва, хотя это была не только молитва, потому что ПР обращались не только к Богородице, но и ко всем нам. Но это была не просто молитва. Эта была молитва услышанная. Моление ПР уже начало исполняться. Люди во главе церкви это чувствуют, хотя пока не понимают, и оттого особенно панически боятся гнева отнюдь не человеческого, который обрушивается на их головы. Если бы они не были так слепы духовно, они знали бы, что им нужно делать. Но они слепы. Не мерзкие, а хлесткие слова были сказаны в отношении наших правителей, светского и церковного. Но изобличающие эти слова были правдивы. И именно своей правдивостью они так уязвили адресатов.

 

Бесчинство в храме стало продолжением глубоко безнравственных публичных акций, ранее совершенных теми же лицами и их соратниками и оставшихся безнаказанными.

 

И те не были так уж безнравственны, особенно на общем фоне нашей нравственности: не было в них ни злобы, ни лжи, ни растления. Но те акции не были так эффективны.

 

Богохульство — тяжкий грех. Православный христианин не может ни участвовать в богохульстве, ни одобрять его, ни прямо или косвенно его поддерживать.Существует различие между грехами против человека и грехами против Бога. Если христианин как личность является пострадавшей стороной, он призван простить согрешившего против него. Но прощение греха против Бога невозможно без искреннего раскаяния согрешившего перед Ним. В Евангелии мы читаем, как Христос, прощая тех, кто посягал на Него как на человека, в то же время предостерегал об опасности греха против Святого Духа: «но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3:29). Богохульство — главная примета врага Божия, описанного в Откровении: «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр. 13:6). Возвещать прощение от лица Божия тому, кто не кается перед Богом в богохульном деянии, означало бы усвоение Церковью той власти, которая Ей не дана. «Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» (1 Цар. 2:25). Нераскаявшиеся грешники предаются суду Божиему: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Втор. 32:35; Рим. 12:19).

 

Авторы текста плохо понимают то, о чем пишут. И им трудно подкреплять свои слова евангельским цитатами, приходится залезать в Ветхий Завет. Но не нужно быть богословом, чтобы понять что хула патриарха не есть хула Святого Духа.  

 

Бесчинства в храмах, осквернение народных святынь, проявления ненависти к Церкви хорошо известны в истории. Подобные действия всегда являлись характерной приметой сил, не принесших народам ни мира, ни добра, ни свободы. В ХХ веке антирелигиозная ненависть — как и ненависть этническая — унесли жизни миллионов людей.

 

Гонения на церковь в истории были разными. Были гонения на раннюю церковь, которая несла миру основу нового мировоззрения, ставшего в последствии даже не одной, а несколькими новыми цивилизациями. Но были и другие гонения – гонения на мракобесие церкви, которое парализовало развитие общества. Такие «гонения» привели к расцвету современной западной цивилизации и к появалению ростков только еще зарождающейся цивилизации будущего.

 

Наш народ прошел через испытание воинствующим безбожием и фашистской агрессией. Это дало нам трагический урок, который сформировал особую чувствительность к оскорблению религиозных и национальных чувств. А потому в нашем обществе возбуждение вражды и ненависти на религиозной и национальной почве всегда несет угрозу разрушительных потрясений.

 

Здесь явное лицемерие. Распаление этих чувств – основа политики РПЦ. На этих чувствах она строит свое политическое могушество. Именно за церковной оградой укрываются сегодня ксенофобы всех мастей – прямые духовные наследники гитлеровских нацистов. Воинствующие безбожники не были фашистами. Сегодняшние «верующие» часто ими являются и в последнее время уже не считают нужным этого стесняться. Вот где нужно было бы вспомнить предостережения из «Откровения» Иоанна, которое так некстати вспомнили авторы этого текста чуть выше.  

 

Сохранение устоев общества немыслимо без уважения к памяти павших за Отечество. Кощунственные действия, совершенные в храме, воздвигнутом в память русских воинов 1812 года, являются особенно вызывающими в период празднования двухсотлетия их подвига.

 

ХСС в отличие от своего предшественника на этом месте Храма Христа Спасителя, Храма-мученника не памятник войне 1812 года. Он - памятник войне против своего народа, которую вела и продолжает вести «элита» новой России. Этот «солидный храм для солидных господ» сам является осквернением памяти жертв антирелигиозных гонений и примером богохульства, исполненного  в камне.

