Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 

Александр  Балтин

 

ЦВЕТЕНИЕ  ТРЁХ  ВЕТВЕЙ

 

САМОЦВЕТЫ  ПРАВОСЛАВЬЯ

 

Самоцветы  православья!

Аметисты  ли  икон,

Золотые  славословья –

Сколько  восприемлет  Он?

 

Ладана  куренье, свечи

В  тень  вонзают  копьеца.

Просьбы, просьбы  человечьи –

Всё  о  том  же.

Без  конца.

 

Воды  мистики  мерцают.

Запечатан  ли  сосуд?

Сильно  нам  тела  мешают

Душами  раскрыться  тут.

 

Самоцветы  православья,

Их  глубок  духовный  тон.

Вера – наше  оправданье,

Непонятное  притом.

 

 

САМОЦВЕТЫ

 

Шлифуются  веками  самоцветы,

Словами  обработаны  они.

Слова  и  Слово.

Вечные  сюжеты,

Что  предлагают  нам  витые  дни.

 

Грань  Златоуста, грань  Иеронима –

Едина  христианства  сущность, но

Земное  слишком  твёрдо – как  же  мимо

Пройти? Зайдёшь  в  тупик, а  там  темно.

 

Покровы  всё  же  мнится  благодатные

Простёрты  над  Россией, хороши.

А  самоцветы  скрыты, что  понятно  и

Логично, коль  неразвитость  души

Людей  сегодняшних – как  аксиома.

Шлифуются  веками  самоцветы.

Даёт  надежду  это,

Что  завершится – длится  долго – кома

Духовная  триумфом  света.

 

 

ТУРИНСКАЯ  ПЛАЩАНИЦА

 

Туринской  плащаницы  тайна

Разгадана  не  будет, нет.

Анализ  утверждает – так-то,

А  вера – ерунда – в  ответ.

 

Коль  вера  есть, то  подтвержденья

Материального  не  на…

Томит  змеиное  сомненье –

Моя  ли  в  том, спрошу, вина?

 

Спрошу, да  только  нет  ответа.

Туринской  плащаницы  знак…

А  что  не  расшифрован – это

Свидетельствует – мы  никак

 

За  все  века  открытий  к  небу

И  не  приблизились  на  чуть.

Притом  к  себе  претензий  нету,

Хотя  свою  не  знаем  суть –

 

Суть  человека  человеку

До  чёрной  бездны  не  ясна.

Но  вижу  световую  ветку,

Она  протянута, она

 

Даёт  надежду. Плащаница

Всего  предмет, а  дух  важней.

Туристов  сытенькие  лица,

И  души – сгустками  страстей.

 

   

ПИЗАНСКАЯ  БАШНЯ

 

Легенда  башни  может  быть

Серьёзней  башни? Я  не  знаю.

Архитектуру  понимаю

Как  данность, без  какой  не  жить.

 

Наклон – как  приближенье  ко

Земле. У  башни  есть  ли  корни?

Ну  а  представить, чтобы  конный

Проехал  мимо  не  легко.

 

Ажурна  башня, и  сквозят,

Белея, нежные  колонны.

Не  знаю – грают  ли  вороны

Поутру  в  Пизе? Иль  молчат…

 

Туристов  сытые  стада

Однообразные  по  сути.

Пред  суммой  камер  не  спасует

Такая  башня  никогда.

 

Не  упадёт, нет-нет, она,

Наклон  храня, как  ветку  веры.

Останется  в  пределах  меры

Всегда, такая  ведь – одна.

 

 

ФИЛИОКВЕ

 

Снег  синеватый, гладкий,

Горят  медово  фонари.

Не  говорю, что  всё  в  порядке,

Что  плохо  всё – не  говори.

 

О  филиокве  размышляю.

И  логики  земной  плоды –

Сочны  ли? Нет? – я  собираю.

А  может  быть – плоды  тщеты.

 

Логично – Сын  с  Отцом  едины,

Так  почему  ж  от  Сына  не

Исходит  Дух  Святой?

 Картины

Раздора, страшные  вполне.

 

Соборы  древние  представишь –

Людей, что  слезли  со  столпов

И  патриархов: тех, что: давишь –

Так  существуешь.

Масса  слов.

