Главная
"Россия в Мире"
"Русская правда", оглавление
"Партстройка"
Пишите

Об "общенациональной" идее "Патриотов России" - справедливости и счастье

На сайте этой партии я нашел следующий пассаж:

Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» продолжает закреплять за собой репутацию политической силы, опережающей всех... Партия сделала то, о чем долгое время говорила вся страна. «ПАТРИОТЫ РОССИИ» впервые сенсационно представили ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ: «Справедливость для всех, счастье для каждого». При этом партия показала не только название идеи, но и дала ее содержание, а также изложила программу действий по ее реализации.

Конечно, заявление не без бахвальства. Вскрыть содержание "общенациональной" идеи "патриотам" не удалось. И, тем более, они не смогли предложить реалистичную программу ее реализации. Но удивительно другое - удивительно то, что им, действительно, удалось довольно точно эту идею назвать.

Уроки философии в ВУЗах крепко вбили в наши высоколобые головы, что "бытие определяет сознание" и что идеи - это нечто вторичное по сравнению с "бытием". И мы так и остаемся при этих школярских убеждениях, и, хотя многие из нас догадываются, что не располагая привлекательными для избирателя идеями трудно рассчитывать на его поддержку, мы продолжаем пребывать в сладкой уверенности, что нужную идею-приманку можно просто придумать - нужно только хорошо потереть лоб. И нас бесполезно переубеждать в том, что идеи - это не "продукты высшей нервной деятельности", что идеи существуют "объективно" и как таковые становятся достоянием масс, - поиск русской идеи кажется нам конфуцианским поиском черной кошки там, где ее нет. Но в том-то все и дело, что наша "черная кошка" есть. Русская идея (как и американская, и европейская, и т.д.) существует вполне "объективно" и не просто существует, но мы все ее знаем (хотя и не умеем сформулировать). Так что речь идет не о том, чтобы придумать новый политический "бренд" и "с-брендить" электорат так, чтобы он за этим брендом последовал, а о том, чтобы осознать бессознательное знание нашей общей идеи, то есть облечь ее, эту идею в слова. Потому что без этого - без ясной формулировки "общенациональной", или лучше сказать - народной, идеи политическая партия лишена перспективы.

Что же это за идея? Математически точное ее выражение требует привлечения невыносимого для многих религиозного языка: это идея Царства Божьего на Земле. Я уже вижу косые ухмылки читателей-атеистов (мне и самому пришлось в своей жизни немало поухмыляться таким образом) и поэтому сразу же "перевожу" то же самое на светский язык: это идея хорошей, или даже лучше написать это слово с заглавной буквы - Хорошей, а иначе говоря - правильной (справедливой) и счастливой жизни. Почему это наша общая идея - объяснять нужно долго, и любителей развернутых обоснований я отсылаю к своей книге "Свет Жизни" (на Интернете значительную ее часть можно найти на сайте russkiysvet.narod.ru).

Именно эти слова - справедливость и счастье - и сумели расслышать в своих душах идеологи "Патриотов России". И честь им за это и хвала.

Но хотя "патриоты" и совершенно верно нащупали главный нерв нашего времени, раскрыть содержание русской идеи - что такое справедливость и что такое счастье - они смогли лишь очень поверхностно. Я не говорю о мелочах, вроде намерения "патриотов" восстанавливать справедливость, в то время как у нас никогда не было той справедливости, которую имело бы смысл восстанавливать, и речь должна идти не о восстановлении, а об установлении справедливости. Гораздо важнее другое - понимание, что это такое - справедливость? Здесь "патриоты", похоже не далеко ушли от шариковского "Взять все да и поделить!": лекарство от всех болезней они видят в национализации. (Как будто госуправляющие еще не доказали свою неэффективность.) Они не призывают, правда, к полному отказу от частной собственности, но видно, что частнособственническая стихия их пугает и они не видят способа "ввести ее в русло". Поэтому все их здравые предложения - о дифференцированном налоге, или о природной ренте, или об исправлении уродств приватизации - остаются лишь благими пожеланиями без механизма реализации. И это понятно: ведь новый общественный договор между бизнесом и обществом, который был бы выгоден не только бизнесу, но и обществу и который один только и мог бы разрешить скопившиеся противоречия, не может состояться, пока у общества нет механизма контроля за поведением бизнеса. Государство в современных формах таким механизмом быть не может в силу его малой зависимости от общества. А других приводных ремней, позволяющих поставить бизнес (и государство тоже) под контроль общества, у нас нет. Таким приводным ремнем могла бы быть общенародная партия, похожая на КПСС, но лишенная ее уродств, но такая партия не может появиться раньше, чем мы научимся разотождествляться со своим коммунистическим прошлым и спокойно извлекать из него не только негативные, но и позитивные уроки.

