Главная
"Россия в Мире"
"Русская правда", оглавление
"Партстройка"
Пишите

О "Программе гражданского согласия", написанной группой Г.А.Сатарова, и истории моей работы с ней

(пояснения автора альтернативной версии программы)

Несколько причин побудило меня на то, чтобы вместо обсуждения отдельных положений "программы Сатарова" (я позволю себе для краткости называть ее так) потратить несколько дней и написать "по ее мотивам" собственную программу, которую я и предлагаю вниманию читателя.

Причины эти следующие (перечисляю в порядке возрастания значимости):.

1. Программа Сатарова очень длинная и не очень хорошо читается. Программа перегружена второстепенными, "техническими" деталями, часть из которых не очень понятна массовому читателю, а часть вызывает серьезные сомнения в своей обоснованности.

2. Стиль текста колеблется от популярной статьи или лекции по политологии до политического памфлета и мало соответствует жанру политической программы.

3. Программа Сатарова не очень похожа на программу общественного движения уже самой своей структурой. Например, в ней отсутствует четкое определение цели, на достижение которой направлена программа. Резким диссонансом с претензией на политологическое наукообразие звучит такое неявное (но при этом единственное) определение целей реформаторов, как "нормальная страна". Насколько мне известно, политология такого термина не знает.

4. Программа мало похожа на программу общественного согласия. Больше она похожа на программу согласия Касьянова с Сатаровым. В программе отсутствует целый ряд положений, по которым в обществе, действительно существует широкий консенсус. Это относится как к констатирующей части, где программа почти не упоминает проблем нравственного здоровья общества, так и к предложениям, оставляющим практически без внимания многие принципиальные вопросы.

5. Реализация программы (даже если допустить такую возможность) не сулит качественного изменения жизни России. Скорее речь идет о косметическом ремонте существующей ельцинско-путинской системы.

Все это и заставило меня, используя программу Сатарова, как исходный материал, написать свою версию программы и предложить ее для обдумывания, обсуждения и "доводки" участникам "Другой России".

А.И. Зеличенко, 20.06.2007

Для удобства чтения части текста, заимствованные мною из программы Сатарова и отредактированные мною, приведены нормальным шрифтом, а текст, добавленный мною, - полужирным.

Обсуждение программы в ЖЖ проекта "Русский Свет" записи от 21.06.2007

======================================================================

Программа гражданского согласия

Содержание

Часть первая. В какой России мы живем

1. Куда мы пришли
2. Как мы дошли до такой жизни: причины, влиявшие на политическую траекторию России в постсоветский период:

Часть вторая. Россия, которую мы выбираем

I. Цель. Кто мы и куда идем?
Справедливость, Правда, Счастье

II. Принципы общественного устройства

1. Открытость, прозрачность, гласность государства
2. Социальность
3. Свободная экономика для блага всех
4. Достоинство и защищенность граждан
5. Духовность - все для роста человека. Экономика знания и души
6. Свобода Совести, но не свобода от Совести
7. Управляемость сверху донизу, самоуправление снизу доверху
8. Демократия в пределах компетенции

III. Механизмы реализации

1. Общественный договор с властью
2. Общественный договор с бизнесом
3. Партия Совести
4. Суды правды
5. Фундамент демократической пирамиды
6. Реформа правосудия
7. Социальная политика
8. Защита демократии и прав человека

Заключение

Часть первая. В какой России мы живем

1. Куда мы пришли

Ельцинский авторитарно-олигархический режим сменился при Путине авторитарно-бюрократическим: власть сосредоточена в руках лидера, опирающегося на бюрократию, силовые структуры и крупный бизнес.

Основами жизни России при этих двух режимах стала духовная деградация общества: ложь, воровство, размывание нравственных норм, ценностей и ориентиров, оглупление и растление государственными СМИ своего зрителя и читателя, упадок во всех областях культуры - искусстве, науке, образовании.

Часть большой лжи власти обществу - имитация либерально-демократической риторики при полном выхолащивании либеральных принципов организации общественной жизни.

Расхищение народного достояния, начатое во второй половине 90-х годов как приватизация, продолжается сегодня в иных формах. Власть под видом национализации и “госхолдингизации” (создания гигантских холдингов под контроль людей из окружения Путина, таких как Газпром, РАО ЕЭС, РАО “Российские железные дороги”, Роснефть, Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, Атомэнергопром, а теперь еще и корпорация по нанотехнологиям) в условиях полной непрозрачности деятельности этих корпораций фактически национализирует только расходы этих компаний, приватизируя их доходы. Государственные компании используются как карманы тех или иных группировок во власти, «семейные предприятия» чиновников остаются единственным растущим сектором экономики, компании, аффилированные с властью и особенно с её силовыми группами, захватывают рынок, разоряя целые сектора малого бизнеса.

