Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

Александр Зеличенко

О религии. Руководство и комментарий

1.     Доступное руководство по открытию Бога интеллектуалами (задача решается в два простых действия)

Есть Бог или нет? Много копий сломано на эту тему. Задача, однако, решается легко – в два действия, в две интеллектуальные операции. Научиться производить эти две операции может любой человек – конечно, при определенном уровне развития функций интеллекта.

Действие первое. Нужно научиться каждую вещь мира видеть одновременно в трех ракурсах: как идею этой вещи, как результат реализации этой идеи вещи (то есть как саму вещь) и как процесс реализации идеи вещи (то есть как жизнь некого существа-«реализатора», реализующего эту идею вещи). Обычно человек видит триаду идея-вещь-существо только в одном ракурсе – либо как вещь, либо как идею, либо как существо. Но научиться смотреть тройственно не так уж трудно.

Действие второе. Нужно увидеть мир в его целостности – как систему взаимосвязанных динамических вещей и увидеть идею, которую воплощает эта система. Теперь посмотрите на эту Мировую Вещь и Мировую Идею как на Мировое Существо. Перед Вами Бог.

Как соотносится То, Что Вы Для Себя Открыли с Тем, Что Называют Богом Религии? Открыть в открытом Вами Боге все атрибуты Бога религий – это уже дело техники.

2.     Загадки Пятикнижия. Шестиднев

Несколько месяцев назад я начал писать комментарии к Пятикнижию (Торе). Но обстоятельства стали складываться таким образом, что я должен был остановиться, едва закончив работу над комментариями к первой главе Бытия (Шестидневу). Я не знаю, смогу ли я вернуться к этому грандиозному замыслу, и пока хочу опубликовать то, что сделано уже. Возможно, для кого-то это будет полезным.

Отчего возник замысел рассказать о Пятикнижии? Потому что очень часто слышишь сегодня разговоры, которые свидетельствуют не только о его полном непонимании, но и о глубокой коррозии душ, мешающей людям воспринимать и более поздние книги Библии.

Книга Бытие. Неудачно переведено уже само название первой книги. בְּרֵאשִׁ֖ית, берешит означает «В начале». Это первое слово Библии и название ее первой книги. Другими словами, название первой книги могло бы быть «Начало истории», или «Начало мира». В этом смысле английский Genesis (происхождение) более удачный перевод.

Глава 1. (Шестиднев)

Здесь каждый стих требует большого внимания, так как речь идет о крупнейших процессах. И не об одном, а сразу о нескольких. Шестиднев рассказывает и биографию Земли, но в не меньшей, а, пожалуй, в большей степени он рассказывает о сотворении всего нашего Мира,  в котором вещественная Вселенная – только одна из «частей». Так что даже, космогонией этот процесс не вполне можно назвать – То, что создавалось, больше космоса.

Именно поэтому разворачивать историю Творения приходится сразу в нескольких смысловых пластах. Я выделяю три таких пласта и обозначаю их буквами А), Б) и В). Самый поверхностный пласт А) близок к буквальному пониманию, самый глубокий (из рассматриваемых мной пласт В) наиболее «эзотеричен».

Но перед тем, как перейти непосредственно к анализу текста, я хочу привести гимн из Ригведы, который паразительным образом совпадает с рассказом Библии о Творении. Уже одного такого совпадения достаточно, чтобы отнестись к истории сотворения мира серьезней, чем к тому, как она была представлена в талантливом, забавном, но все же очень детском спектакле Образцова «Божественная комедия». Итак, «Веды». 

Не было ни сущего, ни не-сущего тогда.

Ни воздуха, ни свода над ним.

Что колыхалось тогда? Где? У кого?

Что за вода была без дна?

Не было ни смерти, ни бесcмертья тогда.

Не было ни признака дня-ночи.

Лишь дыхание Закона Одного,

И – ничего другого.

Мрак был сокрыт мраком –

Неразличима пучина.

Творящая Пустота

Зародилась от жара!

