Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 

Александр  Балтин

 

В  САДАХ  ЖИВОПИСИ и ДОМ  ДОСТОЕВСКОГО

 

В  САДАХ  ЖИВОПИСИ

 

1

 

Магическое  золото  скульптуры  прозревал  в  белеющих  снегом  глыбах  мяса – глыбах  мрамора. Маленький, некрасивый  тосканец  учился  в  боттеге  Гирландайо, потом  в  садах  Лоренцо  Великолепного; маленький, упорный, целый  день  готовый  работать – прозревал  он  мраморную  мощь, целостность  мистического  зерна, заложенного  в  каждой  мраморной  глыбе, чтобы  потом  одарить  нас  лесом  скульптур – блещущих  мистикой  сути, сокровенность  тайны  мирозданья  несущих  нам  в  образах, формах, фресках…

Недаром  помним  его  по  имени – Микеланджело…

 

2

 

Тишина  Богопознанья  за  твореньями  Леонардо; тишина  Тайной  Вечери; мистика  Джиоконды – этой  колоссальной  инфраиконы, лучащей  световую  силу. Колорит  и  светотень – как  грани – две  из  бессчётных – высшей  алхимии, что  через  души, одинокие  и  величественные, открывает  тайну  великой  трансформы: то, как  двигаться  выше  и  выше, не  сбиваясь  с  пути…

Дороги, исхоженные  Леонардо.

Золотые  монеты, полученные  им.

Леонардо, наблюдающий  пчёл – эти  золотые, летающие  цветы; Леонардо, конструирующий  новый  аппарат, чьё назначенье  пока  не  понятно.

Леонардо – сумма; не  сумма  даже – а  сумма  сумм; человеческая  мистерия, данная  в  одном  человеке…

 

3

 

Смысловые  поля  Эль  Греко…

Опустив  плотные, бархатные  шторы, художник  с  удлинённым, желчным  лицом  при  свете  свечей, днем  созидает  неистовые  полотна.

Было – тайны  критской  иконописи, когда  в  катакомбах, в  полутёмных  нишах  вспыхивали  глаза  святых; было - италийское  ученье, и  вот  теперь – древний  город  Толедо, кованый, мавританский…

Глаза  святых, запечатлённых  мистическим  греком  текут соком  веры, прожигают  неведомой  кислотой  души  глядящих  на  них…

Пейзажи  Толедо, зелень, идущая  лентами  лет, каменные  громады  церкви  и  зданий; нити  сияний, протянутые  от  картин  в  малопонятную  вечность…

 

4

 

Пляшущие  крестьяне  Брейгеля…

Ощущается  запах  пота – но  не  противный – цельный  запах  здоровых  тел, могучих  работников  поля. Крестьянский  праздник  сочен  и   красив, недаром  противни, на  которых  несут  пироги,  огромны; крестьянский  праздник  обильно  сдобрен  хмелем, и  пиво  янтарно  играет, маня  новопришедшего.

Ну, напрягись – и  ты  войдёшь  в  полотно, примешь  участие  в  пиршестве  и  танцах; или  увидишь  игры  детей, одетые  ореолом  радости, или…Достаточно  видеть  картины, и  сад  старого этого, яркого  мира  раскроется  тебе, не  утаив  ни  одного  нюанса.

 

5

 

В  прозрачном  шаре  две  длинные, бледно-розовые  фигуры; а  стог  огромен – как  целая  страна. Странник  никуда  не  приходит, а  дыры  на коленях  его  штанов  напоминают  лепестки  разбитого  фаянса. Сгущенье  адовых  бездн – гигантский  нож  рассекает  конструкцию  из  двух  огромных  ушей, а  хорёк  читает, водрузив  на  нос  бухгалтерские  очки.

Автопортрет  Босха. Тонкие  губы – не  губы, хирургический  надрез.

Лунное  животное.

Носитель  тайны, какую  не  расшифровать  никогда.

 

6

 

Что  нельзя  в  реальности – можно  на  бумаге.

Невозможность  отступления  увеличивает  безнадёжность.

Но  отступать  есть  куда – в  звёздные  миры  фантазий.

Долго  корпит  Пиранезе  над  новым  листом.

Медленно  возникают  колонны, увитые  мощью  бородатых  мхов, сложные, лабиринтоподобные  системы  переходов, лестницы  повисают  в  воздухе…

И  сам  наш  мир  повис  над  бездной – но  медлит  оная, медлит, пока  не  явилась  новая  гравюра, таинственная, как  сон, тихая, как  океан, бурная, как  туго  закрученный  смерч…

 

7

 

Сон  рождает  странные  созвездья – из  окуня  тигр, из  пасти  тигра – винтовка…Пчела  облетает  слегка  надломленный  гранат, а  пейзаж  складывается  в  лицо  Вольтера…Тонкие  ножки  слонов  удержат, собрав  мистическую  паучью  силу, вес  их  тел, и  мёртвые  выкругляются  из  земли, вновь  обретая  плоть…

Стоит  ли  расшифровывать  картины  Дали?

