Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

Катынь: платить или не платить?

Эта заметка навеяна статьей Бориса Соколова «Дума покаянная», появившейся в «Гранях». Позиция автора состоит в том, что мало каяться – надо платить. Именно этого добиваются и польские националисты. Именно этого опасаются и русские националисты, призывающие умереть, но ни в чем не каяться.

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе: обязательно ли покаяние в тех или иных деяниях предков означает выплату их потомками компенсаций потомкам пострадавших? Даже сама постановка этого вопроса кажется забавной, хотя его раз за разом ставят и ставят люди, претендующие на то, чтобы быть глашатаями справедливости. Ну, в самом деле, давайте подумаем, кто, какое племя в течение мировой умудрилось не насолить соседям так, что потомкам этих варваров не нужно было платить и платить? Какие компенсации, например, должна была бы выплачивать Англия своим бывшим колониям в Карибском море за то, что их предков вырывали из родной Африки и в плотно забитых трюмах везли через океан для работы рабами на плантациях? Или какие компенсации должна была бы заплатить Америка пострадавшим от ее действий жителям Кореи, Вьетнама, Афганистана или Ирака? Или...  Впрочем, Вы, наверное, уже догадались, что список здесь потенциально бесконечен и продолжили его за меня, каждый в соотвествии со своими пристрастиями.

Итак, вопрос – кто, кому и когда должен платить? И вместе с ним еще один вопрос, вопрос куда более важный: означает ли признание вины предков необходимости для потомков расплачиваться за нее?

Не думаю, что мы сможем придумать хороший ответ на первый вопрос. Ведь счеты между народами ведутся веками и список взаимных претензий необозрим. В случае с тем же «спором славян между собой» счет русских к полякам может быть  тоже бесконечным. И начинается он задолго до смуты начала 17-го века. Задолго до этого Польша стала форпостом католической Европы, направленным против России. А что творили поляки на Украине, когда Украина была частью Речи Посполитой? А три враждебных Польши, которые получала Россия у себя под боком в 20-м веке каждый раз, как она помогала устанавливать очередную польскую независимость... Долгим же мог бы быть этот счет...

А теперь подойдем к вопросу с другой стороны: а есть ли вообще смысл его вести? Едва ли... И вот почему. Ведь мы все и так сполна платим по таким счетам. Не понимаем этого, часто думаем, что платим несправедливо, но... платим. За участие в разграблении Польши в 39-м году («освобождение Западной Украины и Белоруссии») Россия (СССР) заплатила ростом украинского и белорусского (в гораздо меньшей степени, правда) национализма, который в конечном итоге привел к территориальным потерям России-СССР в 91-м году. А Польша за враждебность к Советской России поплатилась уничтожением государственности в 39-м году и десятилетиями ограниченного суверенитета.

Оплачены ли уже все счета? Не знаю. Нам этого знать не дано. Если сможем начать взаимоотношения на другом уровне – значит, оплачены. А нет – значит, еще кому-то придется платить... Но сами мы бухгалтеры плохие. Не подвести нам (во всяком случае, с нашим сегодняшним уровнем сознания) все балансы. Все нам хочется натянуть на себя побольше одеяла и все мы удивляемся, почему сосед не хочет спать раскрытым. Нет, не подвести нам справедливого итога. «Мне отмщение...» сказано отнюдь не про нас... МалЫ мы еще, чтобы судить. Годимся разве что на роль палки в руках у строгого учителя-судии.

Но означает ли эта наша неспособность видеть и, тем более, устанавливать справедливость то, что и каяться нам не надо? Конечно, нет. Покаяние нам жизненно необходимо. Но только настоящее, а не посыпание головы пеплом, расцарапывания собственной груди и выращивание у себя комплекса вины.  Не растить этот комплекс, а избавляться от него должно помогать настоящее покаяние. Покаяться, значит понять происходившее в нашей истории и дать этому происходившему оценку по совести. Это делать нам необходимо, чтобы не продолжать снова и снова наступать на все те же грабли, которые раз за разом почему-то так немилосердно бьют нас по лбу. В этом состоит функция покаяния. А не в том, чтобы нынешними действиями загладить действия прошедшие. Конечно, расстрел в Катыни был страшным злодеянием. Об этом нужно сказать открыто и громко. Но... Но нам не воскресить расстреляных. И даже над судьбами их потомков власти у нас нет – по счастью, эти судьбы в руках куда более мудрого Управителя. Нам здесь исправить ничего нельзя – это уже прошлое. А вот как выстраивать наше будущее – это вопрос, в самом деле, который решать нам.

Только решать этот вопрос нужно мудро, не впадая в какую бы то ни было экзальтацию. Впрочем, это уже иной вопрос...

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите



Сайт управляется системой uCoz