 

Вполне  логично  добавленье.

Звук  филиокве  золотой.

Снег  белый, фонарей  лученье,

И  зимний  столь  глубок  покой.

 

 

МАРТИН  ЛЮТЕР

 

К  запруде  в  половодье  подступив,

Река  ломает  крепкую  плотину –

Так  Лютер, сложный  опыт  накопив

Словами  бьёт  и  скверну  и  гордыню.

 

Слова  его  тверды – что  камень  твёрд

Все  знают, ну  а  тут  слова  такие.

Их  сумма  смысловой  аккорд.

 Аккорд,

Что  смыслы  обещает  золотые.

 

О, Лютер  жизни  изучил  хребет.

Он  грамоту  прибил  к  дверям  собора

Противу  индульгенций – ибо  свет

Его  вёл  выше…не  хватает  взора.

 

Завет  переводил, всю  мощь  его

Пристрастно  сердцем  сердца  постигая.

А  в  сердце  сердца  что  важней  всего

Заключено – любовь: и  золотая.

 

Над  городом, где  башни  велики

Простёрта  ночь  своим  текучим  телом.

В  углах  повсюду тощие  грехи,

Что  уязвляют  человека  делом.

 

Не  спит, не  спит  вершащий  перевод –

Как  Даниил  меж  львами – меж  грехами.

Корона  света – это  небосвод,

Поддержан  Библией, её  стихами.

 

Но  проповеди – олово  кипит,

Не  выжгли, жалко, гнева  и  гордыни.

Но  после  Лютера  иначе  мир  глядит

На  сочетание  небесных  линий.

 

 

  О  ЦИОЛКОВСКОМ

 

    1

 

У  реки  пейзажи  таковы,

Что  яснее  грандиозность  неба.

Неба – как  мечта, какую  вы

Коль  живёте  только  ради  хлеба

В  душах  не  находите  своих.

И  на  облака  глядит  учёный,

Постигая  своеродный  стих,

В  капсуль  смысла  прочно  заключённый.

И  тогда  он  видит  надпись – Рай,

Только  это  надпись  на  английском.

Он  её  постичь  стремится  с  риском

Быть  осмеянным – сказать  ли: привыкай?

Но  давно  к  насмешкам  он  привык,

Ибо  выучил  метафизический  язык.

 

 

    2

 

Двор  не  столь  обширный, и  забор

Деревянный, и  мыслитель  снова

Нечто  ладит, прикрывая  взор

Внутренний  за  счёт  земного  слова:

Слова-дела. Нужен  аппарат,

Вот  он  под  руками  возникает.

А  потом  открыт  небесный  сад –

За-небесный, но  и  так  бывает.

 

  

   3

 

Замкнутость  эта  его

Следствие  внутренней  жизни,

Слишком  насыщенной  жизни.

Не  объяснить  ничего –

Им – пироги  и  вино

Это  их  жизни  основа.

Нет, он  не  сноб. Но  вино

Не  принимает. Основа

Жизни  его – это  дух.

 

 

    4

 

Каким  быть  должен  аппарат,

Что  унесёт  нас  на  планеты?

И  звёзды – высоко  висят,

И  плаванье  возможно  ль  это?

Рассчитывает  аппарат,

Играя  с  данность, и  время

Чуть  обгоняет.

Люди  спят,

А  после  им – чай  и  варенье.

 

  

   5

 

Одно  в  другое  входит  мощно –

Полёты  в  космос – как  душа,

Что  алчет  высшего, что  прочно,

Тем  возрастает  не  спеша.

 

Поездка  на  велосипеде

И  символ  скорости – с  какой

Мелькает  детство, и  соседи

Взывают  к  взрослому – Постой.

 

Жизнь  матерьяльным – и  мерцанье

Небес, как  зеркало  пути –

В  нём  отразятся  расстоянья,

Какие  нам  ещё  пройти…

 

 

ЧАСОВНЯ  НА  ВДНХ

 

   1

 

Напротив  яблочного  сада

В  сирени  белая  часовня.

Она  возникла – так  и  надо –

Столь  гармонично, безусловно.

 

Когда  сирень  цветёт – волшебной

Вообще  её  я  представляю.