Она помыслила –

И родилось желание.

Рождение сущего от не-сущего

Мудрый зрит в сердце.

Шнур разделил низ и верх.

И упало семя. И взошло.

И росло. И рвалось наверх

К радости верха.

Кто истину знает, как мир явился?

Ведь даже боги сотворены позже...

Видевший это с высшего неба,

Лишь он то знает. Или не знает.

Ригведа X, 129

 

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

 

А) В поверхностном смысловом слое речь идет об образовании земли и ее атмосферы.

Б и В) В этих смысловых пластах вопросов - по числу слов. Что такое «в начале»? Что такое «сотворил»? Что такое «Бог»? Что такое «небо»? И что такое «земля»?

«В начале». Речь идет не о каком-то времени, а об определенном состоянии Мира, когда Он из неразделенного и единого стал разделяться на неоднородные части.

Это разделение и есть творение.

Бог (элохим, אֱלֹהִ֑ים). Прежде всего, это множественное число от אלוה (элоах). Это важнейший момент, который нужно помнить постоянно. Этимология слова «элоах» не вполне ясна, но мотив «сила» в нем звучит довольно отчетливо.

Дословный перевод мог бы быть таким: «В начале Боги начал с неба и земли» - очень часто в оригинале множественное число существительного «Боги» сочетается с единственным числом глагола.

Что такое небо и земля?

Б) Речь идет о тонком и грубом (вещественном) мирах. Грубо говоря, сначала Боги сотворил мир тонкий и мир вещественный.

В) Другое значение «неба» - это сам Боги, а «земля» - остальной мир.  Боги  выделил из единого Прамира (Себя) весь мир («землю»).

 

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

 

А) Речь идет о первичной геологической эпохе только что образовавшейся Земли (как считают сегодня, примерно 4,5 миллиарда лет назад. В науке существует много теорий, как это могло происходить, среди которой на сегодня нет общепринятой.

Б и В) Чтобы добраться до более глубоких смыслов, нужно опять-таки буквально «по слогам» разбирать значение каждого слова.  Речь идет о бесформенности мира: мир был бесформен (תֹ֙הוּ֙, тоху), и в нем НИЧЕГО не было (בֹ֔הוּ, боху) – по-русски это можно выразить «ни то (תֹ֙), ни бо(בֹ֔)» - «ни формы, ничего». В некотором смысле – полный хаос.

Б) Речь идет только о вещественном мире: вещество уже есть, а форм еще нет. Хотя «еще» и «уже» здесь не очень осмысленны, так как и времени еще нет.

В) Бесформен еще и тонкий мир. Он еще не заполнен миротворящими идеями.

Бездна в смысле отсутствия дна (תְה֑וֹם, те ховм), была только глубина. Мир был одномерен – Верх (Небо, Дух) – низ (Земля, вещество (смысловой слой Б) или тонкие миры (смысловой слой В)). Поверхность глубины – граница тонкого и вещественного миров (Б), или Сверхтонкого (Боги) и тонкого (В). Эту бездну хаотического первовещества можно перевести и как «пучина» (перевод Ф.Гурфинкеля), так как прослеживается связь между תְה֑וֹם (те ховм) и словом הוּם, хум – гул, рокот. Образ воды здесь вполне естественен, так как речь идет о не имеющем формы. Над бесформенной, волнующейся, рокочущей пучиной.

Над бездною - только тьма (השׁך, хошек), то есть отсутствие света, идеи. Но это очень  интересная «тьма». Это Тьма Абсолюта, тьма, в которой скрыты все идеи, тьма - источник Света.

Над этой водоподобной поверхностью и был Дух Божий, готовый к творению.

 

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

 

В смысловом слое А) этот стих не имеет смысла: при создании Земли Бог не включал электричество.  