Но не двуличие здесь самое важное, а стремление сохранять устои общества только на словах, на деле же их уничтожая. Эти устои нашей жизни не догматы и не застывшие моральные запреты. Устой нашего общества – мечта о светлом завтра и работа для этой мечты. Именно против этих устоев и идет сегодня война.

 

Недопущение оскорбления чувств верующих, актов кощунства над религиозными святынями и глумления над культурными памятниками — задача государства, уважающего своих граждан. Созданный судебный прецедент должен предотвратить повторение подобных действий в будущем.

 

И здесь лицемерие. Отказ государства от охраны памятников церковной культуры и передача этих памятников церкви, где бесдумное к ним отношение часто их разрушает, - это прямое следствие конкордата. И о защите далеко не всех религиозных чувств печется РПЦ. Правда же здесь в том, что процесс над ПР призван запугать только-только пробуждающееся общество. Но авторы этой политики не учили историю. Таких попыток было много, а результат всегда один – запугать правду невозможно.

 

Не подвергая сомнению правомерность судебного решения, обращаемся к государственной власти с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным, в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий.

 

И это жуткое (не подберу иного слова) лицемерие. Попытка волка в овечьей шкуре блеять по-овечьи. Каждый день, который девочки из ПР проводят в тюрьме бьет по РПЦ и госвласти. Так исполняется моление ПР к Богородице. Отпустить немедленно (под любым соусом – условный срок, год в тюрьме с зачетом СИЗО день за два, как угодно, но отпустить) – это могло бы быть единственное спасение для гонителей. Увы – они настолько глупы, что не понимают и этого, сами затягивая петли вокруг своих шей. (Надеюсь, что петли эти останутся фигуральным выражением, а не станут реальными петлями.)  Челюсть бульдога сжалась и ее уже нельзя разжать.

 

Церковь благодарит всех, кто поддержал Ее, осудил богохульство, выразил мирный протест против него. Мы также считаем естественным выражение жалости к задержанным, которое исходило как от чад Церкви, так и от людей внешних. Необходимо отделять грех от грешника, осуждая первый и надеясь на покаяние последнего. Бог всегда ищет спасения грешников и призывает их к покаянию. Так и Церковь стремится к примирению и исцелению тех ран, которые были нанесены проявлениями кощунства и вражды.

 

Как немного надо, чтобы ранить такую могущественную организацию – посольство Бога на Земле. Или она все же не посольство?

 

Обращаясь к людям, религиозные и национальные чувства которых были глубоко оскорблены как самим актом кощунства, так и последовавшей за ним пропагандистской кампанией, Церковь призывает воздержаться от любых попыток мести, от любых незаконных, тем более насильственных деяний, в то же время благословляя мирные гражданские действия, направленные на ограждение православного народа и его святынь от вражды и кощунства. Всех верных чад Русской Православной Церкви просим хранить мирный дух и молитвенное предстояние перед Богом.

 

«Не верю». Не к миру призывает РПЦ. Не к миру.

10. Дело Пусси Райот как зеркало российского общества

Одна из основных заслуг как самих участниц акции ПР в ХСС, так и ее правительственных и церковных «пиарщиков» состоит в том, что акция эта представила нам отражение сегодняшнего состояния нашего общества. Мы увидели то, что и так, конечно, знали, но увидели это рельефно, часто гротескно до карикатурности. С этим во многом и связана та агрессивность, с которой вообще любят пенять на зеркало те, чья рожа крива.

Что же отразилось в этом зеркале?

Ну, прежде всего, мы увидели тех, кого все эти «мелочи» вообще не волнуют, кто занят своим большим и серьезным делом – зарабатыванием денег. Но таких на сей раз оказалось немного.

Увидели мы и тех, кто, собственно говоря, приложил к тому, чтобы создать огромное событие «Дело Пусси Райот», сил много больше, чем три несчастных девочки, попавшие под каток. Чтобы раздуть такую историю, нужно обладать огромной мощью. Государству и церкви пришлось немало потрудиться, чтобы песенка про «срань» была услышана во всем мире и чтобы мир проникся правотой певиц. Но и эта группа не так интересна – о ней мы хорошо знали и раньше, да она и не так многочисленна. А вот три другие группы гораздо важнее.