Инвестиции выручки от продажи углеводородов в зарубежные активы является еще одной формой обворовывания страны и одновременно легализации украденного. Страна отдает значительную часть своих природных ресурсов не в обмен на товары и работы, а в обмен на записи на счетах в зарубежных банков, таким образом кредитуя экономику Запада.

Лишенная общественного контроля, власть работает на себя, обогащаясь и раскручивая спираль коррупции. Коррупция пронизала все государственное управление. Ее объем вырос с 2001 по 2005 годы в девять раз и сегодня сопоставим с ВВП. По индексу коррупции в 2006 г. Россия занимает 115-123 место среди 154 стран мира.

При этом управление решением общественно-важных задач, включая управление государственным сектором экономики, остается неэффективным и безответственным.

Фиксируемый официальной статистикой экономический рост является фикцией. Он обеспечивается не эффективной экономикой, а беспрецедентным ростом цен на углеводородное сырье. Такие экономические “успехи” не ведут к существенному росту уровня и качества жизни всего населения. Гигантские деньги от экспорта углеводородов перераспределяются в основном в пользу наиболее богатой части населения, включая и коррумпированное чиновничество. В результате средний доход 10% наиболее обеспеченных россиян в 15 раз больше среднего дохода 10% наименее обеспеченных граждан. С учетом неофициальных доходов это различие гораздо выше. В одной стране мы имеем две России: Россия № 1 купается в роскоши, а Россия № 2 – а это не менее 40% населения - ежедневно борется за выживание, считая каждую копейку. Это разделение на две страны – успешную, процветающую и малообеспеченную, обозленную – проходит в каждом регионе и городе. Есть районы, огороженные высокими заборами и строго охраняемые, где в особняках проживают нынешние «хозяева жизни». А есть окраины, где нищета и беспросветность видны на каждом шагу. Но есть и такая глубинка, где не знают, что такое телефон и виден только один (и тот государственный) телевизионный канал, куда не ездят рейсовые автобусы, где давно забыли как выглядит врач, а из продуктов в лавке – соль да спички. В этой России живут десятки миллионов человек – и не только одинокие старики и инвалиды, но и дети, и взрослые люди, которые потеряли веру в возможность подняться с социального дна.

Обостряются проблемы пенсионеров. Если за прошлый год официальный показатель инфляции составил 10,9%, то даже по правительственной оценке корзина товаров, которой пользуются малообеспеченные, подорожала не менее, чем на 15%. Соотношение средней пенсии к средней зарплате постоянно снижается и уже приблизилось к 1/5.

Расслоение касается не только денежных доходов, но и качественного здравоохранения и образования: Россия № 1 имеет возможность поддерживать свое здоровье на пристойном уровне и дает своим детям конкурентоспособное образование (в т.ч. и за границей), а Россия № 2 умирает, так и не дождавшись квалифицированной медицинской помощи, и может дать детям лишь фиктивное образование.

Попытки реформирования социальной сферы ведут к еще большему ухудшению положения. Так, монетизация ухудшила материальное положение примерно трети льготников. А положение 13 миллионов инвалидов стало просто критическим. То же происходит и с коммунальной реформой: собственникам квартир мешают самостоятельно выбирать поставщиков коммунальных услуг, защищая таким образом интересы прикормленных фирм, которые монопольно регулируют тарифы и удерживают их на 20-25% выше экономически обоснованного уровня.

Россию захлестнул вал антиобщественного поведения - преступности, в т.ч. среди несовершеннолетних, алкоголизма, наркомании.

Не менее чем “химическая наркомания” страшна наркомания духовная - массовое производство и потребление недоброкачественной продукции масс-культуры, пропагандирующей насилие, порнографию, безвкусицу, идеалы индивидуализма и бездуховности.

Падение нравов и беспросветность существования заставляет тысячи рожениц оставлять своих детей в родильных домах. Но и оставшись на попечении родителей, многие дети оказываются на улице, где их широко используют в незаконных промыслах. Счет таких «детей улицы» идет на миллионы.

В отсутствии реальной политической конкуренции неэффективны и правовые, и экономические институты. В результате страна деградирует почти по всем показателям, фиксируемым международной статистикой. По темпам экономического роста в период с 1999-2000 годов по 2004-2006 годы Россия переместилась с 3 на 13 место среди стран бывшего СССР. Доля высокотехнологичной продукции в экспорте составляет 1,9 % (против 24,6 % у Китая и 26,2 % у США) - страна превращается в сырьевой придаток. Заявления об уменьшении госдолга скрывают истинную картину: с января 2001 г. по январь 2007 г. суммарный внешний долг страны (государственный долг вместе с долгом банковского сектора и нефинансовых предприятий) не уменьшился, а вырос более чем на 60 %. По индексу свободы прессы в 2006 г. Россия занимает 148-150 место среди 181 страны мира. По индексу правого порядка - 145-163 место среди 192 стран. По качеству функционирования государства - 119-124 место среди 167 стран. По индексу прав собственности - 114 место среди 125. По индексу организованной преступности - 91-101 место среди 125. По числу убийств на 100 тыс. населения - 114 место среди 121 страны. Причем, с 1998 г. (года огромной экономической и политической нестабильности) по 2006 г. это число выросло более чем в два раза. Россия входит в число рекордсменов по смертям на дорогах, по числу самоубийств (их число превышает число убийств!), по числу пропавших граждан и т.д..