Идя  в  неё  с  тоской  душевной,

Тоску  такую  я  теряю.

 

О  чём  прошу  у  Спаса? Просто

Я  Отче  Наш  стою, читаю.

И  умилённо, но  и  остро

Лучи  небес  воспринимаю.

 

 

   2

 

Зимой  белеют  синие  снега,

Скрипят  сметанные  дороги.

И  мне  часовня  очень  дорога.

Так  линии  её  просты  и  строги.

Так  бел  её  кристалл – в  пандан  снегам,

Что  чище  сердцем  становлюсь  я  сам.

 

 

   3

 

Во  имя  Василья  Великого,

Которого  я  не  читал…

Вот  лавка, торгуют  книгами,

Свечами, их  много  не  брал.

 

Брал  три: Богоматери  ставил,

Христу  и  в  канун – всё  же  я

Не  знаю  церковных  правил,

Но  длится  судьба  моя.

 

И  вот  копьеца  взлетают

Огня. Ни  о  чём  не  молю.

 

Свеча  постепенно  тает.

Я  верю – Христа  я  люблю.

 

 

    4

 

Убранство  аскетично  строго,

И  белизна  так  дорога –

Такой  должна  бы  быть  дорога

Туда, где  сгинет  власть  врага.

 

 

    5

 

Иконы  строгого  письма,

И  лёгок  огонёк  свечи.

Бела  часовня, как зима,

И  от  неё  идут  лучи:

 

Не  вижу: ощущаю  я.

Пространство, данное  внутри,

Как  расширенье  бытия

За  счёт  неведомой  зари:

 

Метафизической  зари,

Что  ощущается  в  душе.

А  лучше  не  молись. Замри.

Молчу. И  замер  я  уже.

 

 

   6

 

Шёл  молиться. Снег  белел  неровно,

Кое-где  асфальт  чернел…мерцал…

Шёл  молиться  в  белую  часовню,

Изменений  никаких не  ждал.

 

Подошёл – закрыта. Постоял  я,

Что-то  бормоча.

Из-за  ларька

Женщина  идёт  довольно  вяло.

Шёл, я  кажется, издалека.

 

Да, ларёк – иконы, свечи, книги.

От  часовни  ключ, наверно, в  нём.

Но  замок  сломался – не  великий

Мастер  по  замкам  я, но  объём

 

Сил  какой-то  есть – рванул  сильнее.

Дверь  открыл, и  скоро  впущен  в  храм.

Есть  ли  знак  в  событии?

Белее

Снег  окрест, чем  представлял  я  сам.

 

Я  стою  и  Отче  Наш  читаю,

Изо  рта  клоками  белый  пар.

Каждым  днём  реальность  постигая,

Выстою, коль  раньше  не  пропал.

 

 

    7

 

Будто  тело  её – от  облачной, высокой, спокойной  плоти, или  от  цветенья  сирени, или  от  белизны  снегов.

Или – сумма  сумм?

Архитектурная  строгость  настраивает  на  строгость  мысли.

Золото  огня, тонкое  копьецо  свечи – против  золота  украшения – или  в  подмогу  ему?

Во  имя  Василия  Великого  наименована – древний  ратник  духа, великий  учитель; мускулы  мысли  поддерживают  мускулы  веры.

Ни  о  чём  не  надо  просить – небо  так  высоко  над  нами.

Часовня  отправляет  мысль  в  метафизический  полёт, и  я  чувствую  прикосновенье  к  небу…

 

 

РУССКИЙ  СИМВОЛИЗМ

 

   1

 

Под  закатом  подразумевать

Смерть, чьи  фиолетовы  каменья.

 

Символов  цепочки  составлять,

Неверны – так  разлетятся  звенья.

Дымкою, мол, жизнь  окружена,

И  в  значенье  первом  непонятна –

Тяжела, загадочна  она.

 

Что  мы  видим? Шаровые пятна…

 

 

   2

 

Снежная  мистика  Блока.

…красное  домино.

Будущее  жестоко –

В  чёрных  тонах  дано.

 

И  погонит  пастырь  недобрый

Народы  к  провалу  тьмы.

И  реестрик  убитых  подробный

Позабудем  так  скоро  мы.

 

Блоку  холодно, неуютно,

И  душа  его  затемнена.

