Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

Александр Зеличенко

Миниатюры о религии и церкви

1.     Что такое «Бог по-научному»

Анатолий Анимица предложил мне написать заметку, в которой был бы ответ на его реплику «Бог по-научному - это разум, сознание, интеллект, совокупная воля людей, культура, традиции - все то, что делает человека и человеческое общество средоточием созидающего разума». С удовольствием откликаюсь на это предложение.

«Бог по-научному»... Знает ли наука что-то такое, что люди называют словом «Бог»? Присутствует ли Бог в привычной, атеистической картине мира? Вопрос кажется нелепым: конечно, в картине мира атеиста Бога нет. Но это не вполне так. В картине мира ученого или атеиста нет того фантастического существа, которое присутствует в картине мира наивного верующего, – очень могучего мужика, сидящего на облаке и занятого, в основном, тем, чтобы об этом верующем заботится: спасать, воспитывать, наказывать и пр. Такого мужика в картине мира ученого нет. Но в картине мира ученого есть Та Реальность, которая в картине мира наивного прихожанина превратилась в образ могучего мужика. Только в картине мира ученого Эта Реальность представлена совершенно по-другому. Как?

Прежде всего, нужно сказать, что Бог в картине мира ученого представлен в разных Своих «ипостасях», в виде разных «вещей картины мира» ученого.

Самая известная из этих ипостасей –  Идея Мира, то есть совокупность всех тех связей между вещами мира и свойств вещей мира, которая организует мир, превращая его в Систему мира. Все научные законы и закономерности – все это отражения в научном сознании частей Идеи Мира. И в этом смысле наука представляет собой отражение Бога в множестве мелких зеркал. Каждое из них отражает только очень маленький «кусочек Бога». Но все вместе, если человек способен посмотреть сразу в множество зеркал, дают нам некоторое представление о Боге. Конечно, очень неполное, но иногда более-менее целостное. А так как наше сознание, разум, интеллект – это есть не что иное как психические формы жизни Идеи Мира КАК ОНА ПРЕДСТАВЛЕНА НАМ, то можно согласиться с Анатолием, что все эти «психические вещи» являются «Богом по-научному» - таким, как Он представлен нам.

Ипостась вторая. То, что видится ПОЗНАЮЩЕМУ разуму Идеей Мира, при другом взгляде, взгляде механика оказывается совокупностью сил, которые движут миром или, используя модное слово, управляют миром. Когда идеи воплощаются они становятся силами. Это видно и в социальных процессах (как заметил классик марксизма), и в любых физических. Мир как система взаимосвязанных вещей при другом взгляде открывается нам как силовое поле. Это силовое поле и есть «Бог по-научному». И опять прав Анатолий – совокупная воля людей (как и индивидуальная воля каждого человека) – это кусочек Бога, «Бога по-научному». Каждая сила в мире такой кусочек: и сила натянутой резинки, и сила притягательности холодного пива в жаркий день, и совокупная сила армии на поле боя, и мириады других сил.

Ипостась третья. Воплощаясь, Идея Мира становится ВЕЩЬЮ – самим Миром. Бога можно видеть не только как Замысел (Идею) Мира и не только как воплощение Этого Замысла (становление Мира), но  и как замысел уже воплощенный - как сам Мир. И препарируя Мир – неважно, в лаборатории физиолога или в культурологическом эссе – ученые разных специальностей занимаются одним: анализируют Бога. И культура, и ее часть традиции – это как раз и есть такие уже ставшие, уже сделанные части Идеи Мира. И в этом смысле – части Бога. Так что Анатолий и здесь прав. Ведь для науки Бог и есть созидающий разум.

Ну, а как же с «антропоморфными» свойствами Бога, о которых говорят многие религии – с Любовью, Всемогуществом, Всезнанием или даже такими, как ревность или мстительность? Что это просто фантазии древнего мышления? Не только. Но разговор о них требует более глубокого понимания  устройства Мира.

2.     Бог и человек

В предыдущей заметке я писал о трех «ипостасях» Бога, в которых Он открывается современному ученому сознанию: Идея Мира, Душа Мира (система управления динамичным, живым Миром) и Вещь Мира (сгусток материй разной природы, оформленный в виде Мира). Но любые вопросы о Боге остаются праздными, пока человек не ставит перед собой единственно важный для себя вопрос о своем отношении к Богу.  А чтобы ответить (или хотя бы даже только правильно поставить этот вопрос), человеку необходимо знать не только (и даже не столько) Кто такой (или Что такое) Бог, сколько кто такой он  сам и какое место он сам занимает в мире.

В двух словах на этот вопрос отвечает Библия в первых же своих главах: человек – подобие Бога. Но такой ответ слишком общий и многозначный. В чем состоит подобие? Состоит же оно в том, что, как и у Бога, у человека тоже есть те же три «ипостаси» - идея, душа и тело.