Так два президентских срока Путина, в течение которых в России «укреплялось государство», «строилась вертикаль власти», «стабильность сменяла хаос» и т.п., привели к застою в экономике и к еще большей деградации социальной сферы, к резкому падению безопасности жизни. Россия остановилась в своем движении.

2. Как мы дошли до такой жизни: причины, влиявшие на политическую траекторию России в постсоветский период

Среди этих причин главными представляются следующие:

- сложность задач, многомерность проблем России после падения СССР. Ельцину столкнулся с необходимостью одновременного проведения четырех революций - было необходимо: создавать рынок, демократизировать власть, реформировать империю и искать новую геополитическую роль для ядерной сверхдержавы;

- марксистский, псевдонаучный подход реформаторов, надеявшихся на решающую роль капитализма и игнорировавших необходимость создания новых общественных механизмов;

- дефицит общественного самосознания, отсутствие осмысления своей истории, повлекшее, в том числе, забвение русской мессианской традиции;

- сверхкритическое отношение к советскому периоду привело к выплескиванию ребенка вместе с водой - огульного отказа от всех достижений советского периода, только потому что они “советские”;

- традиция первенства государства по отношению к индивиду;

- отказ духовной элиты общества от участия не только в управлении государством (передоверие этой функции управленцам советской школы), но и от контроля за управленцами;

- компромиссы “демократов” с совестью, которые начались с сомнительных союзов с советскими функционерами и сепаратистами, а закончились попустительством преступным действиям “своей” власти - воровству, кровопролитию и манипулированию общественным сознанием, и приведшие в итоге к предательству общенародных интересов, когда, осознав свою неспособность управлять государством, ельцинская элита передала власть с помощью псевдо-демократической процедуры силовикам, что повлекло последующее сворачивание всей политической жизни в ее современном понимании.

Часть вторая. Россия, которую мы выбираем

I. Цель - Кто мы и куда идем? Справедливость, Правда, Счастье

Население России составляет русский народ - люди разных национальностей и люди без национальности вообще, объединенные единством исторической судьбы, мирочувствования, культуры, языка, любви к своей стране и предчувствия своей исторической миссии - всего того, что можно назвать “душой народа”.

Исторический путь России на протяжение всей ее почти 1200-летней истории - это подъем по лестнице цивилизации, главной побудительной силой которого была и остается мечта народа о доброй, справедливой, счастливой жизни и предчувствие своей исторической миссии стать первопроходцами и проводниками к этой прекрасной жизни для всего человечества.

Наш путь не был усыпан розами - он пролегал через кровь и грязь, ошибки и преступления. За преступлениями следовала расплата, но всякий раз народ, подобно Ваньке-Встаньке, поднимался и продолжал свой Путь. Так происходит и сегодня, когда мы расплачиваемся за подлости и преступления советского и постсоветского периода. Но, как и у всей нашей истории, смысл советского периода - не только в его преступлениях и уроках, которые необходимо извлечь из них, но в неменьшей степени - в попытке сделать очередной шаг в нашем Пути. В СССР было сделано много ценного - того, что было подхвачено всем человечеством, но отброшено нами самими в приступе “коллективного самобичевания”. Сегодня приходит время осмыслить достижения этого времени и реставрировать то, что было опрометчиво разрушено.

Но главное в сегодняшнем дне даже не это. Главное - что после очередной ломки жизни мы возвращаемся на свой Путь - Путь к обществу Справедливости, Правды и Счастья.

II. Принципы общественного устройства

Нам не нужно слепо копировать западные (“цивилизованные”) принципы организации государства (тем более, что принципы эти в разных странах не одинаковы). Но нам нужно позаимствовать у Запада лучшее, что там есть, адаптировав это к нашим условиям и совместив это лучшее с собственными социальными наработками.

Мы считаем, что главными принципами общественной жизни должны быть следующие:

1. Открытость, прозрачность, гласность государства

Вся деятельность государства, включая экономическую деятельность людей во власти и деятельность государственных предприятий, должна находиться под постоянным контролем общества. Для этого эта деятельность должна осуществляться открыто, прозрачно и гласно. В том ограниченном круге вопросов, где такая открытость невозможна, контроль за этой деятельностью должен осуществляться представительными комиссиями, состоящими из людей, наделенных доверием общества.