Первая. Ее составили те, кто легко управляем и позволяет легко собой манипулировать. Им сказали «кощунницы, богохульницы и развратиницы вас оскорбили» и они немедленно и совершенно искренне в это поверили. И с готовностью потянулись к ремням, нагайкам, а иные - к кадилам, а кто-то – к вилам, в общем, ко всем известным им орудиям возмездия. Оскорбившись, они оказались не склонны отказываться от этого чувства обиженности и сегодня хранят его в той же свежести, как и пол-года назад. Любопытно, что в группу эту входят отнюдь не только люди молодые или малограмотные, но и впоне убеленные сединами и даже учеными званиями. «Раз сказали, что обидили, значит обидили. И нечего тут рассуждать. А раз обидили, то спускать обидчику никак нельзя».

Группа вторая. В нее вошли те, кто точно так же проглотил изначально наживку, брошенную пусепиарщиками от власти, но одни быстрее, другие медленнее начал чувствовать, что проглотили какую-то гадость. Нормальные человеческие чувства у людей из этой группы, - чувство доброты, сострадания, чувство правды, справедливости – начали преобладать над внушенной обидой, результатом чего стала внутренняя работа понимания. Но работа эта у людей второй группы не зашла слишком далеко. Они ЧУВСТВУЮТ, что дело происходит отвратительное и что их в это дело втягивают. ЧУВСТВУЮТ сочувствие и симпатию к жертвам и отвращение к палачам. Но при этом на уровне ума продолжают считать акцию в ХСС скверной выходкой.

Эта группа оказалась ОЧЕНЬ большой. Гораздо большей, чем этого ожидали авторы всего действа (я говорю, не о ПР, а о государстве и церкви). И это само по себе очень отрадно. Значит живое в душе народа еще сильно и еще может сопротивляться тем, кто хочет его затоптать. Но радость эта – радость грустная. Потому что третья группа пока совсем не так многочисленна, как вторая. Что это за третья группа?

Третья группа – это те, кто ясно ПОНЯЛ все это «Дело ПР». Понял, что в самой акции не было ничего плохого – ее авторы просто нашли адекватный способ громко обратить внимание общества на проблемы церкви и общества. Что все попытки светской и духовной власти доказать противное несостоятельны ни с точки зрения логики, ни с точки зрения юридической, ни с точки зрения религиозной. Что суммарный результат этого «дела» вообще превосходит все ожидания – настолько общество в целом стало умнее, и добрее, и честнее за эти полгода. А главное - что мы, в самом деле, оказались по уши в том, что певицы назвали «сранью». И что нам надо из всего этого как-то выбираться и отмываться.  

11. Русское православие – религия или политическое мировоззрение? Православие или анти-православие? (Вместо эпилога)

Сама постановка вопроса странная. Конечно, религия – во-первых, система религиозных взглядов, представлений о Боге, о Спасении, о должном поведении человека, и во-вторых, система форм религиозной жизни, религиозная культура – произведения религиозного искусства, религиозные книги, правила богослужений и т.д. и т.п.. 

Это всё так. Но это «так» сегодня в реальной православной жизни в России (именно поэтому я озаглавил заметку «Русское православие») как-то незаметно всё дальше и дальше отходит на второй план. А на первый выходит система особых, «православных» политических взглядов (хотя можно было бы говорить и о более широкой системе взглядов, не только политических).

Что составляет эту систему взглядов, мы хорошо знаем. Поддержка существующей власти. Раньше – коммунистической. Еще раньше – царей. Сегодня – сами знаете кого. Это один элемент. Второй элемент – крайний традиционализм, консерватизм, антипрогрессивизм. Надо жить по-старому. Третий элемент - фанатичное антизападничество. Без разбора отвергается все, идущее от Запада, - и плохое, и хорошее. Четвертый элемент – антитолерантность, нетерпимость, готовность силой заставлять подчиняться своим представлениям о жизни тех, кто с ними не согласен.

Все эти вещи, на первый взгляд, не имеют к религии вообще никакого отношения. Но... это только на первый. На самом деле, они очень даже имеют отношение. Только идеальная модель жизни «по-православному» оказывается не Божественной, а анти-Божественной. Она исключает духовное развитие, совершенствование души – то, что в православии называется о-Бож-ением. А оБожение – самое главное, что есть в православии. Вот именно поэтому политическое православие на поверку оказывается антиправославием. 

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 



Сайт управляется системой uCoz