Так и получилось, что главный вопрос - а что же такое справедливость - остается у "патриотов" без ответа. Но еще хуже обстоит у них дело с пониманием своего второго ключевого слова - "счастья". Читаю:

Партия назвала следующие важнейшие составляющие счастья:
-- любовь,
-- благополучная семья,
-- возможность осуществления мечты,
-- здоровье и жизнь,
-- уверенность в собственном будущем, благополучии детей и внуков, процветании страны.

По словам Г.Ю. Семигина партия предлагает не ждать «счастливого завтра», а уже сегодня шаг за шагом продвигать страну к тому, чтобы каждый ее житель мог почувствовать себя счастливым. Для этого «ПАТРИОТЫ РОССИИ» предлагают формировать и развивать:
1) справедливое общество, уважающее достоинство и ценность личности,
2) развивать приоритет общечеловеческих и отечественных общенародных ценностей,
3) формировать достойный, отвечающий современным требованиям цивилизации уровень жизни,
4) сделать веру, духовность и мораль основой нашего сознания.

Не спешите смеяться: несмотря на забавные канцеляризмы, припоминаемые сегодня едва ли не с ностальгией по ушедшей юности, здесь многое верно. И под некоторыми положениями этой программы ("общество, уважающее достоинство и ценность личности", или "приоритет общечеловеческих ценностей") подпишется любой либерал-западник. Но конечно, такое обывательское понимание счастья не позволяет ввести это понятие в политический лексикон. Такое счастье не из программы политической партии, а из личной "программы жизни". Такого счастья добиваются в одиночку, а не в совместной общенародной работе.

"Так ведь я об этом и говорю" - уже слышу я оппонента-либерала - ""счастье" и "справедливость" не из политического лексикона. Иное дело "свобода" или "демократия"". Так ли это? Если мы пока мало понимаем природу счастья, справедливости и еще более общего понятия "Хорошая жизнь", это не значит, что мы не поймем этого никогда. Конечно, поймем. Как только перерастем наш подростковый "бунт против Бога", наш атеизм. Тогда-то мы и сможем увидеть в человеческой истории, частью которой является история России, поступательное движение человека растущего, человека, стремящегося в своем развитии уподобиться Богу. Увидеть это развитие нетрудно - в принципе, достаточно и знания школьного курса истории. Тем более, это нетрудно сделать нам, воспитанным на историческом материализме, где едва ли не впервые был замечен (хотя и недостаточно полно проинтерпретирован) этот восходящий процесс.

Отсюда и ход к пониманию того, что такое счастье (конечно, я имею в виду не переменчивое счастье - радость обладания, а неизменное счастье Бытия - жизни в Боге). Счастье - это не состояние удовлетворения тех или иных желаний и потребностей. Такая удовлетворенность быстро сменяется новыми желаниями, требующими своего удовлетворения и делающими, как в пушкинской "Сказке о рыбаке и золотой рыбке", еще недавно бывшего "счастливым" человека снова несчастным. Счастье - это другое. Счастье - это состояние Богоподобия. Сегодня мы переживаем это состояние очень редко. Но все же чаще, чем его переживали вчера наши предки. И что еще важнее - завтра наши потомки будут счастливыми чаще, чем мы сегодня. Вот стремление к такому счастью - счастью для всех и счастью как модусу жизни - и составляет существо нашей, "общенациональной", народной, русской идеи. В этом стремлении - скрытый движатель наших жизней. И убедиться в этом совсем нетрудно - можно заглянуть вглубь (только желательно - поглубже) собственной души, а можно всмотреться в жизнь души народной - русскую культуру.

Но какое отношение имеет все это к реальной политике? А такое. Конечно, серьезная политическая партия не может ставить своей целью строительство счастливого общества за обозримый период времени, подобно тому, как Хрущев когда-то собирался построить коммунизм за 20 лет. Но тем более серьезная партия не может игнорировать главную побудительную силу русских - людей русской культуры - стремление к счастью. Зачем предлагать мне свободу, которая оборачивается свободой воровать, врать и пошлить, или демократию, которая оборачивается властью духовных пигмеев? Ничего этого мне не нужно. Не нужна и бескрылая жизнь "процветающих" западных стран. Мне нужно совсем иное, и голосовать я буду только за тех, кто поймет это иное - поймет, что мне нужно, и сумеет объяснить мне это понятое им так, чтобы я почувствовал: да, он, действительно, понял меня, и он не врет - не зовет меня к несбыточной мечте.

Вот почему серьезные политические партии в России по примеру "Патриотов России" будут звать людей к обществу счастью. Но, конечно, у серьезной партии и понимание счастья должно быть серьезным: общество счастья - это не краткосрочная, а долгосрочная цель совместной работы многих поколений. Наградой же за участие в этой работе, окончательный результат которой нам увидеть не суждено, будет то, что ее участники уже сегодня все чаще и чаще будут чувствовать себя счастливыми.

Главная
"Россия в Мире"
"Русская правда", оглавление
"Партстройка"
Пишите


Сайт управляется системой uCoz