В слоях Б и В речь идет о совсем ином Свете – Идее Мира, той Идее, которой Мир создан и которую он воплощает. Это тот самый Логос (не очень удачно ставший в русском переводе Словом), с которого начинает свое евангелие Иоанн. Впрочем, и здесь этот Логос – изреченное слово Богов, который (именно так – в оригинале всегда множественное число для существительного  и единственное для глаголов - Его действий), мысль Бога, ставшая словом – только так можно было передать суть Творения людям, которые начнут обретать способность понимать ее тысчелетия спустя.

 

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

 

К тому, что такое «хорошо» в Шестислове, мы еще обратимся. Что значит «отделил свет от тьмы»?

Опять-таки, смысл у этих слов есть только в пластах Б и В.

Б) Бог выделил Идею Мира из полного «бузыдейства» первоначального Хаоса.

В) Бог выделил Идею Мира из ее источника – Тьмы («до-Света») Абсолюта, то есть из Себя Самого.

Но здесь есть и еще одно значение: Бог задал периодическое чередование Света и тьмы, то есть упорядочивания (творения) и разрушения в мире. Именно к этому третьему значению апелирует следующий стих.

 

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

 

О «был вечер, и было утро» мы тоже поговорим позднее.

Конечно, речь здесь (и везде далее в этой главе) идет не о человеческом, а о Божьем дне. В отношении же Первого дня Творения здесь нельзя даже сказать, что речь идет о миллиардах лет, так как эти события вообще вневременные.

 

6-8. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.  И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

 

В смысловом слое А) у этих стихов нет иного значения, кроме как подстроиться под мировосприятие первых читателей Библии. Более современные попытки понять эти стихи бквально обычно приводят комментаторов к мысли о разделении жидкой воды морей от газообразной воды облаков поверхностью неба. Это не очень удовлетворительное объяснение, учитывая, что визуально движение облаков – это движение не ЗА небом, а ПО небу.

Б) и В). Прежде всего,  רקיע (ракья) в оригинале лучше перевести на русский как «свод», а не как «твердь» - «свод небесный». Итак, Бог решил внутри воды сделать нечто, что будет разделять воду. Речь здесь идет о разделении сотворенного (тварного) мира на несколько слоев, каждый из которых сам является миром: о разделении единого тварного мира на более и менее «тонкий» - «вода» разделяется, и из одной «воды» получается две разные «воды».

Б) Имеется в виду отделение вещественного мира от тонких миров.

В) Мир еще остается тонким (вещественного мира пока нет), но в неи происходит разделение на более тонкое и менее тонкое. Условно говоря, на нашем языке это может быть разделение между высшим  и низшим астралом, или между астральным и ментальным мирами. В реальности, таких разделительных сводов несколько: «тонкий» мир многослоен.  

Второй день творения, как мы видим, еще тоже происходит вне времени, до начала оформления материального мира.

 

9-10. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.

 

А) Обычно это понимается, как то, что морской воде было приказано собраться вместе, чтобы дать место суще. Так шваброй сгоняют воду, чтобы появились кусочки вымытого пола. Речь может идти об остывании и образовании коры Земли, океанов

У интерпретации А) есть явный недостаток, который и стимулирует поиск более глубоких значений – в этом случае воде было бы приказано не СОБРАТЬСЯ в одном месте, а РАСТУПИТЬСЯ (как это произошло с Чермным морем во время бегства из Египта). Но «воде», чтобы явить сушу приказано собраться. Что это означает?

Мы знаем, когда из собирающейся воды появляется суша. Когда она замерзает – жидкая вода превращается в сухую. Об этом и идет речь: тонкие энергии сгустились в вещество. Как это происходит – физика только-только начинает понимать. Итак, вещественный мир появляется только на третий день творения. Но работа третьего дня на этом не заканчивается.

 

11-13. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.  И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

 

Что это - сельхозработы, предшествующие созданию светил, ботаника перед астрономией? Или же опять речь идет о другом?

Здесь (как и везде) несколько смыслов. Один близок к буквальному. Но не он самый глубокий здесь.