 

Но  в  грядущее, неподсудна,

Та  поэзия  включена.

 

 

    3

 

Ритмы  Петербурга…

Рваный, тёмный

Теснотой  трактирной  дан  язык,

Иль  капризами  персоны  вздорной:

Аблеухов…суховат  старик.

Ритмы  новые, синкопы  страха.

Что  же  будет? Красное  страшит.

 

Ах, куда  бы  лучше  фуга  Баха,

Но  нигде  она-то  не  звучит.

 

 

   4

 

Тяжеловат  узорчатый  Иванов –

Всё  знает, это  тоже  тяжело.

Рим  состоял  из  войн, событий, планов,

Из  просто  жизни, это  всё  прошло.

И  вот, в  себе  запутанный  Иванов

Не  черезмерно  ль  символов  давал?

А  в  Риме  он  под  тишиной  платанов

Уютно, полагаю, отдыхал.

 

 

    5

 

Внешне  прост  Сологуб,

Внутренне  стих  напряжён.

Стих  не  бывает  груб –

Сух, сделан  тщательно  он.

Но  сквозит, чернея, потьма

За  тою, за  этой  строкой.

Будто  смерть  поглядела  сама –

Мол, жизнь  вам, люди, на  кой?

 

 

   6 БАЛЬМОНТ

 

Привставал  на  цыпочки  и  пел –

Декламировал  стихи  распевно,

И  от  звука  дополнительно  хмелел,

Хоть  вино  и  так  переполняло  вены.

 

Перевёл  всего  на  сто  томов,

Нищенствовал  в  пестроте  Парижа.

Для  заложника  высоких  слов

Небо  ближе, чем  реальность, много  ближе.

 

 

ПЁСТРАЯ  ПЛАЗМА  ЛЕСКОВА

 

     1

 

Из  яшмы  что  ль  слова? иное

Вдруг  изумрудом  заблестит.

Разнообразье  цветовое

Словесное  слегка  смутит –

Тут  малахит  играет, рядом

Сверкает  слово-лазурит.

Левша  глядит  пристрастным  взглядом

На  блошку, золото  блестит.

Всё  очень  русское, густое,

И  невозможное  почти.

Труды  изографов  покоя

Сулят  волшебные  лучи.

 

 

    2

 

Чем  очарован  странник? Этим

Пейзажем  и  ещё  вон  тем.

Порой, что  очевидно  детям

Неясно  взрослым. Да. Совсем.

Овцебыка  понять  попробуй,

По  жизни  сколько  раз таких

Встречал – не  зря  ж  сносили  обувь

На  разных  тропах  шаровых.

Суммарно  типажи  на  город

Потянут, или  на  страну.

Как  утолить  духовный  голод?

Лишь  осознав  свою  вину.

 

 

    3

 

Идут  изографы, изографы  идут

Туда, куда  ведёт  их  труд.

Им  тайны  света-ремесла –

А  этим  тайнам  несть  числа –

Доподлинно  известны. Так.

Нам  дорасти  б  до  этих  тайн.

 

 

    4

 

В  трактире  чай  карминно-красный,

Великолепны  калачи.

Купец – лицом  покуда  ясный –

Шестой  уж  ест – прям  из  печи.

Органчик  славно  заиграет.

Провинциальное  влечёт.

Вон  дьяк  с  собачкою  играет,

А  после  горько-горько  пьёт.

Так  есть  гармония  иль  нету

В  обычной  жизни? Тишине?

А  что  стремиться  надо  к  свету

Давным-давно  понятно  мне.

 

 

    5

 

Неуверенное  многоточье…

Леди  Макбет – сколь  она  страшна,

Сколь  её  душа  подвластна  ночи?

Мир  Лескова  сколь  ведёт  луна?

Или  всё  же  солнце?

Мир  Лескова –

Пестрота, и  плазмы  густота.

Ежели  основа  жизни  слово,

То  непобедима  высота.

 

 

МЕТАФИЗИКА  ЗОЩЕНКО

 

   1

 

Катастрофа  начинается

С  языка – во  все  концы

Если  оный  расползается,

Не  спасут  и  мудрецы.

 

Вот  язык – язык  убожества,

Смех  над  ним  лишь  исцелит.

