Главная
"Россия в Мире"
"Русская правда", оглавление
"Партстройка"
Пишите

О национал-либерализме, о том, что роднит и что разъединяет либералов и националистов, и о пользе диалога между ними

Одно время мне казалось, что Лимонов со своим национал-большевизмом установил рекорд в соединении несоединимого. И в самом деле, что может быть более далекое от большевизма с неотъемлемым от него интернационализмом, чем национализм? Хотя это - только на первый взгляд. Стоило лимоновскому национализму немного проэволюционировать в сторону просто патриотизма, как пропасть стала закрываться: действительно, в отличие от национализма патриотизм большевизму вовсе не чужд. Но это видно сегодня. А когда Лимонов еще только патентовал свое изобретение, оставалось только руками разводить перед причудами его творческой фантазии.

Но все это было давно, и сегодня рекорд Лимонова в соревновании по изобретении политических парадоксов легко побит новыми творцами новых политических реалий. Сегодня у нас появился национал-либерализм.

Вообще-то альянс между ними намечается уже несколько лет. Сразу вспоминается интервью Березовского (а сегодня уже и Чубайса) Проханову. Впрочем, отыскивая истоки этого сближения, можно вспоминать и другое - метаморфозы, которые превратили в ярых националистов таких диссидентов брежневского времени, как Шафаревич или Зиновьев. Я уж не говорю о Солженицыне. Так что превращение либералов в националистов мы видели не так уж и редко. Но все эти тектонические мировоззренческие подвижки ограничивались отдельными людьми. А сегодня перед нами явление социо-культурное: национал-либерализм начинает оформляться как течение политической мысли, оповещая о своем рождении громкими манифестами, вроде опубликованного только что Белковским. Правда, попытки Белковского оседлать мощную энергию националистического движения, если чем и поражают, то разве что безрассудным авантюризмом. Но это не отменяет неприятного для многих либералов, но тем не менее несомненного факта определенного внутреннего родства между казалось бы обреченными на вечную вражду мировоззрениями.

Что это за родство? Оно проявляет себя двояко.

Во-первых - в общем критическом настрое по отношению к современным российским реалиям. Читая националистические манифесты, не перестаешь ловить себя на мысли, что они очень точно и хлестко бьют по уродствам сегодняшней российской жизни. Пожалуй, критика националистов даже полнее критики либералов. Националисты не бояться нападать на те два "завоевания" российской демократии, о которых либералы говорить "стесняются": о несправедливости (а в российских условиях это означает и нелегетимности) приватизации и сопутствующего ей имущественного расслоения и об уменьшении влияния России на геополитику и в значительной степени потере суверенитета.

Но критический настрой - только одна сторона родства либеральных и национально-мыслящих душ. Вторая - стремление улучшить жизнь, которое у националистов не слабее, чем у либералов.

Вот эти два чувства - "до чего же плохо все у нас" и "может быть лучше, а раз может, то мы должны это сделать" - и роднят искренних националистов и истинных либералов.

Расхождения же начинаются с ответов на два традиционных русских вопроса - "Кто виноват?" и "Что делать?", которые разводят две группы патриотов - патриотов-националистов и патриотов-либералов, одинаково горячо любящих Россию и одинаково искренне желающих ей (то есть нам всем) добра, в разные стороны, причем эти разные стороны оказываются не разными местами в общей упряжке, а разными углами ринга.

Уже слышу возмущенный голос разгневанного читателя: "Разве эти расхождения не решающие?! И что нам за дело, что они тоже хотят добра, когда их действия приносят одно зло!" (Замечу, что и гнев этот будет у обоих противников выражаться, если, конечно, принять "поправку на воспитание", в одних и тех же выражениях.)

Нет, не решающие. Они могли бы быть решающими, если бы одна сторона видела бы ситуацию правильно, а другая неправильно. Но в реальности оба противника видят ситуацию лишь "половинчато-правильно" - каждый свою половину правды, каждый - "со своей колокольни". И если наскоки националистов на "инородцев" и желание избавиться от этих врагов, конечно, абсурдно, то не менее абсурдны и попытки либералов скроить русскую жизнь по американской выкройке. И хотя на вопрос "Кто виноват?", националисты и либералы отвечают по-разному, и те и другие одинаково далеки от того, чтобы принять ответственность за наши беды на себя. И те, и другие винят кого угодно другого - только не себя.

Конечно, в среднем либералы культурней националистов, и поэтому среди них меньше одноклеточных поборников совсем простых решений, вроде "чемодан-вокзал-..." или "бей... - спасай...", но в предложении простых решений сложных задач либералы не так уж далеко ушли от своих оппонентов. Чего стоят постоянные ссылки на Запад, не допускающие даже тени мысли, что мы, может быть, другие, не такие, как они, и что поговорка "Что русскому здорово, то немцу смерть" может оказаться справедливой и в "вывернутой" форме: не все здоровое для "немцев" может быть полезно нам.

В общем, не надо тешить себя иллюзиями: диалог "либералы - националисты" не был бы разговором учителя с учеником. В значительной степени это был бы разговор на равных.

А разговор такой нужен. Ох, как нужен! Нужен потому, что только в нем - в дискуссии "Как нам жить дальше?" и либералы, и националисты могут приподняться над своими мифами и заметить то новое, что сегодня не видят ни те, ни другие.

Что это за новое? Например, что интуитивные представления о "хорошей жизни" у непримиримых противников мало отличаются друг от друга (а точнее, совсем не отличаются). Другими словами, все мы хотим одного и того же. Или - что субъект манящей нас всех хорошей жизни, "мы" - это общность, более широкая, чем та, какой ее мыслят националисты - несколько десятков миллионов "этнических русских", но все же гораздо более узкая, чем та, какой ее представляют либералы - "все люди", или "все цивилизованные люди", или "все белые люди".

Националистам предстоит понять, что огромное множество людей самого разного состава крови имеют точно такую же русскую душу и точно так же горячо любят Россию (хотя и не так громко кричат о своей любви), как и они. И значит, русский народ гораздо больше, чем они его себе представляют. Более того, они увидят, как на протяжении всей своей истории русский народ становился все больше и больше, втягивая в свою орбиту и целые этносы и отдельных людей самого разного происхождения. И процесс этот далек от завершения.

А либералы поймут, что психическая конституция (душа) русских отличается от психической конституции и западноевропейцев, и (тем более) американцев. Что у нас с европейцами и американцами разные исторические миссии, а потому и разные судьбы. И что, хотя, конечно, нам нужно не переставать учиться у "цивилизованного мира" всему тому, что они умеют, а мы - нет, но, обучаясь, мы не должны забывать о себе - о своей душе, о своей судьбе и о своей исторической миссии. Впрочем, конечно, этому открытию либералов должно предшествовать другое - открытие реальности таких эфемерностей, как "душа", "судьба" и "миссия" - в общем всего того, реальности чего сегодня многие либералы не видят не только по отношению к народам, но и по отношению к отдельным людям, и, самое забавное, по отношению к себе самим.

Главная
"Россия в Мире"
"Русская правда", оглавление
"Партстройка"
Пишите


Сайт управляется системой uCoz