2. Социальность

Распределение общественного богатства должно быть таким, чтобы не было пропасти в благосостоянии богатых и бедных. Вывоз капитала из страны в любых формах должен быть ограничен: ресурсы страны должны работать, прежде всего, на саму страну.

3. Свободная экономика для блага всех

Основой экономики должно быть свободное предпринимательство. Но экономическая свобода ни коим образом не может быть абсолютной. Создавая личное богатство, предприниматель обязан делиться этим богатством с обществом. Своей экономической деятельностью предприниматель не может наносить вред обществу - экологии, здоровью, нравственности и т.д..

Но и сам предприниматель должен быть защищен - и физически, и экономически. Обществу необходимо создать такую бизнес-среду, которая была бы, с одной стороны, стабильна, а с другой, удобна для предпринимательства.

4. Достоинство и защищенность граждан

Все граждане должны чувствовать себя защищенными - и физически, и экономически, и морально. Необходимы действенные механизмы защиты граждан от любых незаконных посягательств на их безопасность и достоинство.

5. Духовность - все для роста человека. Экономика знания и души

Главная цель государства - обеспечение условий для духовного развития граждан. Образование, искусство, наука должны быть среди первых приоритетов государственной политики и получать адекватное материальное обеспечение.

Этим же приоритетом определяется и главные поддерживаемые государством направления экономики. Главным в экономике должно стать производство того, что помогает человеку становиться Выше.

6. Свобода Совести, но не свобода от Совести

Свобода является важнейшей ценностью, но свобода не бывает безграничной. Свободный выбор одного человека не должен наносить вреда ни ему самому, ни другим людям. Обществу предстоит учиться постоянно отыскивать баланс между допустимой и недопустимой свободами. Одним из принципов этого поиска является нетерпимость общества к лжи (сознательному искажение истины в корыстных целях).

7. Управляемость сверху донизу, самоуправление снизу доверху

Никто не устроит нам прекрасной жизни, кроме нас самих. Это означает, что к управлению жизнью общества должны быть привлечены самые широкие массы. Их участие в управлении должно реализовываться, прежде всего, в повседневных вопросах - на местном уровне. Система демократии должна расти снизу, постепенно поднимаясь наверх. Но одновременно весь государственный организм должен быть управляем, а управляться он может только сверху. Таким образом в обществе должно быть две системы управления - демократическая и бюрократическая ("земская" и "государева"). Распределение функций между ними и определение принципов их взаимодействия - важнейшие задачи, решения которых нельзя найти раз и навсегда, и поэтому нам предстоит отыскивать эти решения постоянно.

8. Демократия в пределах компетенции

Нелепо, когда человека заставляют принимать решение по вопросу, в котором он ничего не знает и не может знать. К таким вопросам относятся выборы центральной власти - президента и федерального парламента. Необходима коренная реформа избирательной системы с многоступенчатыми выборами, когда в выборах местной власти участвует все население, в выборах региональных властей - выборщики от местных органов власти, в выборах федерального парламента - региональные парламенты, в выборах президента - федеральный парламент. Чтобы избежать сговоров и келейных решений, все эти выборы должны проходить гласно с широким обсуждением кандидатур. Такая система существенно уменьшит возможности манипулирования общественным мнением и сделает волеизъявление граждан не только более компетентным, но и более независимым.

III. Механизмы реализации принципов организации общества

1. Общественный договор с властью

Сегодня у нас нет системы контроля над властью со стороны народа. И одно только разделение властей этого контроля не обеспечит. Нам необходим общественный договор с властью. Этот договор должен включать следующие положения:

- Власть должна быть подчинена обществу. Нам не нужна власть, работающая на себя. Нам нужна власть, работающая на общество и граждан. Власть – это нанятые обществом работники, независимо от того, избраны они на выборах или назначены вышестоящими должностными лицами.

- Деятельность власти должна быть прозрачной. Власть обязана исчерпывающе информировать общество о своих планах и действиях. При этом сфера ограничений, связанных с проблемами национальной безопасности, должна быть сужена до необходимого минимума. Нужно прекратить практику расширительного толкования безопасности, прикрывающую властный произвол или безответственность.

- Чем бы ни занималась власть - анализом текущей ситуации, разработкой планов и программ, их реализацией или оценкой результатов – она должна быть абсолютно открытой к сотрудничеству с самым широким экспертным сообществом.