Что  же…всякое  ничтожество

И  живёт, и  говорит.

 

Только  ежели  всё  множество

Нации  заговорит  вот  так

 

Победившее  ничтожество

Установит  вечный  мрак.

 

 

    2

 

Вылезло  мурло – и  ну  давай

Всем  распоряжаться, устанавливать

Так, как  представляет  рай. И  край

Обозначен. А  мурло  командовать

 

Продолжает…что  тут  говорить?

Спрятаться  от  лезущего  теста?

Мудрецу  всегда  сложнее  жить,

А  мурло  извечно  безответственно.

 

 

   3

 

Интеллигентный  поднос, - так  говорит

Быдло, болван, определяя  вещь.

Человек  без  развития, без книг  зловещ,

Наглость  возводится  в  культ, душа  не  болит.

Тело – а  не  человек, и  тело  берёт

Верх…и  что  же  интеллигенцию  ждёт?

 

 

ФИЛОСОФ  ФЁДОРОВ

 

   1

 

Из  еды – всё  больше  хлеб,

А  постель  сундук  заменит.

Суетливый  мир  нелеп,

И  философ  смерть  отменит.

 

Да, он  знает, как её

Победить. Никто  не  верит.

Рано  для  идей  ещё –

Век  далёкий  их  оценит.

 

 

    2

 

Силовое  напряженье  мысли

Результат, что  неожидан  даст.

Византии  мерно  дрябли  мышцы,

О  России  шаровой  рассказ.

Возрождение  пойдёт  отсюда,

Пусть  непредставимое  пока.

Ибо  только  мы  и  верим  в  чудо

Прочим  непонятного  стиха.

 

 

   3

 

Абсурд  теории  порой

Вдруг  практикою  подтвердится.

Но  ведь  от  смерти  шаровой

Никто  не  может  защититься.

Не  надо – пусть  в  тебя  войдёт,

Коль  дальше  возрожденье  ждёт.

 

 

    4

 

Рукописи, книги  и  бумаги –

Бесконечен, мнится, каталог.

А  аскеза  требует  отваги,

Чистоты  и  жертвенности – Бог.

 

 

    5

 

Победа – заблужденье  многих.

Патрофикации  плоды

То  для людей, а  для  двуногих

Лишь  наволока  суеты.

 

 

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

 

    1

 

За  чаем  разговоры  о  народе.

Закат  веранду  красит  в  рыжий  цвет.

На  даче  летом, чудно  на  природе

Вопросы  ставить… а ответов   нет.

Да, о  народе, о  его  страданьях –

Народ  же этот – чёрный, рудный  пласт.

Грядущее  неведомо  заранее:

Такого  знанья  людям  Бог  не  даст.

Условно  к  православью  отношенье.

А  были  те – кто  прямо  шёл  в  народ,

Спускался  вниз, и  нижним  нёс  ученье,

Мед. помощь  нёс. Кто  их  теперь  поймёт?

И  вот  опять  за  чаем  о  народе,

Иль  обсуждать  во  МХАТе – что  и  как

Поставили, и  снова  о  свободе.

И  рассужденьям  всем  цена – пятак.

 

 

    2

 

Хорошо  ль  свою  принадлежность  к  классу  осознавать?

Не  страшно  ли  классом (динозаврами) вымирать?

 

 

    3

 

Советская  интеллигенция – гнутая, всеми  давимая…

Через  «ц» - совецкая – лучше  получится –

Косной  массою, большинством  нелюбимая,

Интеллигенции  не  живёт, а  мучится.

В  очереди  обруган, зарывается  в  книжку  философ

Доморощенный, веры  в  душе – нет  и  на  грош.

И  бьётся – рыбёшкою  на  крючке – над  решеньем  вопросов.

Себя  не  любит, но  порою  уверен – хорош.

Нити  света  своеобразного  всё  же  хранила  она -

Интеллигенция - во  многом  грешна.

 

 

    4

 

Нет  её  теперь? Наверно, нет.

Интеллектуалы  есть, конечно.

Но  утрачен  своеродный  свет

Уповать  на  то, что  слово  вечно.

 

 

    5

 

Книги  собирали, служили  в  НИИ,

Как  умели  жизни  устраивали  свои.

