Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 

Александр  Балтин

 

ТЕКСТЫ

 

*    *    *

 

Сопричастность мировому духу
Мне важней всего…
Важней всего
Внутреннему зрению и слуху,
Что открыто. Мало? Ничего…
В учрежденья двор машина въедет,
Запах сдобы хорошо пошёл.
Мозг опять действительностью бредет,
Позабывши шаровой глагол.
Нет, глагол такой не забывая —
Хоть живу различно — никогда.
Сопричастность духу понимая
Как открыла мне моя звезда.

 

 

*    *    *

 

Так  в  сознании  нечто  меняется,

И  глаза  набухают  слезой.

На  вокзале  с  парнишкой  прощается

Мать – дослуживать  едет  родной.

Все  прощанья  - вполне  заурядные

Для  других, что  идут  по  делам.

А  любить? В  этом  люди  нескладные:

Может  где-то  получится – там:

 

Там, в  других  измереньях, неведомых.

Поезда  уезжают  всегда.

Или  чувств  многовато  прескверных  и

Искажённых? Гудят  провода.

Лес  проносится, мост  перестуками

Образ  мира  дополнит  потом.

Путь  ветвится. Путь  дышит  разлуками.

Для  иных  приближается  дом.

 

Память – каша: не  круто  заварена?

Ей  питаться  порою  нельзя.

Жизнь  подарена. Просто  подарена,

А  тебе  не  по нраву  стезя.

Что  начнётся, то  некогда  кончится.

Посети  привокзальный  буфет.

Водки  выпить  от  жизни  захочется.

Выпей, ладно, в  том  страшного  нет.

 

Поездная, нелёгкая  музыка…

Проплывут  надо  мной  облака.

А  мыслишки  в  сознанье  кургузые –

Важных  не  наработал  пока.

Уезжай. Возвращайся. Всё  сложится.

Или  нет. Но  и  «нет»  результат.

 

Небо  душами  светлыми  множится,

Ни  одна  не  вернётся  назад.

 

 

*    *    *

 

Пруд  под  мостом – гнилой, зелёный,

Кусочек  парка, летний  мир,

Жарой  настолько  воспалённый! -

Тяжёл  прогулки  каждый  миг.

При  этом  много  тяжелее

Сидеть  в  квартире, коль  жара.

По  сути – всё  равно  на  деле,

Где  был  сегодня, где  вчера.

Вон  пруд – как  будто  воспалённый

Своею  гнилостной  судьбой.

Проходишь  мимо – сам  варёный,

Замученный самим  собой.

 

 

ТЕКСТЫ

 

Текстов  мира  не  начитаюсь…

Допоздна  по  проулкам –

 

Чем-то  любезным, до  ночи  болтаюсь.

Верил  всегда  прогулкам.

 

Это  сквер, а  по  сути  книга.

Деревья – огромная  клинопись, мню.

И  хороши  они – до  восторга, до  крика

Соответствующего, люблю.

А  дню

 

Книга  своя  дана – нам  прочтенье.

Много  ль  надыбаешь  в  ожиданье  Годо?

Не  буду  я  ждать, ожиданьям – моё  почтенье.

Напротив  окна  моего – гнездо.

 

Как  скручено  оно! Виртуозно!

Так  бы  стихотворенье  скрутить.

Ибо  пишешь  ты  чрезвычайно  нервозно.

А  если  устал – отправляешься  в  тир.

 

(Тир, помню, в  Калуге  был  в  крипте  храма,

И  кощунство  сие  не  входило  в  ум).

Отсутствие  мыслей – по  сути  яма.

Мысли  растут  в  тишине, а  окрестно  шум.

 

Стреляющий – даже  в  тире – рискует,

Ибо  агрессия  входит  в  него,

Ложится  в  душу, осмысленно  существует.

А  надо  чтобы  добро  справило  торжество.

 

Добра  торжество! Словосочетание  неприятно –

Как  религия  торжествующая, и  проч.

День  очень  медленно, аккуратно

Вдвигается  в  ночь.

 

Попытка  отцифровать  мир  не  удастся.

Техника  духовною  не  может  быть.

Лишь  одно  ни отчего  не  пострадает  богатство –

Богатство  духовное.

Его  и  стоит  копить.

 

Текстов  мира  не  начитаюсь,

Шляясь  до  ночи, в  сон  уходя.

Слушая – как  покидая  завязь,

Распускается  мощно  цветок  дождя.

 

Тема  жизни – соль: соль  духовного  роста.

Из  химеры  да  прорастёт  святой.

Так  соборы  готические  рекут. Не  просто

Произвести  это  над  своей  судьбой.

 

Химерой  себя  ощущая,

Делаешь  первый  шаг – жажду  расти

Декларируя, ритмы  сбивая

Будничности, зажимая  в  горсти

Алчность, злобу, зависть, их  мать – гордыню.

Но  они  разжимают  опять  ладонь.

Но  я  старанье  расти  не отрину,

Раз  небесный  жжёт  сознанье  огонь.