- Люди во власти обязаны публично отчитываться о своей и близких к себе людей (родственников, друзей, партнеров и т.д.) деятельности, имущественном положении и способах его улучшения. Эти отчеты должны подтверждаться данными общественной проверки, включающей, в том числе, мониторинг всех проведенных упомянутыми в отчете лицами крупных финансовых операций. У людей во власти должны быть высокие зарплаты, но ничего сверх этого. Моральная нечистоплотность должна стать одной из главных причин для увольнения от должности. Необходимо установить правила перехода чиновников на менеджерские позиции в бизнесе с определением «карантинного периода» и возможности общественного или парламентского расследования связи предшествующей деятельности чиновника с интересами компании, предложившей работу.

- Власть должна быть лишена возможности манипулировать общественным мнением, заниматься саморекламой. Для этого необходим тщательный общественный контроль за информационной политикой любых СМИ с целью выявления достоверности и нетенденциозности подаваемой ими информации.

- Власть должна быть существенно ограничена в возможности самовоспроизводства. Занятие властных должностей должно происходить не “по блату”, а в результате открытых и гласных конкурсов.

- Государственные компании и компании с государственным участием не могут иметь экономическими партнерами компании, принадлежащие или управляемые людьми, близкими к власти. Так же должны быть запрещены и операции с компаниями, учредители которых анонимны. Что касается партнеров госкомпаний во внешнеэкономической деятельности, то ими могут быть только крупные зарубежные компании с установившейся репутацией.

- Экспертные и сертификационные услуги, обязательность которых предполагается законом, не могут оказываться компаниями, принадлежащими людьми близкими к власти.

- Власть должна быть лишена рычагов экономического “рэкета” - выдвижения необоснованных требований к бизнесу. Деятельность контрольно-надзорных органов должна быть прозрачна.

- Власть должна быть доброжелательна и уважительна по отношению к человеку. Хамство или пренебрежительное отношение к гражданам должно быть наказуемо. Искусственные, надуманные функции государственных органов нужно ликвидировать, а часть функций передать в негосударственный сектор. Должностные инструкции чиновников, по роду службы контактирующих с физическими и юридическими лицами, должны составляться как перечень обязанностей перед гражданами. Бюрократические процедуры должны быть упрощены и модернизированы с использование информационных технологий таким образом, чтобы минимизировать личные контакты населения с чиновниками. Присутственные места должны быть комфортны для ожидания. Информация о требованиях к гражданам должна быть легко доступна.

2. Общественный договор с бизнесом

Результаты ползучего роста российской экономики за последние годы смехотворны по сравнению с возможностями страны. Но реальное будущее российской экономики зависит не от «рулетки» нефтяных и газовых цен, а от того, насколько мы сможем установить систему правил, регулирующих экономическое поведение, и гарантировать их соблюдение.

Эти правила должны защищать права бизнеса на предпринимательство, честную конкуренцию и защиту собственности, с одной стороны, и право остальной части общества на достойную жизнь, социальную защищенность, включая права потребителей, прав работников, права на здоровую окружающую среду, здоровый нравственный климат и т.д., с другой.

В установлении таких правил ведения бизнеса, которые закрепят взаимных обязательства бизнеса и общества, и есть главная цель общественного договора с бизнесом.

А. Обязательства бизнеса

Главным обязательством бизнеса, в котором проявляется его социальная ответственность, является выплата значительной части своего дохода на общественные нужды. Бизнес должен быть жестко ограничен в:

- любых зарубежных инвестициях, а особенно в инвестициях непроизводственного характера;
- размере вознаграждений владельцам и менеджерам.

Социально ответственное поведение бизнеса проявляется также в:

-
законопослушности;
- отказе от подкупа людей власти;
- отказе от применения незаконных насильственных средств для решения экономических споров;
- заботе о своих работниках;
- отказе от обмана потребителей и недобросовестной рекламы;
- ненанесении ущерба окружающей среде и здоровью людей;
- заботе о нравственном здоровье общества.

Б. Обязательства общества

(i) Обязательства общества по отношению к бизнесу включают:

- создание стабильной и безопасной бизнес-среды;
- легализация результатов приватизации при условии обременения этих результатов социальными обязательствами.

(ii) Благоприятная бизнес-среда предусматривает:
- Позитивное отношение общества к бизнесу.
- Стабильность экономического законодательства.
- Наличие работающих инструментов разрешения экономических споров и страхования экономических рисков, доступность и удобность судебной системы.
- Ограничения на деятельность монополистов, предполагающие в том числе:
  • Гласную, состязательную процедуру утверждения тарифов естественных монополий с участием заинтересованных групп бизнеса и общественности.
  • Общественный мониторинг деятельности государственного антимонопольного органа.
  • - Минимизацию вмешательства власти в бизнес. В том числе:

  • Замену лицензирования экономической деятельности финансовыми гарантиями на основе страхования за исключением лицензирования для целей квотирования ограниченных ресурсов.
  • Бюджетную компенсацию затрат бизнеса, возникающих в результате введения новых требований к ним со стороны органов власти.
  • Делегирование прав надзора и контроля саморегулируемым организациям при условии открытости их работы и финансовой ответственности за результаты контроля.
  • Распространение на все фазы государственного контроля в экономике (включая действия правоохранительных сил) процедурных ограничений, связанных с выдачей указаний на проведение проверки, присутствия адвокатов и представителей бизнес-ассоциаций на всех фазах проверки; а также установление финансовой ответственности контрольных органов за нарушение сроков и правил проведения проверки.
  • (iii) Качество бизнес-среды определяется возможностями, которые она предоставляет для малого и среднего бизнеса. Одним из главных показателей благополучия региона является динамика развития малого и среднего бизнеса на его территории. Благоприятная для малого и среднего бизнеса среда предполагает, в частности:

    - развитие фондов кредитования;
    - снижение налогов для малого и среднего бизнеса, работающего в общественно-значимых сферах;
    - поддержку различных форм взаимопомощи малого бизнеса в кредитной, страховой и иных сферах, способствующих консолидации малого бизнеса в финансово–хозяйственных сетях и повышению его общественного влияния.

    3. Партия Совести

    Добиться, чтобы договоры общества с властью и бизнесом выполнялись, можно только при реальном общественном контроле. Без него любые правила экономической жизни быстро превратятся в административные барьеры для изъятия бюрократической ренты. Власти не нужен прозрачный бизнес, так как его нельзя обирать.

    А это означает, что договоры общества с властью и бизнесом возможны только в случае существования в обществе организации - субъекта контроля, которая может следить за выполнением договорными партнерами общества их обязательств. Расплывчатое “гражданское общество” таким субъектом быть не может потому что его ростки, если предоставить их самим себе, будут крепнуть так долго, что партнеры общества по договору (власть и бизнес) успеют не раз их растоптать прежде, чем они станут более-менее жизнеспособными. Поэтому нам нужно не ждать, пока “гражданское общество” вырастет у нас само, а делать его сегодня своими руками. А делать его можно только в виде общенародной партии, которая воссоздаст то лучшее, что было в КПСС и ее исторических предшественницах, но без присущих коммунистам уродств: без забвения своих целей, без морального разложения, без пленения партии аппаратом, без засилья серости в самом аппарате и без следствия всего этого - бесчисленной цепи ошибок и преступлений во внутренней и внешней политике.

    Возможна ли такая партия - партия Совести? Возможна. Но только при полной прозрачности всей ее деятельности и только при ее постоянном самоочищении.

    Партия Совести должна объединить всех граждан и все общественные организации, которые ставят высшим приоритетом своей деятельности Совесть, то есть считают, что только жизнь по Совести является благом для России. При этом, естественно, в партии Совести окажутся люди с разным пониманием требований Совести и, соответственно, с разным пониманием общественного блага. Члены партии Совести, объединяемые общим видением общественного блага, образуют внутри партии Совести идеологические фракции.

    Партия Совести (во всяком случае, в начале своей деятельности) не является ни политической, ни правящей партией. Это площадка для общественного диалога о том, в чем состоит благо России. Но партия Совести - это еще и единственный реальный инструмент общества для контроля над эгоистической деятельностью партнеров общества по общественным договорам.

    Членство в партии Совести не подразумевает подчинения решениям партии - члены партии Совести подчиняются только своей Совести.

    4. Суды правды

    Очистка духовной атмосферы общества, отравляемой ложью и эксплуатацией самых низких человеческих склонностей, требует координированной работы всех тех, кто не может согласиться считать такое положение нормальным. Суды правды - одно из направлений такой работы. Подсудимыми на этих судах являются не люди, а явления нашей жизни. Цель обвинителей - доказать, что подсудимое явление является ложью, то есть НАМЕРЕННЫМ ИСКАЖЕНИЕМ (ИЛИ СОКРЫТИЕМ) ИСТИНЫ В КОРЫСТНЫХ ЦЕЛЯХ.

    Судебный процесс в судах правды организован по аналогии с обычными судебными процессами с той разницей, что подсудимым является не человек, а явление и, соответственно, суд не принимает решений о наказании виновников, а “всего только” объявляет явление преступлением против Совести.

    5. Фундамент демократической пирамиды

    Люди должны жить в условиях, достойных человека ХХI века. А эти условия создаются на местах. Вот почему нужно

    СТРОИТЬ ВСЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ И ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ СНИЗУ.

    Для этого необходимо:

    - Радикально пополнить местные бюджеты. Не может быть местного самоуправления, если муниципальные власти финансово целиком зависят от областного, краевого, республиканского начальства. При этом необходимо ввести новые инструменты компенсации неравномерного развития за счет субвенций из региональных и федерального бюджетов.