Лазейки  искали  от  обязательных  дел,

Голосовали, каждый  жил, как  умел.

Хранили  иль  нет  световой  завет?

Чёткого  ответа  нет. И  нет

 

Этого  типа  людей  теперь.

Как  и  что  было, поди, проверь.

 

Или  бездну  людскую  промерь.

 

 

ВЕКТОР  Г. СКОВОРОДЫ

 

    1

 

Он  шёл  и  шёл. И  в  этом  суть.

Он  шёл, презрев  земные  цели.

Не  каждый  день  ел  хлеб  и  суп,

Однако, счастлив  был  на  деле.

Да  счастлив, ибо  соотнесть

Себя  мог  с  сердцем  мирозданья.

И  каждый  день  был  словно  весть –

Склоняла  иногда  к  молчанью…

 

 

    2

 

Сады  и  барские  усадьбы,

И  вишни  здорово  цветут.

Попойки  тут, в  усадьбе, свадьбы,

Порою  похороны  тут.

Он  останавливался  где-то,

И  детям  он  преподавал.

И  нёс  в  себе  частичку  света,

Другим  охотно  отдавал.

Не  умер, а ушёл  он  просто,

По  облакам  теперь  идёт.

И  видит  тот  волшебный  остров,

Который  столь  немногих  ждёт.

 

 

    3

 

Музыка, философия,

И  стихи.

И  духовного  вижу  колосса  я,

Чьи  возможности  велики.

 

 

    4

 

Богатые  особняки,

Сады  в  цветенье  изобильном –

Даны  узлами  той  сети,

Что  ловит  всех – её  легки

Движенья. Многие  бессильны

Противу  них. А  ты  иди…

 

Иди, храня  свой  скорбный  ум,

И  пестуя, сколь  можешь, душу.

Темна, но  велика  Псалтырь.

Пусть  в  городах  лютует  шум,

Пусть  некто  соблазняет  дуру,

Пусть  денежная  манит  ширь.

 

Есть  узкий  путь, он  серебром

Мерцает – неземного  свойства.

Сурки  играют  и  свистят.

Жить  жаждой  неба  и  добром –

Незримое  другим  геройство.

Сады  даруют  аромат.

 

Есть  вирши, музыка, ещё

Есть  размышления  о  жизни,

И  подоплёке  естества.

Любите  жизнь, саму  её!

Богатства  обольщенья  лживы,

Пусть  деньги – область  торжества.

 

Вообще  имущество  вельми

Опасно. Пышное  именье.

И  недоросли  любят  лень.

И  снова  хлопает  дверьми

Хозяин  умного  стремленья

Туда, где  свет  прогонит  тень.

 

И  снова  пыль  и  соль  дорог,

И  тракты, чёрные  от  солнца.

И  хлеб  прозрений  и  молитв.

И  мир  поймать  его  не  смог,

Над  миром  он  едва  ль  смеётся,

Коль  сокровенным  знаньем  жив.

 

 

СТИХИ  О  ФИЗИКЕ

 

    1

 

Упругость  и  длина  волны

Сколь  интересны  говорящему?

Структуру  звука  мы  должны

Понять, пристрастны  к  настоящему.

Акустика  таких  высот

Где  звук – гармонии  основа.

Но  как  Евангельское  слово

Звучало – вряд  ли  кто  поймёт.

 

 

    2

 

Твёрдые  тела  всегда  стабильны,

Кристаллической  тверды  основой,

Ионической  сильны  основой.

Формулы – иная  речь, обильны.

Формулы  описывают  сущность

Твёрдых  тел, их  массу  и  массивность.

Сколь  частиц  невидимых  активность

Тел  таких  нам  объясняет  тучность?

Физика  поэзии, поэзия

Физики, и  мысли  лезвие.

 

 

    3

 

Второй закон  термодинамики

В  промерах  дней, их  острой  графики.

Термодинамика  системы

Определённые  опишет.

Вон  облака  плывут – триремы,

И  небо  облачностью  дышит.

 

Тепло  с  движением  союзны.

У  физики, жаль, нету  музы.

 

 

    4

 

Не  моё. Как  надпись  на  арабском

Формула  иная  мне.

Их  рассматривать! И  был  азартным

В  этом  деле  я  вполне.

