Главная
"Россия в Мире"
"Русская правда", оглавление
"Партстройка"
Пишите

О заявлении демократических политиков о российско-грузинской войне

Члены координационной группы по созыву общероссийского съезда демократических сил Н. Белых, Д. Билунов, И. Ермоленко, Г. Каспаров, О. Козловский, О. Курносова, В.. Милов, Б. Немцов, Л. Пономарев, М. Резник, А. Рыклин, И. Стариков и И. Яшин подписали следующее совместное заявление, которое я никак не могу оставить без комментария. Часть положений "Заявления" не может не вызывать солидарности, в то время как отдельные его положения, наоборот, не могут ее вызывать. Отделить одно от другого видится мне задачей, во-первых, неотложной, а во-вторых, необходимой для самих "демократических сил".

Итак. (Я выделил красным цветом те части, документа, с которыми можно солидаризоваться, и набрал свои комментарии более крупным шрифтом.)

О конфликте вокруг Южной Осетии 8-13 августа 2008 года

8-13 августа 2008 года на территории Южной Осетии и в различных районах Грузии произошел вооруженный конфликт, приведший к многочисленным жертвам среди югоосетинского и грузинского населений, в том числе гибели мирных жителей, а также российских солдат.

Мало для кого является секретом, что и руководство Грузии, и руководство России давно обменивались воинственной риторикой и практически готовились к войне. Об этом свидетельствует скорость развертывания боевых действий с обеих сторон и их масштаб. Конфликт стал следствием полного провала политики по урегулированию ситуации в Южной Осетии, проводившейся в рамках соглашений 1992 года.

Еще предстоит выяснение подробностей случившегося, которое затруднено потоками сознательной дезинформации с разных сторон. Одно можно сказать с уверенностью: от войны не выиграл никто. Точнее, все проиграли.

Здесь необходимо было бы добавить, что в выигрыше оказались силы, заинтересованные в дискредитации и изоляции России.

Проиграли грузинский, югоосетинский, российский народы, оказавшиеся втянутыми в абсолютно бессмысленный кровавый конфликт с человеческими жертвами и разрушениями.

Проиграло грузинское руководство, предпринявшее недопустимые действия по обстрелу районов проживания мирного населения с применением тяжелых вооружений в ходе штурма Цхинвали. Теперь ясно, чего стоят декларируемые намерения президента Саакашвили решать проблемы непризнанных территорий мирными средствами. Проиграли те силы на Западе, которые выступали за безоговорочную поддержку грузинского руководства в стремлении к силовому решению этих проблем.

Тяжелое поражение потерпели российские власти, допустившие неоправданно избыточное применение силы против суверенной Грузии, далеко выходящее за рамки миротворческого мандата. В результате авантюристического и не имевшего оправданных политических целей решения о проведении широкомасштабных российских бомбардировок Грузии вне непосредственной зоны конфликта, руководство России впервые с советских времен поставило страну на грань международной изоляции. Действия российского руководства не поддержали даже наши ближайшие союзники по СНГ. Само СНГ на грани развала.

Заявление о неоправданности бомбардировок грузинских военных объектов вовсе не кажется таким самоочевидным. Здесь работала логика войны. Этого недостаточно, чтобы оправдывать бомбардировки грузинских военных объектов, но вопрос о том, какой ответ России был бы "соразмерным", должен основываться на глубоком анализе военно-политической ситуации, а не на митинговых декларациях.

Многие страны официально заявляют о необходимости принятия различного рода санкций против России. Теперь очевидно ускорится процесс принятия Украины и Грузии в НАТО, Польша стремительно достигла договоренности с США о размещении у себя на территории элементов американской ПРО. Под угрозой членство России в «большой восьмерке» и продвигавшиеся Москвой важные международные инициативы – вступление в ВТО, проведение Олимпиады-2014 в Сочи.

Братский для России грузинский народ получил тяжелую моральную травму от российской интервенции на долгие годы. Восприятие России и русских простыми грузинами теперь может кардинально измениться в худшую сторону.

Репутации России как гаранта процесса мирного урегулирования в Южной Осетии и Абхазии, а также нейтральному статусу российских миротворческих сил нанесен непоправимый ущерб. Россия стала одной из сторон конфликта.

Под удар поставлена легитимность пребывания Черноморского флота на территории Украины, так как корабли флота были передислоцированы к берегам Грузии для участия в конфликте с нарушением условий пребывания флота на территории Украины, предусмотренных соглашением от 1997 года.

Решение о применении военной силы за пределами территории Российской Федерации было принято в отсутствии согласования его Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в нарушение подпункта «г» пункта 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации.

