Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 

Александр  Балтин

 

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ  ВЕКТОР

 

 

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ  ВЕКТОР

 

Определяющий  твоё

Существованье  вектор  важен,

Чтоб  чернота  из  адских  скважин

Не  залила  житьё-бытьё.

 

Он  должен  устремляться  вверх.

Зачем  ты  пьёшь  опять  в  субботу,

В  том  извращённую  свободу

Предполагая, человек?

 

Зачем  ты  куришь  натощак,

С  соседями  зачем  ругался?

Ребёнком  лучше  бы  остался,

Душой  бы  взрослой  не  иссяк.

 

Нет, душу  я  в  себе  ращу,

Пускай  сей  труд  весьма  громоздок.

В  нём  просто  невозможен  роздых,

Хоть  пью  порой, порой  грущу.

 

 

ПЁСТРЫЙ  ПЕСОК

 

1

Пёстрые  программы  детства  мелькают  перед  глазами. Ребёнок  смотрит  в  окно  на  пролетающий  снег. Ребёнок  очень  неохотно  учился  читать – чтобы  в  десять  лет, заболев  чем-то  не  очень  серьёзным, прочитать  фольклорного  Гоголя, а в  одиннадцать  добраться  до  Достоевского. Явь  отступает  на  второй  план – действительность  книг  становится  много  реальней. Мускульная  пульсация  памяти: криз  пубертатного  возраста, невозможность  идти  в  школу; родители  пробили  индивидуальное  обученье – ходил  к  учителям, отвечал  выученное, и – домой, домой: к  книгам  и  собственной  писанине. Цветочки  социофобии. Думал – не  прижиться, не  притереться  к  жизни, а  вот  поди  ж…Программы  детства  кажутся  нерасшифрованными – нечто  важное  скрылось  в  них, нечто, непонятое  тобой – нынешним, написавшим  немало  книг, мелким  служащим  с  прежней  социофобией, к  которой  привык, и  если  прорывается  она, к примеру,  дискомфортом  душевным  в  магазине  терпимо, терпимо…

 

2

 

И  звёзды  ласково  шевелились  в  небе – крохотные  золотые  шары…

Уже  ложились  спать, когда  ворота  заскрипели, открываемы, и  вошёл  брат. Августовская  темнота  плыла  густой  насыщенностью; брат  был  навеселе, но  тотчас  вытащил  бутылку  и  вывалил  на  стол  колбаски. Дачный  городок  уже  спал, мама, конечно, не  стала  подниматься, а мы с  братом  у  баньки  соорудили  костёр, жарили  на  шампурах  колбаски, выпивали  не  спеша, и  глядели  на  ласковые, шевелящиеся  звёзды…

 

3

 

Пышный  летом  дачный  посёлок – текуче  переливающийся  зеленью: купы  яблонь  и  груш, мальва, вылезающая  из-за  штакетин  забора, шатры  крыжовника; бессчётные  дачные  домики. Важен  один - обложенный  красным  кирпичом; банька  рассохлась, хранят  в  ней  сельхоз. инструменты,  возле  неё  разводят  костёр, жарят  еду; старая-старая  стоит  тахта, и  тут  же – кресло  из  кинотеатра; есть  и  бильярд, сукно  его  поседело…Мир  дачный – пёстрый  разнообразными – от  флоксов  до  роз – цветами – играющий  зелёным  золотом  зрелого  лета; мир  с  гамаками, сладкой  ленью, змееподобным  шлангом  для  полива  грядок…

– Ребята, у  вас  вода  есть? – Заходит  Эдик: сосед – крепкосбитый, деловой. – Собрались  с  Галей  поливать, да  вода  заглохла…

(Галя – его  жена, умерла  в  прошлом  году, но  в  сети  воспоминаний  все  живы).

Проверяем: воды нет.

Брат  уходит  с  Эдиком, обсуждая  что-то, жестикулируя.

Инна  заглядывает – Костей  вашим  зверятам  принесла! – сообщает  она, вытряхивая  из  бумаги  различные  мослы. Две  круглые, пушистые, чёрные  собачки  сами  пришли. Одна  убежит  потом, другую  убьют – но, повторяю, все  живы, живы – и  дядя, построивший  эту  дачу – вот  выходит  он  из  огромного, жарко  дышащего  парника, и  улыбается, бородач; и  тётя, зовущая  обедать, и  уже  накрыто  на  веранде – и  я  иду, выросший  ребёнок, сочиняющий  строки  этого  дачного  детства.