Физика  штурмует  явь, полнее

Тщится  описать  наш  зримый  мир.

Сколь  сложны  красивые  идеи,

Столь  богаты  смыслом – ибо  мил

Сад  мне смысловой, с  разнообразными

Деревами  и  травой…цветы

И  должны  быть  разными,

Чтобы  осознал  масштабы  ты.

 

 

ТАЙНА  ТАРКОВСКОГО

 

    1

 

Неторопливо,  не  спеша

Идёт  рассказ  о  том, что  было.

Рассказ  эстетский. И  душа

Его -  насколь  могла – вместила.

Что  отражают  зеркала

Тогда, когда  никто  не  смотрит?

Любой  всечасно  опыт  копит

Через  открытья  и  дела.

А  вот  из  Брейгеля  дана

Кинематографом  картина.

А  вот  закат  в  цветах  кармина,

И  взгляд  подростка  из  окна…

 

 

    2

 

Кони  мчат, горит  посад, спастись

Не  удастся – вот  набег  монгольский.

Иль  от  смерти  будет  доля  пользы,

Ибо – после – отворится  высь?

Феофан-изограф  умер – но

В  церкви  он  беседует  с  Андреем.

В  разорённой  церкви  всё  равно

Силу  видеть  умную  умеем…

 

 

    3

 

Вот  идут  иконописцы, путь

Полем.

Вот  белы  без  фресок  стены.

Золотой  всегда  должна  быть  суть.

В  чём  она?

Не  знаем.

Несомненно.

 

 

    4

 

Сложный-сложный  путь  Рублёва

По  вхожденью  через  краски  в  слово…

 

  

    5

 

Вот  планета  мысли – океан

Мыслящий, чьи  образы  и  мысли

Непонятны  нам. Уж  лучше – пьян

Будь, чтоб  не  поели  сердце числа.

Станция  в  далёких  недрах…Но

Космос  их  значенье  не  откроет.

Темнота  пространства…И  вино

Если  только  сердце  успокоит.

Дом. Отец  у  двери. Блудный  сын,

Пред  отцом  стоящий на  коленях.

Может  в  том  живёт  секрет  глубин,

Что  не  будет  толка  в  измененьях?

 

 

    6

 

Зона, забитая  разными

Непонятными  нам  предметами –

Кажутся  несуразными,

Но  только  кажется  это  нам.

Идут  вереницей  трое.

О  чём  мечтаешь, несчастный,

Сердце  зря  беспокоя?

Мир, чрезвычайно  властный,

По-своему  всё  истолкует.

Идут  вереницей  трое.

На  свете  не  существует,

Думаю  я, покоя.

 

 

    7

 

От  Ивана, от  военной  стражды –

Выше  по  ступеням  бытия –

Чтобы  к  жертвоприношенью  каждый

Мог  прийти…Так  полагаю  я.

Медленно  развёрнута  мистерия

В  образах  кино,

Чтобы  в  небо  отворились  двери  и

Новый  путь  был  выявлен – иной.

 

 

ЦЕРКОВЬ

 

    1

 

Крест-корабль – цветение  креста,

Купол  парус наполняет  небо.

Из  реалий  только  высота

Интересна – та, в  которой  не  был.

Океан  любви  плывущих  ждёт

С  индивидуальностью  маршрута.

Ливень  темноты  на  нас  падёт –

Пролетит, ведь  он – всего  минута.

Символы  архитектуры  столь

И  богаты, и  многообразны.

Темнота  и  скорбь – сильна  юдоль,

Света  требует, а  не  сарказма.

А  иконы – как  сгущённый  свет.

Высоки  молитвенные  своды.

От  распятия  исходит  свет

Нами  обретаемой  свободы.

 

    2

 

Сложное  устройство  алтаря,

Символы  воплощены  в  предметах.

Сумма  сумм, и  сеть  всех  силуэтов,

Плоть  души  живёт  благодаря

Жертвоприношениям  твоим.

Лжица  тускло, холодно  блеснула.

Сущностно  алтарь  непостижим.

Музыка  его  противу  гула.

 

 

    3

 

Лжица – маленький  предмет,

К  месту – так  важнее  нет.