Или  просто  смотреть, смотреть  на  них, ища  соответствия  тонким  линиям  мысли, часто  скрученным  в  голове  так, что  и  не  разберёшь – реальность  это? Сон?

 

8

 

Сочность  земного  сока – плоды  тел, данные  Рубенсом. Избыточность  жизни, симфония  эс-образных  контуров; оживающая  плотность  мифов…

Сумеречный  Рембрандт, блики  на  меди, и  ночной  дозор  идёт, идёт, следуя  неукоснимым  правилам, и  нежная  Даная  принимает  в  себя  золотинки  дождя…

Жемчужный  свет  Вермеера – всегда  данный  в  одном  и  том  же  ракурсе; и  пейзажи  малых  голландцев – на  фарфоровом  ветру  так  здорово  кататься, ибо  лёд  каналов  надёжен, и  остро  блестят  отточенные  коньки…

Поутру  кошмары, которые  сгустил  Гойя  уйдут, но  останутся  листы, свидетельствующие: сон  разума  чреват…

Богатство  живописных  садов  обещает  умеющему  видеть  панорамы  чудес – превышающие  те, что  может  предложить  обыкновенная реальность…

 

9

 

Стихи  переходят  в  гравюры – гравюры, гранящие  реальность, меняющие  её; гравюры, чьи  смысловые  аккорды позволят  услышать  то, что  не  даст  никакая  речь…

Циркуль  и  облако, цветок  и  сон, математика  и  поэзия, тинктуры  алхимии  и  мечты  о  философском  камне – данности, соединённые  в  сумму гравировальным  мастерством  Блейка – одутловатого, нищего  Блейка, с  каждым  листом  празднующего  неуязвимую  победу  над  косной, косной  реальностью…

 

 

ДОМ  ДОСТОЕВСКОГО

 

Из  лабиринта  выход  к  свету –

Зачем  иначе  лабиринт?

Но  всяк  по-свойму  муку  эту –

И  невозможен  тут  репринт –

По-свойму  муку  жизни  терпит.

А  иногда  вкус  яркий, терпкий.

 

Жизнь – не еда, её  на  вкус

И  классик  пробовал  едва  ли.

Разнообразные  детали

Жизнь  составляют – это  плюс.

А  минус – важного  нельзя

Понять  сквоженье  корневое.

Навряд  ли  детство  золотое

Даст  Достоевского  стезя.

 

Сундук – тот, на  котором  спал,

И  домика  убогость – вот  он:

Давно  уже  музеем  стал

В  московскую  реальность  воткан.

 

Тома – продленье  жизни? Нет?

Ночной  порою  созидает

Писатель  мир, в котором  свет,

Потьма  которому  мешает.

Вериги  каторги  уже

Разбиты. Снег  белел  отменно.

А  с  детства  раны  на  душе,

И  с  ними  жить  довольно  скверно.

Жить? Да! Но  с  оными  писать

Куда  сподручней. Вынимает

Из  раны  образы  опять,

И  лабиринты  изучает.

 

А  в  Оптиной  я  помню  дом-

Музей, где  вызревал  неспешно

Роман, и  он – последний  том.

…старик-отец  себя  потешно

Ведёт, и  адово  притом…

 

Все  ль  ипостаси  наших  душ

Исследовал  пристрастно  классик?

Но  вывод – он  весьма  неясен.

Сквоженье  есть  ярчайших  дуг,

Шары  сияний, и  миров

Густые  янтари  над  нами.

Кто  оные  познать  готов

И  истину  поднять  на  знамя?

 

Алкая  истину, труды

Ты  сам  свои  отягощаешь.

Узнавший  голос  нищеты,

Душой  едва  ли  обнищаешь.

 

Табак  крошится; крошки, жаль

Всё  мимо  гильзы…Ночь  густеет.

Из  ночи  строить  вертикаль

В  поля  небесные  умеет

Душой  познавший  вертикаль

Кто  пишет, курит  и  болеет.

 

Кто  повествует  нам  о  нас

Так  много, что  не  ожидали –

Про стержни  смысла и  скрижали,

Шары  страстей, прозренья  шанс…

…про  то, как  может  смертный  час

Свет  новый  бросить  на детали…

Стигматы  состраданья  жгут

Ко  всем, когда  опять  читаешь

Того, чей  черезмерный  труд

Собором  света  почитаешь.

 

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите



Сайт управляется системой uCoz