 

4

 

Количество  монстров, чудищ, нечисти  в  американских  фильмах – отголосок  индейских  верований. В России  не приживается. Но  в  России  был  огромный  пласт  преданий, связанных  с  домовыми, лешими, кикиморами  и  проч. Однако, развитие  кинематографа  в  России  приходится  на  период  СССР – когда  любая  мистика  была  под  запретом, кроме  варианта  детского, сказочного  фильма. Отсюда  не-попадание  в  слои  кино  тёмных, тяжёлых  образов. А  западные, американские  отдают  нарочитостью, фальшью, к  свету  не  выбиться  из  дебрей  этих…Впрочем, домовые, кажется, бывали  достаточно  милыми…

 

5

 

За  пятнадцать  минут…до  чего? Всегда  находимся  в  состоянии  за  пятнадцать  минут…до  сна, к  примеру, до  выхода  из  дома. Представь – вышел  из  дома  и  вместо  асфальта – под  ногами  чёрная  бездна. Не  бывает. Знаешь  конкретику – удержит  от  провала  в  омрак  инобытия…За  пятнадцать  минут  до  смерти  ел  блины. Поджаристый,  с  корочкой  блин  икрою, потирал  руки…И  так  далее. Из  Чеховского  рассказа. За  пятнадцать  минут  до  столкновения  с  айсбергом  на  Титанике  шла  сложная, пышная, рабочая, светская – разная – жизнь.

 Узнать  бы  суть  пятнадцати  минут, разбить  бы  капсуль  тайны…

 

6

 

Не  то  из  блатных, не  то  кажется –  думал  о  новопоступившем  на  работу  вьюноше  «старожил»,  проработавший  здесь  уже  три  года. Библиотека  престижного  ВУЗа – идут  работать  в  основном  не  попавшие  на  первый  курс, поступают  потом  на  вечерний, а  вот  он – уже  ветеран, не  поступает, пишет  что-то, а  что  – скрывает, таит… Курили  с  новопуступившим  на  лестнице. Мимо, хромая, искорёженной  походкой  прошёл  инвалид.

– Жалко  таких – вполголоса  сказал  новенький…

Не  ожидая  от  него  подобной  реакции, старший  пожал  плечами, гася  окурок…

Вот  и  вся  история.

 

7

 

Гений  гениев – дарованный  небом, чтобы  яснее  стал  свет  его, свет  метафизический, переведённый  в  земные, доступные  образы. И – снежный  пик  гениальности: Сикстинская  мадонна, сверхикона; вибрации  космоса, пойманные  в  образ, будто  сотканный  из  лучей – не  верится, что  использована  краска; свет, застывший  этим  холстом  поднимает  до  себя  глядящего, оплодотворяет  его  душу; симфонии  света, сконцентрированные  в   образе, будут  звучать  в  вас, даже  если  видели  репродукцию  всего  лишь, передающую  силу  подлинника  едва  ли  на  треть.

Жемчужный, золотистый, сине-зелёный  мир  Санти! Спектральный, возвышенный  мир!

Кипенье  и  мощь  античной  школы…

Пределы…пределы…как  до  них  далеко.

 

8

 

Вы  спорите  о  филиокве  так, будто  это  важно. Вражду  вокруг  иллюзорного  термина, вражду, какая  по  сути  антилюбовь, вы  вдвигаете  в  реальность, полагая, что  совершаете  нечто  благое. Кто  может  знать  исходит  ли  Дух  Святой  только  от  Отца, или  и  от  Сына? Зачем  вы  растите  и  культивируете  пустой  лес  непроходимых, наукообразных  словес? Зачем  воздвигаете  горы  вражды  в  ваших  сердцах, вместо  того, чтобы омыть  их  световой  любовью? Неужели  придавленность  плитой  догматики  может  по-вашему  быть  от  Бога?

 

9

 

– Что  ты  думаешь  об  общественной  пользе? – Ничего. Я  просто  зарабатываю  деньги.

Лучше  иметь  хоть  какие-то  идеалы, нежели  гомерически  хохотать  над  использующими  это  слово.

Общественная  польза – цементирующий социум  раствор, без  него  жизнь  вырождается  в  набор  эгоистических  побуждений  и  мотивов, в  конкуренцию  тщеславий. Общественная  польза, включающая  в  себя  немодное  нынче  понятие  самопожертвование, во  многом  оправдывает  человеческую  жизнь, эгоистичную  в  своей  основе. Тем  не  менее, у  нас  охотнее  рассуждают  об  экономических  теориях, нежли  о  том, почему  понятие  идеалы  кажется  скомпрометированным.

Ощущение  важности  общественной  пользы, которая есть  делание  для  других  чего-то  хорошего – подспудно  заложено  в  каждом  человеческом  естестве  и  сознанье, но – заложенное  надо  развивать, пестовать, дабы  не  сгнило  оно, чтобы  человек  на  вопрос, что  ты  делаешь  для  общественной  пользы  говорил – работаю, созидательно  сколь  могу.

 

10

 

На  ладонях  воспоминаний – пёстрый  песок. Кварцевая  пыль  детских  надежд… Золотятся  иллюзии… Много  неясных  чёрных  точек, крапинок, прожилки  мусора… Скинь  с  ладоней, пусть  развеются  по  ветру, останься  чист, научись  видеть  иначе…

Нет, снова  пёстрый  песок  жизни – привычный, любимый  и  ненавистный, летит  в  глаза, оседает  на  ладонях…

 

 

*    *    *

 

Богаче  магараджи, ибо  снег

Лежит  кругом, белея – ощущаешь

Себя, однако, свой  по  жизни  бег

При  этом  грешный  - ты - не  замедляешь.

 

Вдруг  дёрнуло  в  боку – не  то, что  боль,

А  вечером  хотелось  выпить  водки.