 

 

*     *     *

 

Мышка  умерла – похоронили,

И  ребёнок  плакал, и  цвели

Нити  горя, краснотой  палили –

Будто  счастья  нет  среди  земли.

 

Мышка  умерла, похоронили,

Сколь  душа  ребёнка  возросла?

Мы  не  знаем, кто  шифрует  были,

Так, что  даже боль порой светла.

 

 

ПО  МОТИВАМ  КАЛЛО

 

Соседи  что-то  двигают  весь  день –

Звучит  как  будто  бытовая  битва.

И  карта  моего  покоя  бита,

И  лезет  в  ум – колюча – дребедень.

 

Сухая  жёсткость  вспомнится  Калло –

Война  с  собой  в  душе  страшнее  может

Обычной, очевидной? Тяжело

Ответить, тяжесть  эта  и  тревожит.

 

Везде  война – хоть  скрытая  война,

Напряжены  усильем  вечным  бесы.

Нам – суета, и  досаждают  стрессы,

И  вовсе  недоступна  глубина.

 

Рассматривал  гравюры  снова  я,

И  выводы  какие? Не  отвечу.

Не  понимая  сути  бытия,

Мы  не  дойдём  до  совершенной  речи.

 

 

*    *    *

 

Каков  он  Божий  сад? – гляди:

Вот  вечность  звёздная  мерцает.

И  сердце  замерло  в  груди,

Как  только  сердце  замирает.

 

Вот  старый  сад  и  домик  стар –

Ветвистый  сад  великолепен.

Запущенный, пышнее  стал,

Как  будто  новый  образ  лепит.

 

Вот  церковь, службы  глубина,

И  свечи  массою  мерцают.

Не  знаешь  в  чём  твоя  вина –

Суммарно  вины  донимают.

 

Везде, везде  он  Божий  сад –

В  снегах  блистающего  свойства,

В  способности  свершить  геройство.

В  том, что  тревожит  беспокойство

Высокое – ему  я  рад.

Везде, везде  он – Божий  сад.

 

 

СОБОР  ГАУДИ  В  БАРСЕЛОНЕ

 

1

 

Пламень, горящий  в  ночи –

Пламень  готики  старой,

Неистовые  лучи -

Предстанут  вполне  небывалой

Формою  тут…

Гауди,

Взывающий  к  Богу…

Лианы  камня, потом…подожди…

Костры  застыли…пора  в  дорогу,

Все  мы  в  дороге, все

Всегда  и  всечасно…

Собор, истекающий  властно

Тоской  по небесной  красе,

Переплетающийся, в  высоту

Рвущийся  переплетеньем…

Немыслимым  дан  растеньем

Веры – почувствуйте  ту…

 

2

 

Фуга  камня – слышишь  голоса?

Вместе  мощь – та, что  возможна, вся

Вложена  в  движение  собора –

Вверх, к  пределам  ангельского  хора.

 

 

*    *    *

 

Дремучая  вера  дедов

Не  может  насытить  сынов.

Дар  истинной  веры  редок

И  он  не  требует  слов.

Мы  лучше? Да  нет – сложнее,

И  новые  ищем  пути,

И  новые  ищем  идеи,

Чтоб  к  свету  вернее  прийти.

 

 

ЧИТАТЬ

(очерк)

 

Я  всегда  с  трудом  мог  анализировать  собственные  ощущения, не  зная  толком – нужен  ли  вообще  такой  анализ, и  возможно  ли  перевести  в  слова  тончайшие, порой  еле  очевидные  мозгу  движения; я  не  могу  ответить, чем  была  для  меня  детская  страсть  к  чтению. Хотелось  читать – и  всё  тут!

Своеобразные  ли  страх  перед  действительностью, выраженный  таким  образом? Своего  рода  эскапизм, удобное  бегство  туда, где  Дон  Кихот  или  Швейк  становились  много  реальнее  школьных  учителей  и  оценок? Или  же  сквозь  текст, растворявшийся  на странице, дабы  проступили  великолепные  виды  и  образы, просвечивала  другая, не  нашей  чета, реальность? Реальность, где  всякое  могло  случиться, и  где  линейное, лобовое  решение  было  вовсе  не  единственно  возможным. Так  или  иначе, теперешняя  взрослая  попытка  препарирования  тогдашней  страсти  вряд  ли  приводит  к  чёткому  ответу. Вероятнее  всего  он – этот  ответ – соберётся  из  множества  предположений, с  добавлениями  новых, взрослых  уже  истолкований  словесного  искусства, стихов  ли,  прозы.

Но, вероятно – в  кресле  иль  на  диване, в  дачном  гамаке  или  столичной  квартире – с  книгою  я  провёл  большую  часть  своего  детства; большую – учитывая  сегодняшние  пропорции  воспоминаний. И  то, что  страсть  к  чтению  возникла  во  мне  подоплёкой  заурядной  болезни – простуды  ли? Ангины? – вовсе  не  окрасило  её, страсть  эту, в  болезненные  тона.

