Главная
"Россия в Мире"
"Русская правда", оглавление
"Партстройка"
Пишите

Правда и кривда "анти-оккультизма" дьякона Андрея Кураева

Посещая время от времени форум Андрея Кураева и "беседуя" с его участниками (насколько можно назвать беседой разговор с людьми, не слышащими тебя), а затем и знакомясь с некоторыми трудами духовного наставника моих собеседников, я открыл для себя очень любопытное направление современной православной мысли, которое правильней всего было бы назвать "анти-оккультизмом". И сам Андрей Кураев, и многие из его последователей обратили острие своей критики против широкого пласта "современной" мысли, которое они называют то "оккультизмом", то "эзотерикой".

Я взял слово "современная" в кавычки потому, что, на самом деле, мысль эта не только не современная, но, пожалуй, и просто самая древняя из известной нам истории человеческой мысли. Но сегодня эта тысячелетиями остававшаяся тайной мысль становится все более и более популярной и, естественно, такая популяризация не проходит без профанации некогда сакрального знания.

Под критику анти-оккультистов попадают самые разные "эзотерики". Из того, что видел я, больше всего доставалось теософам и рериховцам. Но понятно, что и каббалисты, и масоны, розенкрейцеры, и суфии, и кришнаиты, и "кастанедцы", и... - а список здесь может быть очень долгим - все они так или иначе попадают под кураевские стрелы.

Читатель, наверное, уже подумал, что перед ним еще одна антиклерикальная статья с разоблачениями церковного невежества и мракобесия. Это вовсе не так. Я не собираюсь здесь заниматься защитой тех, на кого нападает Кураев. Меньше всего они нуждаются в защите. Наоборот, моя задача - прямо противоположная: я хочу защитить самого дьякона Андрея. Но что поделать - защищать мне придется его прежде всего от него же самого.

Что заставило меня взяться за эту работу? Прежде всего, тот позитив, который я увидел в кураевской деятельности. Но позитив этот настолько переплетен с негативом, что невооруженным глазом его уже трудно разглядеть. Невооруженным глазом статьи Кураева и его последователей кажутся просто воинственным невежеством, наскоками на то, что они просто не понимают. Но присматриваясь, видишь, что дело гораздо сложнее и что в своей воинственности они защищают то, что, и в самом деле, нуждается сегодня в нашей защите. Только щит, который они выставляют перед своими оппонентами, настолько хрупкий, что не выдерживает не то что удара, но и щелчка. А все дело в том, что кураевцы путают хотя иногда и похожие, но вовсе не одинаковые вещи.

Например, они путают сатанизм и бесовство. Сатанизм (поклонение сатане) в нашем мире явление довольно редкое. Пожалуй, кроме культа Шивы в Индии трудно назвать другое сколько-нибудь массовое проявление сатанизма. Само по себе это слово настолько негативно нагружено, что среди людей, воспитанных в культуре Библии, - христиан, мусульман, иудеев - оставляет возможность поклонения сатане только явным маргиналам, стремящимся "быть плохими". Поэтому кураевские обвинения "оккультистов" в сатанизме (а Кураев так и назвал свою книгу о теософии - "Сатанизм для интеллигенции"), мягко говоря, преувеличены, а говоря попросту - надуманы. Но зато не надуманны были бы другие обвинения - обвинения многих из тех, кто услышал что-то об "эзотерическом" знании, но не понял его, в бесовстве.

Мы редко поклоняемся главному бесу, но зато мы постоянно оказываемся во власти мелких бесов и преданно им служим. При этом мы почти никогда не отдаем себе отчета в происходящем. Мы просто не понимаем, что любая из наших "погонь" - за деньгами, за властью, за славой, и т.д. и т.п. - это работа на тех или иных мелких бесов. А из таких "погонь" состоит почти вся наша жизнь. Почему "почти"? Потому что есть в наших жизнях одна тропинка, которая выводит нас из мира бесов, выводит Наверх. Эта тропинка - религия. Все большие религии - индуизм, буддизм, ислам, христианство, иудаизм - ведут нас Наверх. И защищая религию от бесовства мы защищаем нашу "палочку-выручалочку". Такой защитой могла бы стать и деятельность Андрея Кураева. Если бы он точнее направлял свои стрелы - не против придуманного им врага - "оккультизма", в котором чего только нет, а против врага реального - присущего некоторым направлениям "оккультизма" отказа от религиозного движения Вверх в пользу кружения по миру бесов.

Но чтобы сделать это, необходимо понимать не только разницу между сатанизмом и бесовством, но и разницу между разными видами духовности, например, между "духовностью по-русски" и "духовностью по-американски", или точнее между духовностью и "спиритуальностью" (от англ. spirituality - духовщина). Для обеих "духовностей" характерен отказ от "материального" в пользу тонкого, что и заставляет мало искушенных искателей путать их. Но отличие между ними - в том, что если русская духовность влечет путника Вверх, к тем реалиям, которые тоньше обыденного мира жизни его души, то американская спиритуальность влечет вбок - в иные, неизвестные зоны тонкого мира, но зоны того же уровня тонкости, что и его обыденные состояния. Сегодня мы, в России (вслед за Европой) подвергаемся мощной атаке американской спиритуальности. Это видно во всех формах американской культурной экспансии. И защитная деятельность православных в этой ситуации могла бы только приветствоваться. Если бы они четко понимали за что и против чего они борются, а не тянули бы нас за руку во вчерашний (если не в позавчерашний) день истории.

Но не звать нас во вчера православные не могут. Мешает им непонимание (и боюсь - неспособность понять) разницы между разными христианствами. Дело в том, что понять суть того, что мы называем своей духовностью, православные христиане не могут, хотя они, конечно же, ее чувствуют. Но чувствовать - одно, а понять - совсем другое. Неизменность православия - один из постулатов православной веры. Мы верим так, как верили Отцы церкви и как они научили верить нас. С такими представлениями живет абсолютное большинство православных. Но если так, то нет нужды во внутренней (духовной) работе, нет нужды в стремлении к Горнему, нет нужды и в самосовершенствовании. Так православие становится религией внутреннего застоя, который парализует ту духовность, ту Богостремительность, которая и составляет душу православия. Отсюда и такие забавные парадоксы, когда люди церкви оказываются принципиально не способными видеть огромную разницу между собой и величайшими православными святыми (такими как Исаак Сирин или из более близких к нам Серафим Саровский). А не видя этой разницы, они, естественно, не понимают разницы и между разными "оккультистами" - великими Учителями и начинающими учениками.

Сегодня наша важнейшая задача - очистить наши личные души и нашу общую, народную душу от разного рода накипей, чтобы она засверкала своим истинным Светом. Участниками этой работы (и, может быть, едва ли не самыми сознательными участниками) становятся люди церкви. Но как и всем нам, хорошо делать это свое главное дело им мешает не декларируемая, конечно, но от того не менее сильная уверенность в своей собственной непогрешимости.

Главная
"Россия в Мире"
"Русская правда", оглавление
"Партстройка"
Пишите


Сайт управляется системой uCoz