Обратим внимание, что Бог не сам создает траву, а травой произрастает земля: земля, подобно гигантскому дереву, сама дает побеги – растения. Слово תַּֽדְשֵׁ֤א (тадше) оригинала значит «произрастать, давать ростки, побеги». Буквально слова Бога (идея миротворения на вторую половину третьего дня): «Пусть земля разрастется растениями – растениями, дающими семена, и растениями, приносящими плоды, которые содержат семена». Вот здесь и содержится ключ к тайному смыслу: тварному миру (земле) надлежит разрастись Деревом Мира. Идея мира должна рассыпаться (прорасти) множеством дочерних идей, те – множеством своих дочерних (внучатых по отношению к Идее Мира) и так далее. Листьями этого Дерева Мира должны стать вещи вещественного мира.

Семена здесь – это идеи вещей тварного мира (включая в число таких вещей и идеи идей и идеи идей идей и т.д. – вещи миров более тонких, чем мир вещества). Сотворенная вещь, реализует свою идею и плодоносит другими идеями того же рода (плод дерева содержит семена того же рода). 

Таким образом, речь идет об оформлении тварного мира и, в том числе, мира вещества, то есть о превращении мира вещества в мир вещей, обладающих способностью к самовоспроизведению. Сегодняшние сторонники теории самоорганизации предполагают, что этой способности одной уже хватает, чтобы сотворить мир. Чтобы СОТВОРИТЬ – ее недостаточно, идея нового должна прийти извне, но в чем они правы – это в том, что, в самом деле, вещи мира обладают способностью воспроизводить себя – «сеять семя по роду его». Эта способность вполне очевидна в случае с живой природой, но в случае неживой она еще очевиднее – в ней проявляется стабильность вещей: оставаясь сам собой, стол «сеет свое семя по роду своему».

День третий (если воспринимать его не как создание земной флоры), как мы видим, тоже находится вне времени. 

 

14-19. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;  и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.  И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;  и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,  и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.  И был вечер, и было утро: день четвёртый.

 

А здесь о чем говорит Библия? Прежде всего, в самом поверхностном слое – о создании Вселенной. Начинается работа по обустройству мира вещества – создание самых крупных вещей мира вещества.

Но есть у этих слов смысл и более глубокий, или, точнее, - более скрытый. Речь идет об источниках духовного Света , управляющих жизнью на Земле, отделяющих светлое от темного («день» от «ночи»), то есть доброе от злого, и напитывающую жизнь нижних миров идеями, которые этой жизнью и управляют. Используя иной язык, можно сказать, что в четвертый день творения Бог создал Ангелов, управляющих жизнью тварного мира.    

 

20-23. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.

 

Здесь очень любопытный момент, что создание живой природы занимает два (5-й и 6-й) или даже 3 (3-й, 5-й, 6-й), если считать, что расссказ о третьем дне включает в поверхностном смысле и историю создания растительной жизни на Земле, а не один день, как это естественно было бы предположить, исходя из оценок «трудоемкости» работы Бога в первые дни творения, да и в 4-й, когда была сотворена вся материальная вселенная (в поверхностном смысловом слое шестиднева). Если бы такая шутка не звучала бы кощунственно, можно было бы предположить, что Бог стал уставать к концу рабочей недели. Но, на самом деле, здесь авторы Библии дают важнейшую подсказку именно нам, современным читателям. Данные палеонтологии позволяют нам примерно представить себе историю жизни на земле. И мы знаем, что жизни на земле предшествовал очень долгий «водный» период жизни.

Отвлекусь ненадолго.