    - Навести порядок в системе разграничения полномочий в социальной сфере между государством и местным самоуправлением. Основные вопросы жизнедеятельности человека: дошкольное и школьное образование, медицинская помощь, жилищно-коммунальная сфера, пользование библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры - должны решаться на муниципальном уровне.

    - На всей территории России гарантировать единые минимальные (но достойные!) социальные стандарты бесплатного доступа к услугам образования, здравоохранения и культуры. Необходимо ратифицировать Европейскую социальную хартию.

    - Установить жесткий контроль общества за местным самоуправлением. Для этого нужна полная прозрачность местной власти, отклонение от которой должно неукоснительно наказываться.

    - Расширить функций муниципальной полиции. Муниципальная полиция должна подчиняться исключительно местным сообществам и финансироваться исключительно из местных бюджетов. Отбор в муниципальную полицию должен осуществляться общественными гражданскими комиссиями. Начальники муниципальной полиции должны избираться жителями соответствующих населенных пунктов и периодически отчитываться перед ними.

    6. Реформа правосудия

    Главное в этой сфере - обеспечить нравственную чистоту судейского корпуса и его независимости и защищенность. Для этого должно быть сделано следующее:

    - Лишить судебную систему всех нынешних признаков административно-начальственной «вертикали». Оставить только процессуальную «вертикаль». Для судьи есть только два «начальника» – совесть и закон.

    - Ликвидировать все административные функции председателей судов. А сами председатели должны избираться судьями соответствующих судов на относительно небольшой срок (3-4 года).

    - Строить территориальную юрисдикцию судов на основе окружного принципа. Причем судебные округа не должны совпадать с границами субъектов Федерации и административно-территориальным делением.

    - Ввести институт судебного следствия.

    - Наделить судей более широкими распорядительными полномочиями.

    - Расширить подсудность мировых судей. Они должны избираться исключительно населением, а не представительными органами, как сегодня.

    - Создать апелляционные суды в системе судов общей юрисдикции. Надзорное производство надо ликвидировать.

    - Пересмотреть с учетом накопленного опыта подсудность дел для судов присяжных.

    - Ввести единые нормативы финансирование судебной власти, исключающее субъективное распределение финансовых средств. При этом всякое вспомоществование судам и судьям должно рассматриваться как подкуп. Так же как уголовное преступление должны рассматриваться и любые факты давления на суд, например, “благодеяния” или, наоборот, “прессинг” в отношении родственников судьи.

    - Ввести периодические публичные отчеты судей перед обществом, неудовлетворительные результаты которых могут стать причиной их отставки.

    7. Социальная политика

    В этой области необходимы:

    - Реформа образования, направленная на обеспечение возможности реализации каждым гражданином своих способностей и развитие творческого потенциала всей страны. При разнообразии форм получения образования необходимо сохранить и развивать бесплатное школьное образование, а также финансировать за счет бюджетов всех уровней подготовку необходимых государству высококвалифицированных специалистов.

    - Реформа здравоохранения на базе бесплатного для граждан качественного медицинского обслуживания. Государство должно нести ответственность за поддержание необходимого качества медицинской помощи. Нужно уже в ближайшие 2-3 года увеличить бюджетные расходы на здравоохранение с нынешних 3% до не менее чем 6% ВВП. Одновременно необходимо совершенствовать систему страховой медицины, делая ее доступной даже самым необеспеченным гражданам.

    - Изменение политики в отношении инвалидов. Необходимо вернуться к оценке степеней ограничения их жизнедеятельности, а не трудоспособности. Инвалиды должны быть обеспечены без волокиты и бюрократических процедур всеми необходимыми им средствами реабилитации, в т.ч. при необходимости и легковыми автомобилями. Необходимо восстановить и развивать службу медико-социальной и трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями.

    - Реформа пенсионной системы, которая должна обеспечить каждому человеку гарантированную достойную пенсию в старости, простоту, понятность и неизменность правил начисления пенсий и выбор удобного порядка получения пенсии. Необходимо найти справедливую форму учета разницы трудового вклада в начислении пенсий не только для ныне работающих граждан, но и для уже вышедших на пенсию.

    - Реформа жилищно-коммунальной сферы должна обеспечить каждому гражданину достойное жилище по доступным ценам, создание системы эффективного пользования жилищным фондом.

    - Забота о детях из социально неблагополучных семей должна стать приоритетной задачей государства.

    - Программа привлечения трудовых мигрантов в Россию исключительно через легальные процедуры и в соответствии с потребностями рынка труда. В то же время наша страна должна резко облегчить процедуру получения гражданства для соотечественников - людей одной с нами культуры.

    - Решение проблемы полной компенсации вкладов, обесцененных в 1991-1992 гг. Для этого нужно помимо прямой выплаты утраченных средств, проиндексированных в соответствии с федеральным законом № 87 от 06.07.1996 г., выпустить специальные ценные бумаги, приносящие пострадавшим вкладчикам постоянный доход.