И  дёргает – да  что  это  со  мной?

Уже  и  шаг  нечёткий, и  не  чётки

 

И  сбиты  размышления  мои –

Мол, выпью  и  помрутакое  дело.

Грядущее – моли  иль  не  моли –

Неясно. Шаровая  мощь  предела.

 

Домой  пришёл, а  боль – всего  прострел,

Не   разогнуться, не  вздохнуть, не  охнуть.

Но  выпью  явно  водки, как  хотел,

И  не  пришёл  мой  срок, и  рано  сдохнуть.

 

И  магараджей  всё  же  я  богат,

Коль  снег  блестит – наградою  наград.

 

 

*    *    *

 

О  бытие  что  знаешь  ты?

Столь  знает  гусеница  об

Устройстве  леса – высоты

Не  ведая, различных   троп.

Участок, знаемый  тобой

Так  мал  и  ты  настолько  мал.

От  силы  мощной, стержневой

Лишь  капельку – сумел  и  взял.

Но  нечто  радужное  есть

В  мечтанье  больше  видеть, знать –

Мол, я  не  только  персть – а  персть

Надеется  на  благодать.

 

 

ПОЧТИ  РУБАИ

 

1

 

То  вино  у  Хайяма – совсем  не  вино-алкоголь,

Но  к  Единому  Богу  любовь  – отменяет  и  скуку, и боль,

 

И  сосуды  души  заполняет  она  до  краёв,

Хоть  велик  неизведанный  Бог, ты  же  в  сущности  ноль.

 

2

 

Сколь  много  предо  мной  дорог!

Пойти  вон  той  казалось  мог,

Иной  иду, той, что  по  мне.

Иду. Не  страшен  мне  итог.

 

3

 

Былое – как  песок  с  ладони

Стряхни – да  не  умею! То  не

Реально – взять, стряхнуть  былое…

Куда  же  дней  несутся  кони?

 

4

 

Былое  в  сущности  я  сам,

Сколь  обращался  к  небесам,

Сколь  плакал, сколь я  ликовал,

Взлетал, мечтал  увидеть  сад…

   

5

 

Обманет  прошлое? О  нет.

Обманет  свет? Не  может  свет

Обманывать, ты  в  том  уверен:

Он  есть, ну  а  былого  нет.

 

6

 

То, что  быстро-быстро  жизнь  проходит,

Означает  вряд  ли – неугоден

Ты  ей. Что  проходит  быстро – жаль.

Ибо  скорость  бедный  ум  изводит.

 

7

 

Сколь  можно  к  свету  ты  стремился,

С  самим  собой  усердно  бился.

Усердно? А  скажи – насколь?

Коль  свет  объёмно  не  открылся…

 

   

*    *    *

 

Так, в  нишу  мозга  натекают

Под  вечер  разные  стихи.

Смех  детский, всполохи  мелькают,

Далёк  ребёнок  от  тоски.

Смех  детский  как  безгрешность, ярок.

А  Кампанеллу  повели

На казнь, и  суммой  чёрных  арок

С  ним  вместе  палачи  прошли.

А  в  нишу  мозга  натекают

Стихи, утопия  прельстит.

Но  сети  прелести  смущают,

Лишь  небо  душу  не  смутит.

И  в  небо  детский  смех  летит.

 

 

ПАМЯТИ  АНТОНИЯ  СУРОЖСКОГО

 

Портреты  Сурожского  я –

Духовную  стараясь  тайну

Постигнуть  тайной  бытия –

Разглядываю, веря  такту

Любому  явленной  судьбы:

Её  осмысленности  мощной.

Насколь  условия  грубы

Существованья – столь  же  толщей

Прозрачной  высоты  миры

Даны – их  увидать  не  чаем.

 

Монаха  путь  необычаен:

Такие  высоте  милы.

 

 

Из цикла «ХОДЖА  НАСРЕДДИН»

 

1

 

Сгусток  мудрости  Насреддина

Представляется пестротой

Сказки  смысла, цветаста  картина.

Да, пестреет  восточной  красой.

 

На  базаре  ишак  кричащий,

И  торговец  водой  горласт.

Сколь  считать  сие  настоящей

Жизнью  можно? Её  балласт.

 

Насреддин  улыбается  хитро,

И  лучится  его  лицо.

Золотая  тянется  нитка

Мудрости – так  легко…

 

2

 

Шутки, байки, ну  а  правду  Насреддин

Знает  на  мильон  людей один.

 

 

*    *    *

 

Вещь  совестью  людской  и  мастерством

Рождается – да  воссияет  книга,

И  сделанная  хорошо  притом.

Кто  б  старых  мастеров  сегодня  кликал?

Бумага  не  желтеет, переплёт

С  веками  в  спор  вступил, его  победа.

Вещь  медленно  рождается, и  вот

К  нам  от  неё  лучится  норма  света.

Вещь-символ. Дом  и  стол. Дворец  и  сталь,

Лопаты  нам  дарует  и  рапиры.

Вещь  знаковая. Вместе – лишь  деталь,

Хранящая  в  себе  частицу  мира.

 

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите



Сайт управляется системой uCoz