Что такое тело, мы представляем себе более-менее ясно. Что такое душа? Это мы представляем меньше, но все-таки тоже представляем: душа -  «система управления» всей совокупностью физиологических и психических процессов, которую мы называем «жизнь». А вот в чем состоит идея человека, мы знаем меньше. Понять идею человека можно только понимая связи-отношения между человеком и другими вещами-существами мира, в частности, отношения человека с  другими людьми, с народами, с человечеством в целом, с планетой Земля, наконец, со Вселенной.

Эти связи определяются тем, что человек делает в мире свою часть мировой работы, сотрудничая при этом с другими существами и меняя при этом и мир, и самого себя. Мировая работа заключается в реализации Мировой Идеи – Ее воплощении (снисхождении Духа в материю) и осмыслении этого воплощения (восхождении воплощенного Духа). По мере духовной эволюции, идеи, которые реализует человек, становятся все больше и больше, а «система управления» реализатором этих идей – все сложнее (тоньше).

В этом и состоит задача человека – принять на себя реализацию самых больших из посильных для него идей. Что это за идеи? Человек получает реализуемые им идеи из разных источников, например, от других людей. Но самые большие свои идеи мы получаем Сверху (то есть, «от Бога») через канал, который мы называем словом «Совесть». Держать этот канал открытым необходимо, если мы хотим делать лучшее из того, на что способны.  Это одна сторона наших отношении с тем, что мы называем словом «Бог» - ловить «Волю Бога», Волю Бога в отношении нас самих, то, что Бог «хочет» именно от меня и именно в данную секунду.

Вторая же сторона нашей работы и наших отношений с Богом состоит в том, чтобы поставлять Нвверх («Богу») нашу лучшую продукцию, то есть как можно лучше реализовывать доставшиеся нам нам для реализации идеи и, в частности, производит лучшую для нас «психическую продукцию»: самые мудрые мысли и самые высокие чувства, из которых самое высокое чувство можно назвать «Любовью к Богу» (конечно, речь идет не о вымученной привязанности к фантастическому персонажу в картине мира большинства религиозных людей). 

3.     Кого заставили снять маски надевшие маски  Пуси Райт 

Нахальная выходка пяти девиц усилиями нашей общественности превращена в гражданский подвиг, отчаянно мужественный поступок настоящих героинь.  В чем подвиг? В том, что они, эти пять хрупких девочек сумели стащить маски ханжества и лицемерия  с миллионов людей, называющих себя христианами, но адовой злобой, кипящей в их душах, являющих собой живой поклеп на христианство. Их подвиг в том, что они сделали явным, то что скрывалось за елейными речами. Хор, начавшийся со сладострастного «Пороть!», продолжившийся молитвенным стоянием на Волхонке, сегодня звучит уже совсем иными, дикими в своей откровенности и откровенными в своей дикости голосами. Один из них, голос священника Александра Шумского http://gidepark.ru/community/12/content/1394250 поразил меня сегодня бессовестностью своей откровенности. Священник сравнивает процесс над Пуси Райт с делом Бейлиса!

Самое интересное, что до этого сравнения пока не додумался никто из защитников Пуси Райт. Хотя сравнение в самом деле напрашивается, но уж больно грязным было то дело, больно позорным для российской истории (хотя оправдательный приговор и сделал честь киевским мещанам и крестьянам, преобладавшим в той коллегии присяжных). Бросить современному российскому правосудию ТАКОЙ упрек не решился ни один из либералов. Но люди с прической «под Распутина» стыда не ымут и понять, какую страшную (хотя и заслуженную) хулу возводят они на суд и органы правопорядка, не могут. Автор твердо уверен, что как тогда неуспех дела Бейлиса предопределил русскую революцию, совершенную евреями, так и теперь «недожатие» Пуси Райт кончится таким же грустным образом.  Мы проиграли с Бейлисом – так отыграемся на Пусях. И все это откровенно и громко, без тени застенчивости. И это оказывается на Ленте Гайдпарка и бог знает на скольких «Лентах» еще. Полное самообнажение, духовный эксгибиционизм куда хлеще, чем знаменитый публичный половой акт в исполнении тех же Пусь несколько лет назад. Да уж куда им, этим воспитанным на культуре русской совестливости девочкам до таких высот бесстыдства!

Вот за это общество и должно быть им благодарно. Волки сняли овечьи шкуры. То, что вчера, прикрывалось религией, сегодня оказалось разнузданным человеконенавистничеством. Без всяких прикрас. Для этого стоило нарушить правила благоприличного поведения в церкви.

 

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 



Сайт управляется системой uCoz