Зарождение жизни на Земле (в форме бактерий) датируют (хотя, конечно, и очень условно) временем 3,5 миллиарда лет назад. Этот период заканчивается «Кембрийским взрывом» (около 540 миллионов лет назад). Здесь проходит граница между геологическими слоями, в которых встречаются и в которых не встречаются окаменелые организмы. Но жизнь была только в океане. На суше она начинается с палеозоя (Ордовикский и Силурийский периоды – 490-417 миллионов лет назад) в виде лишайников. В Девонский период (417-354 миллиона лет назад) на сушу начинают выходить амфибии и ее первыми обитателями становятся насекомые. В Каменноугольный период (354-290 миллионов лет назад) амфибии дают начало рептилиям, а в Пермский период (290-248 миллионов лет) – конец палеозоя и Триасовый период (начало мезозоя, 248-206 миллионов) землю начинают заселять динозавры. Они хозяйничают на земле и в последующие периоды мезозоя – Юрский (206-144) и Меловый (144-65). В Юрский период появляются цветочные растения, в меловый – млекопитающие и птицы. 65 миллионов лет назад начинается Кайнозой – эра млекопитающихся. Его первый период Палеоцен (65-55) время расселеения млекопитающих. В следующие периоды Эоцена (55-34) и Олигоцена (34-24) этот процесс продолжается. Одновременно происходит и распространение злаков. В следующую эпоху миоцена (24-5 миллионов лет назад) на земле появляются быки, олени, лошади. Следующий период (Плиоцен, 5-2,6 миллиона лет назад) характреризуется нарастанием разнообразия климатических зон и соответственно новых видов животных. Появляются в конце этого времени и первые гоминиды (австралопитеки). Далее начинается наш (антропогенный, четвертичный) период истории. Здесь палеонтология начинает уступать место антропологии. 

Как можно было рассказать в нескольких словах всю эту (или похожую историю) совсем еще примитивным людям? Только так, как это сделано в первой главе Библии. В самом деле, сначала растения, потом морская жизнь, потом птицы, потом жизнь на суше, а потом человек.

 

24-25. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо.

 

Здесь интересен момент разделения зверей и скотов. В самом деле, изучение процесса появления домашних животных (доместикации) оставляет множество загадок. Попытки приручить волков и сделать из них собак не кончались успешно. Тут явно есть какая-то загадка. Доместикация присходила быстро и вопреки законам эволюции. Впрочем, и о происхождении диких видов мы знаем очень мало.

Однако все эти загадки бледнеют по сравнению с тайной появления человека.

 

26-28. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.  И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

 

Важнейшие слова главы. О чем они? Что именно сотворил Бог? Или точнее – что именно сотворили Боги? (Здесь не только существительное, но и глагол во множественном числе.) Как сотворили – это вопрос особый.

Сначала одно наблюдение из исторической антропологии. В медленных процессах натуральной истории было много резких переходов, когда жизнь либо прекращалась почти совсем – виды вымирали, либо, наоборот, эволюция ускорялась и число видов разительно увеличивалось за относительно короткое время. То же происходило и с человеком. Человекоподобные существа были на Земле с очень давних пор – миллион лет назад и более. А вот современный человек появился очень быстро (максимум за несколько тысячелетий, хотя вероятно гораздо быстрее), и появился он совсем непохожим на своих звероподобных пред... (чуть было не написал «предков», хотя нужно – «предшественников») не только психологически, но и генетически. Современный человек не был биологическим потомком неандертальцев. Но гораздо интереснее другое – появившись, современный человек сразу стал создавать произведения искусства, причем, как это ни странно может показаться, довольно-таки высокого искусства. Здесь не время описывать все чудеса самой ранней истории искусства – желающие имеют возможность познакомиться с ними сами, но необходимо сказать, что многие произведения художников, живших 40 000 лет назад, находятся на уровне современных студентов художественных училищ. Так что у креационистов в споре с эволюционистами есть весьма весомые аргументы.

В чем же состояло «по образу и подобию»? Прежде всего, в наделении человека «многоэтажной» душой, высшие этажи которой просто принадлежат к миру богов. Второе, подобно тому, как Боги оживляют собой вещественный мир, являясь в некотором смысле душой вещественного мира, также и человек оживляет и одушевляет свой собственный кусок вещественного мира – свое тело. Вот эти два атрибута и являются самыми главными в понимании природы человека – Божественная природа (а не только вещественная), то есть Богоподобие, и микрокосм – человек представляет собой мир в миниатюре и тем самым обретает возможность познавать мир через самопознание.