    8. Защита демократии и прав человека

    А. Нужно серьезно реформировать законодательство о выборах и партиях. В том числе:

    - Прямые выборы необходимо проводить только в местные органы власти. Прямые выборы на региональном и федеральном уровне сегодня являются самообманом и свелись к манипулированию общественным мнением с помощью политтехнологий. Такие “выборы” не имеют с демократией ничего общего и должны быть отменены.
    - Размер избирательных округов в местные органы власти не должен превышать нескольких тысяч (лучше - сотен) человек. Иначе избиратели не могут лично знать тех людей, за которых они голосуют, и реально лишены возможности требовать отчета у своих депутатов. Соответственно и численность различных местных органов власти может значительно различаться.
    - Субъектами политической борьбы являются партии (фракции единой партии Совести). Кандидат любого уровня должен представлять не себя как личность, а определенную систему политических взглядов, известную и понятную избирателю.
    - Необходимо минимизировать использование административного ресурса. Для этого нужно:
     

    • резко усилить роль общественных наблюдателей за процессом предвыборной агитации, а также процессами голосования и подсчета голосов;
    • формировать все избирательные комиссии на конкурентной и равноправной политической основе;
    • снизить финансовые барьеры на участие в политической жизни и излишне обременительных требований к партиям и кандидатам на выборах;
    • отменить запрет на независимое участие в политической агитации;
    • восстановить графу «против всех»;
    • обеспечение неотвратимости наказания за нарушение выборного законодательства должностными лицами, особенно – в сфере неправомочного использования административного ресурса.

    Б. Необходимо принять меры по защите свободы мировоззренческого выбора и светского характера государства - поставить заслон перед клерикализацией государственной политики. Необходимо защищать права религиозных меньшинств и права неверующих.

    В. Необходимо облегчить перемещение граждан по территории государства, а именно: уменьшить материальные, организационные, правовые трудности при смене места жительства в пределах страны, упразднить любые нормативные ограничения на свободу передвижения и получения работы (прописка, регистрация, покупка железнодорожных билетов по паспорту при передвижении внутри страны и т.п.).

    Г. Граждане должны получить право обращаться с исками о возмещении материального ущерба, нанесенного незаконными решениями и действиями органов и должностных лиц, непосредственно к государству. Человек не должен искать, кто именно виноват в нанесении ему ущерба. А уже после судебных решений служебные расследования будут устанавливать вину конкретных чиновников, с тем чтобы возбудить по отношению к ним регрессные иски от лица государства.

    Д. Необходимо минимизировать, а в дальнейшем свести к нулю, контакты офицеров служб безопасности дорожного движения с водителями. Материалы по зафиксированным нарушениям правил дорожного движения служба направляет непосредственно водителю, который может либо согласиться с наложенным на него взысканием, либо оспорить его в специальном дорожном суде.

    Е. Необходимо защитить реальную свободу слова. Для этого, в частности, необходимо:

    - отменить всякое, включая опосредованное, участие органов власти в управлении СМИ;
    - ужесточить и, главное, сделать неизбежным, наказания за административное давление на СМИ;
    - ввести институт общественного телевидения с усилением общественного контроля за вещательной политикой;
    - усилить ответственность представителей органов власти за утаивание информации от СМИ и предоставление недостоверной информации.
     
    Но одновременно необходимо и повысить ответственность СМИ за сообщаемую ими информацию. Из практики СМИ необходимо исключить прямую и косвенную ложь, заказные материалы, манипулирование сознанием зрителя, материалы, потакающие и распаляющие низменные страсти и т.д. Необходимо создать комитеты общественного контроля качества массовой информации, которые будут отслеживать случаи недобросовестной и бессовестной работы СМИ и делать такие случаи предметом широкого обсуждения.

    Заключение

    Эта программа разработана по поручению Всероссийского Гражданского Конгресса и одобрена Комитетом Действия ВГК. Страна стоит перед решающим выбором – либо катиться дальше по гибельной колее, на которую она встала усилиями власти, либо безотлагательно заняться налаживанием демократических, правовых, экономических институтов.

    Мы рассчитываем на поддержку ответственных политических сил – партий и политических лидеров. В этот критический момент необходимо объединение всех усилий, чтобы наша Россия встала на путь динамичного развития, которое обеспечит всем нам достойное будущее.

    Мы не дадим коррумпированным чиновникам приватизировать государство. Государство – это публично организованный народ. Государство – это мы. И мы в ответе за наше государство - нашу Россию.

    Главная
    "Россия в Мире"
    "Русская правда", оглавление
    "Партстройка"
    Пишите


    Сайт управляется системой uCoz