Сущность  каждого  предмета

В  том, что  он  частичкой  света

Вписан  в  действия  людей.

Он  включён  в  орнамент  действий.

К  месту – нет  его  важней.

В  утвержденье  нету  дерзости.

 

 

    4

 

Солея  пространство – но  оно

Вписано  в  реальность  храма,

И  насыщено  дыханьем, включено

В  гамму  общую.

Сияет  гамма.

 

 

    5

 

Свет, сгущённый  в  иконостас,

Что  увенчан  распятием  мощно.

Следуй  свету – завет  для  нас,

Душам вектор  движения  точно

Ведом, только  мешают  тела.

Взмывом  иконостас – выше, выше,

Цветовая  волна – и  смола

Остаётся  в  адовой  нише.

 

 

    6

 

Столбик  аналоя. Есть  особость

Аналоя, излученье  есть.

Вот  Писанье – отрицанье  гроба  с

Прахом.

И  на  аналое  весть.

 

 

ФРАНЦИСК

 

Шествия  любил  ночные, пышность,

Всё, что  некогда  любил – забыл,

Для  него  открыта  та  возвышенность,

С  коей  виден  мир: полно  могил.

Сердце  уж  обрезано  довольно,

Чтобы  источало  свет  на  нас.

Я  благоговение  невольно

Испытал, о  нём  ведя  рассказ.

 

 

РАЗНЫЕ  ДОРОГИ

 

Гляди – видна  одна  дорога,

Что  предназначена  тебе.

Как  далеко  по  ней  до  Бога,

И  укоризны  шлёшь  судьбе.

Гляди – различные  дороги,

Одна  из  них – та  прямо  вверх.

Иди  полётом – мы  убоги,

Летать  не  может  человек.

Гляди – набор  лучей  златистый –

Тут  вера, физика, стихи.

Всё  постигая, ты – небыстрый,

Быть  может  пережжёшь  грехи.

Свет – он  вверху, что  ниоткуда

Ты  не  считай  струится  свет.

Его  основа – это  чудо,

Пусть  осознанья  чуда  нет.

 

 

ПЕДАГОГИКА  ПЕСТАЛОЦЦИ

 

    1

 

Он  воплощенье  состраданья.

Смешон  и  жалок  в  школе  был,

Но  детские  свои  страданья

В  сосуды  опыта  разлил.

 

Быть  Песталоцци  богословом!

Протестантизм  весьма  суров,

А  он  не  может  быть  суровым,

Он  ласку  ощущает  слов.

 

Он  чувствует  несправедливость –

Как  будто  ранили  его.

Для  всех  должна  быть  Божья  милость,

Чтоб  света  было  торжество.

 

Первоначальный  опыт  жалок –

Даёт  плачевный  результат.

Укоров  надобно, и  палок,

Чтоб  этих  воспитать  ребят.

 

И  вот  Отшельника  досуги

Как  афоризмы  прозвучат.

Умны, и  формую  упруги,

И  в  них  такой  высокий  лад…

 

  

    2

 

В  монастырском  зданье  урсулинок

Школа – он  учитель, казначей,

Детских  душ  преобразит  суглинок,

Деткам  бы – игрушечных  мечей,

Кукол, или  фантиков  хотя  бы.

Учит  форме, грамоте, числу.

Многие  усваивают  слабо,

Не  наклонен  педагог  ко  злу

В  образе  насилья – никакого.

Дворник  и сиделка.

 А  добро

Воплощают  даже  и  полслова:

Золото  в  душе, не  серебро.

 

 

    3

 

Образованье  проистекает  из  природы  людей.

Старшие  ученики  помогают  ему.

Образы  знания  мерно  рассеивают  потьму

В  головах, отливаясь  в  чёткие  формы  идей.

Закон  постепенности, закон  связанности, закон

Ощущений  общих – основу  дают.

Закон  самобытности – всего  ли  важнее  он?

Дети  видят  солнышко, радуются, поют,

Но  выделяется  в -   чём? Неважно! -  кто-то  один.

Мудрость  увеличивает  Песталоцци, уча.

Ибо  никогда не  бывало  совсем  уж  тёмных  годин –

Без  яркого  человеческого  луча.

                                                                          

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите



Сайт управляется системой uCoz