Бомбардировки грузинских городов и сел дали повод сравнивать действия нашей страны с нападением СССР на Польшу в 1939 г., Венгрию в 1956 г., Чехословакию в 1968 г., Афганистан в 1979 г. По всему миру идет активное и, к огромному сожалению, успешное формирование образа России-агрессора. Тем россиянам, которые сегодня поддались ура-патриотической пропаганде, стоит заглянуть в советские газеты, датированные 1979-м годом, чтобы убедиться в полном сходстве риторики, использованной для оправдания вторжения на чужую территорию тогда и сейчас.

При этом сохранение достигнутого хрупкого мира не гарантировано в связи с отказом сторон признать свои ошибки и воинственными заявлениями, раздающимися, в том числе и из Москвы.

В связи с конфликтом и сложившейся постконфликтной ситуацией мы, российские демократические политики, заявляем следующее.

1. Мы скорбим по жертвам вооруженного конфликта на Кавказе 8-13 августа 2008 года и призываем всех прямых и косвенных участников конфликта, ради уважения к памяти погибших и недопущения повторения кровопролития, к кардинальным переменам в отношении дальнейших путей политического урегулирования в этом регионе.

2. Мы приветствуем прекращение огня в зоне конфликта и требуем соблюдения Российской Федерацией и Грузией мирных договоренностей, достигнутых 12-13 августа 2008 г. в Москве и Тбилиси при посредничестве президента Франции Н. Саркози, а также принятия Российской Федерацией и Грузией официальных международных обязательств по неприменению силы в зоне конфликта.

3. Мы приветствуем эффективные миротворческие усилия со стороны Европейского Союза и руководства председательствующей в ЕС Франции, приведшие к скорому окончанию кровопролития. Мы также приветствуем новые посреднические инициативы Евросоюза по урегулированию конфликта и инициативы по направлению наблюдателей от Евросоюза в зону конфликта.

П. 3, а также п.6 вызывают серьезные вопросы, так как интернационализация - "европеизация" и "американизация" - конфликта де-факто открывают двери югославскому сценарию, который во всяком случае не отвечает российским интересам. Вопрос здесь чрезвычайно сложный, но в формулировках заявления его авторы (возможно, невольно) становятся в позицию "пятой колонны", защищающей геополитические интересы Запада на Кавказе. Интернационализация проблемы изначально была даже не главной, а единственной целью сценаристов нападения Грузии на Южную Осетию.

4. Требуем безоговорочно обеспечить необходимые условия для возврата осетинских и грузинских беженцев в районы постоянного проживания.

5. Случившееся – полный провал внешней политики России последних лет, проводившейся под руководством второго президента России Владимира Путина и основанной на возрождении агрессивной имперской стилистики, бряцании оружием, провокациях, готовности ввязываться в силовые действия ради геополитических игрищ, пренебрегая жизнями людей и репутацией страны. Личную ответственность за этот провал несет «архитектор» внешней политики России последних лет Владимир Путин.

Пункт 5 нуждается в элементарном дополнении, без которого заявление будет прямой фальсификацией. Правительство Ельцина несет ответственности за сепаратизм в Грузии, равно как и за всю кавказскую политику России никак не меньше, чем Путин. И об этом нужно сказать либо вообще не трогать эту тему.

6. Считаем целесообразным обсуждение вопроса о замене грузинских и российских миротворцев в зоне конфликта на международные миротворческие силы, представляющие нейтральные государства.

См. комментарий к п. 3.

7. Требуем начала прямых переговоров о статусе непризнанных территорий между официальными представителями Тбилиси, Сухуми и Цхинвали, с участием международных посредников.

8. Требуем от руководства Российской Федерации устранить все препятствия для такого рода переговоров и прекратить политику подстрекательства Абхазии и Южной Осетии к изоляционистским действиям.

Сказанное о пп. 3 и 6 в меньшей степени, но относится и к пп.7 и 8. Сейчас не время для таких переговоров. Нужно дать всей этой ситуации отстояться. Сегодня РФ не нужно подстрекать ЮО и Абхазию к сепаратизму. Это требование опоздало на добрых (хотя они и не были такими уж добрыми) 16 (если не 17) лет.

9. Призываем всех политиков, причастных к урегулированию конфликта, проявить впредь ответственное отношение к будущему урегулированию конфликтов на территории Грузии, избегать военных приготовлений и воинственной риторики.

10. Требуем провести расследование обстоятельств нарушения Конституции Российской Федерации российскими высшими должностными лицами, выразившегося в принятии решения о применении военной силы за пределами территории Российской Федерации без согласия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и принять соответствующие меры к виновным в нарушении Российской Конституции.

П.10 очень нехорош. Здесь много политиканства. Ясно, что СФ даст согласие на что угодно, а в данном случае нарушение закона диктовалось требованиями обстановки - действовать нужно было немедленно. Требовать судить нарушителей закона в данном случае - чистая формалистика. По такому принципу в России можно засудить кого угодно - от руководителей государства до бомжей.

Главная
"Россия в Мире"
"Русская правда", оглавление
"Партстройка"
Пишите


Сайт управляется системой uCoz