Главная
"Россия в Мире"
"Русская правда", оглавление
"Партстройка"
Пишите

"Отче наш"

Молитесь же так: 
                 Отче наш, сущий на небесах! 
                                              да святится имя Твое; 
да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 
хлеб наш насущный дай нам на сей день; 
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. 
                                                       Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. 
                                                                                                      Аминь.
                                                                                                          (от Матфея 6: 9-13)

Знакомые с детства любому атеисту (не говоря уж о верующих) слова, тысячу раз слышанные, читанные и повторяемые. Правда, на русском языке реже, чем на церковнославянском, на котором еще сто лет назад "Отче наш" мог отбарабанить в России любой ребенок - с них начиналось обучение. В общем, что говорить - слова заученные. Но понимаем ли мы их смысл - глубочайший смысл этих пяти строк? Конечно, нет. Да, что там понимаем - мы о нем чаще всего и не задумываемся, не догадываемся, что у таких привычных и вроде бы понятных слов есть какой-то особый, глубокий смысл. Но он есть. И разбирать этот глубокий смысл нужно буквально "по слогам".

1. Отче. В этом обращении скрыт едва ли не главный смысл молитвы - выражение любви к Богу. Говоря "Отец", мы говорим "любимый", говорим Богу, как мы его любим. Молитва как выражение своей любви к Богу - этим молитва и важна.

2. наш. Это короткое слово так же очень важно. Оно указывает на то, что все мы - дети одного Отца, все мы - братья и относиться друг к другу должны с братской любовью. Мы должны любить друг друга. Поэтому осознанное, с пониманием произнесение слово "наш" наполняет нас любовью к людям так же, как осознанное, с пониманием произнесение слова "Отец" наполняет любовью к Богу. Уже произнося два первые слова молитвы, мы выполняем главные евангельские заповеди.

3. сущий на небесах! Слово "отец" не только выражает нашу любовь, но имеет и другую смысловую нагрузку. Мы дети не только своих родителей. У нас есть и третий (хотя, конечно, Он - Первый) Родитель - Божественное нашей души. То, что ведет нас по дорогам земной жизни в направлении к Небу. Мы приходим на Землю не "чистыми листами", на которых можно написать все что угодно, и которыми ветер судьбы может играть как угодно по своей прихоти. Мы приходим для того, чтобы сделать свое дело, а точнее - свою часть нашего общего Дела. И приходим мы не "неоткуда", чтобы, прожив жизнь, уйти в "никуда". Мы приходим с Неба, чтобы уйти на Небо. И наш Первый Отец - на Небе.

4. да святится имя Твое. Важнейшая часть молитвы, продолжающая (но еще не оканчивающая) линию, начатую обращением "Отче ". В этих словах мы снова выражаем свою любовь к Богу. Мы славим, прославляем Бога и этой "хвалой" говорим, как мы Его любим. Но это не просто слова - в них звучит наше намерение приложить все свои силы для того, чтобы имя Бога было святым. Так эти слова готовят следующие, в которых выражена главная цель нашего пребывания на Земле.

5. да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Царство Бога, живущее по-Божески, должно спуститься с Неба на землю, или, другими словами, воплотиться в плотном, "вещественном" ("земном") мире. В этом цель Истории. И наша общая задача, главная задача, и более того - единственная задача - делать на Земле Царство Бога, налаживать земную жизнь по-Божески, о-Божать Землю. Этим русские занимались всегда. Часто - только в мечтах о Божеской жизни. Но нередко - и в работе практической. Конечно, мы пока не умеем делать эту работу хорошо. Но мы научимся делать ее лучше - у нас просто нет иного выхода. А пока, молясь, мы снова и снова напоминаем себе об этой главной нашей на земле задаче.

6. хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. На первый взгляд, очень странные строки. Конечно, чаще всего мы их странности не замечаем. Но вдумайтесь - ведь в этих строках мы просим Бога сделать то-то и то-то по нашему желанию, как будто Бог нуждается в наших советах и подсказках, что Ему делать. В этом явная (хотя для многих пока еще тайная) абсурдность "просящих" молитв. Бог и без таких советчиков неплохо управляется с миром. Тем более, что там же - в 6-й главе евангелия от Матфея, непосредственно перед тем, как сообщить слова молитвы, Иисус говорит о бессмысленности просьб у Бога: "знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него".

Но тогда зачем эти "дай" и "прости", и "не введи", и "избавь"? Ключ к пониманию открывает параллель с ветхозаветным "око за око". Там, в моисеевых законах это требование для современного человека звучит как антигуманный призыв убивать обидчиков и едва ли не как прямое противоречие с новозаветным "подставь другую щеку". Но это только для нас. "Око за око" было не призывом к расправе, а ограничением беспредела, царившего среди людей, которым Моисей принес Закон. Если тебе выбили глаз, не выбивай обидчику оба, да в придачу не отрезай ему руки и не разоряй его дом.

Таким же ограничением являются и эти три строки молитвы. Слушатели проповеди Иисуса еще не были готовы отказаться от просьб к Богу. (И сегодня к этому готовы не многие.) И поэтому в молитве нам предписывается, если уж мы не можем, ничего не просить, то хотя бы не просить лишнего, ограничивать свои желания необходимым нам сегодня. Об этом первая просьба - о хлебе на сегодня.

Вторая просьба - не просто просьба о прощении грехов, как может показаться на первый взгляд. Что толку просить о прощении до полного покаяния? А полностью раскаивающемся грешнику грех прощается и без просьб. Но, так же, как первая просьба хлеба на сегодня, укорачивает нашу алчность, просьба о прощении укорачивает наше жестокосердие по отношению к нашим "должникам". В этой "просьбе" мы запрещаем себе жестокость по отношению к тем, кто оказался в зависимости от нас самих.

Третья просьба на первый взгляд так же бессмысленна. Пока мы наделены нижней, грешной природой - злобой, страхами, алчностью, властолюбием, тщеславием и т.д., мы обречены на то, чтобы все время "искушаться" - гнаться за химерами, не понимая их иллюзорности, и таким образом становиться жертвами лукавого. И сделать тут ничего нельзя. Но именно в понимании этой невозможности и напоминании (не Богу, конечно, Он в наших напоминаниях не нуждается - в напоминании себе) об этой невозможности и есть смысл третьей просьбы: мы как бы говорим себе, что нам необходимо избавление от искушений и постепенно начинаем понимать, что нам нужно сделать для этого - победить свою нижнюю, греховную природу. Вторая и третья просьба - просьбы к Богу избавить нас от грехов - на самом деле формируют, кристаллизуют наше понимании нашей работы по борьбе с грехами.

7. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. В этих словах соединяются две линии молитвы, уже начатые ранее: линия любви к Богу, выражающаяся в прославлении Бога, и линия нашей Работы по воплощению (строительству) Царства Божьего на Земле.

И, наконец, последнее слово молитвы:

8. Аминь. "Да будет так!". Это короткое слово как бы заостряет молитву, сводит все сказанное нами вместе, в одну точку - в наше стремление любить Бога, и не просто любить, а любить Его действенно, превращая Землю в Его Царство, а для этого, в первую очередь, превращая в Его Царство собственные души. Вот так, собранными таким образом все вместе наши чувства, стремления и намерения мы и "бросаем в Небо".

Главная
"Россия в Мире"
"Русская правда", оглавление
"Партстройка"
Пишите


Сайт управляется системой uCoz