Другой смысловой пласт этих стихов переносит нас из области исторической антропологии в область метафизики: как и все в первой главе книги Бытия, стихи о создании человека многозначны. Этот смысловой пласт открывает для нас значение комментируемых стихов, в котором речь идет не о создании физического человека, а о создании человеческой души. Физическое тело («кожанные одежды») люди получат позднее – после изгнания из рая. Здесь же рассказывается о «пра-человеке» - психо-духовном существе,которому еще тольк предстоит стать человеком. Или, другими словами, - об идее человека, которой еще только предстоит воплотиться. В некотором смысле такое существо можно считать ангелоподобным или богоподобным.    

Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю – традиционный привычный, но весьма поверностный перевод оригинального וּמִלְא֥וּ  וּרְב֛וּ פְּר֥וּ (перу уреву умилу) – «будьте плодотврорными, умножайте [сделанное Нами], завершайте Землю (в смысле творение Земли)». Другими словами Боги посулают человека не размножаться биологически, а  для совсем иного дела – для завершения Божественной работы – для со-творения новой, Божественной Земли.

 

29-30. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; --вам [сие] будет в пищу;  а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

 

Если перевести эти стихи (וַיֹּ֣אמֶר אֱלֹהִ֗ים הִנֵּה֩ נָתַ֨תִּי לָכֶ֜ם אֶת־כָּל־עֵ֣שֶׂב ׀ זֹרֵ֣עַ זֶ֗רַע אֲשֶׁר֙ עַל־פְּנֵ֣י כָל־הָאָ֔רֶץ וְאֶת־כָּל־הָעֵ֛ץ אֲשֶׁר־בֹּ֥ו פְרִי־עֵ֖ץ זֹרֵ֣עַ זָ֑רַע לָכֶ֥ם יִֽהְיֶ֖ה לְאָכְלָֽה׃  וּֽלְכָל־חַיַּ֣ת הָ֠אָרֶץ וּלְכָל־עֹ֨וף הַשָּׁמַ֜יִם וּלְכֹ֣ל ׀ רֹומֵ֣שׂ עַל־הָאָ֗רֶץ אֲשֶׁר־בֹּו֙ נֶ֣פֶשׁ חַיָּ֔ה אֶת־כָּל־יֶ֥רֶק עֵ֖שֶׂב לְאָכְלָ֑ה וַֽיְהִי־כֵֽן׃) пословно – «сказал Бог: смотри, каждое растение с семенами и каждое дерево с плодами, в которых есть семена, дадут тебе пищу; а зверям, птицам и всему, что движется по земле, пищазеленые растения  ,  то смысл этих стихов в том, что пища человека отличается от пищи животных. Животные питаются любой зеленью, а человек – злаками и фруктовыми плодами. Другими словами, это наказ человеку заниматься земледелием. Это и был один из первых этапов совершенствования Земли.

 

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

 

Тут два вопроса: что значит «хорошо весьма» (ближе к оригиналу – «очень хорошо»)? И что это за повтор про утро и вечер?

«Хорошо весьма» это не похвала Богу, как это обычно воспринимается. Бог не нуждается в подобном одобрении. Это характеристика творения. Хорошо значит близко к Богу. Речь идет о том, что «яблоко упало недалеко от яблони» -  творение оказалось недалеко от Творца. И это самое главное в творении – Близость к Богу. Почему это главное? Потому что это позволяет нам вернуться к Творцу. Мы недалеко от Него. И значит, мы – хорошее творение.

День у евреев начинается с вечера (с первой звезды). Утро наступает в середине дня. Такой порядок: сначала ночь, потом день. От тьмы к свету. Это тоже символично по отношению к нашему пути к Богу: cначала удаление во тьму и только потом приближение к Свету. Но еще интереснее другое. «Часы шестиднева» - рефреном звучащее через всю главу  «и был вечер, и было утро»?тикают только тогда, когда Бог уже закончил свою работу. Другими словами, работа Богов происходит вне времени.

 

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 



Сайт управляется системой uCoz