Итак, на  кровати, весьма  обширной, посреди  коммуналки, чьи  потолки  превосходили  мои  тогдашние  фантазии, оправившись  от  температуры, но  не  от  слабости, я  оказался  один  на  один  с  цветущим  миром  Гоголевских  текстов, и  сорочинская  ярмарка  впустила  меня  в  свой  миф, перенасыщенный  яркими  подробностями. Мир  за  окошком  поблек, и  ушёл  куда-то, а  страницы  засверкали  фейерверком  слов. Обширные  школьные  классы, замирающие  при  падении  учительской  интонации, чреватой  для  многих, перестали  казаться  реальностью, а  хорошие  оценки  за  нечто  вызубренное  потеряли притягательную  силу.

А  было  мне  лет  девять  или  десять – то  есть  довольно  много  для  первого, пусть  и  стремительного  погружения  в  литературу, и  выучился  читать  я  поздно, и, что  называется, из-под  палки ( помню  отца, чрезвычайно  мягкого  человека, вдруг  закипающего  недовольством  от  моей  бестолковости, когда  я, склоняясь  над  Чёрной  курицей  Погорельского  никак  не  мог  уловить  тайные  связи  слов.).

Думал  ли  я  тогда, зачитавшись  Гоголем, что  шлифую  иль  развиваю  душу? Думал  ли, что  становится  иной? Или – что  вряд  ли – получает  увечье? Не  увечье, конечно, а  прививку  против  обыденности, слишком  вторгавшейся  даже  в  детскую  жизнь. Едва  ли  я  думал  вообще  о  чём-то – просто, захваченный, следил  за  великолепной  панорамой, вдруг  развернувшейся  передо  мною. В  волшебном  калейдоскопе  менялись  Ярмарка, Ночь  перед  Рождеством, Нос, Коляска; и  эта  самая  пресловутая  обыденность  никак  не  хотела  возвращаться  в  объектив.

Да, конечно, потом, по  мере  расширения  читательских  пристрастий, я  всё  более  выпадал  из  повседневных  дел, чувствую  неимоверную  разницу  между  тем, что  предлагали  книги  и  будничным  ассортиментом. Или  так  проявлялась  тоска  по  совершенству, едва  ли  возможному  вне  строк, вместе  с  ранней  какой-то  ущемлённостью  мороком, иллюзорностью  яви?

Страдал  ли я  оттого? Или  возможность  расплакаться  над  Гамлетом  тоже  своеобразный  дар, объяснимый  с  трудом  даже  и  взрослым  мозгом? Так  или  иначе, ощущается, сперва  слегка, потом  даже  и  до  чрезмерности – утончение  души, не  очень, наверно, важное для  существования  среди  физических  тел, но, может  быть, необходимое  для  будущей  яви, которая – провалами  ли, снами, мечтами – с  детства  потаённо  входит  в  ум, деформируя  или  углубляя  его.

На  определённом  уровне  читающий  человек  начинает  считать, что  человек  вообще – сумма  прочитанных  книг. Это  не  так. Скорее  человек – сумма  того, что  он  любит – в  широком  смысле; да  и  вообще  человек, пожалуй, своеобразная  сумма  сумм. Не  стоит  переоценивать  книгу, но  упаси  вас  Бог  недооценивать  её. В  современности, заполненной  чудовищным  количеством  книжных  муляжей – в  книжных  магазинах  с  километрами  полок, забитыми  тем, что  мало  отличается  от  ширпортреба  супермаркетов – книга  потеряла  сакральное  значение, ибо  несмотря  на  разницу  между  реально  идущей, знакомой  нам  в  ощущениях  и  предпочтениях, удачах  и  срывах  действительностью и  книжным  роскошным  садом, дававшим  не  только  волшебные, но  и  священные  плоды, именно  этот  сад  связует  нас  с  прошлым , отягощая, с  обывательской  точки  зрения, знаниями. Именно  он  открывает  нам  будущее – так  как  плоды  оные  излучают  свет. И  именно  будучи  читателем  или  возделывателем  сада, мы  можем  наконец  понять, что  жизнь, которая  мнится  нам  ценной сама  по  себе, в  сущности  есть  повествование  о  пути – коротком  ли, долгом – к  некоему  пункту (хотелось  бы  сказать – конечному, что  невозможно  в  силу  бесконечности  движения) – к  некоему  пункту  назначения, который  откроет  смерть, и  за  которым, вероятно, появится  новый  путь –  а  повествование  о  пути  невозможно  провести  иначе, чем  через  книгу.

 

 

ГДЕ  ЖЕ  БЕССМЫСЛИЦА?

 

Потакание  амбициям  заводит  в  тупик. Жизнь  не  реагирует  на  их  воспалённые  всходы  в  чьей-то  душе. Честолюбие  остаётся  неудовлетворённым, а  усилия  по  самореализации  во  внешнем  мире  напоминают  Сизифов  труд. Напрягая  мышцы, облитый  потом, некто, набычась, катит  метафизический  камень  в  гору, чтобы  не  получить  ничего. Жизнь  бессмысленна - думает  он. Жизнь – насмешка, кажется  ему.

И  вдруг – рост  амбиций  в  душе  прекращён (лучший  вариант), и  как-то  исподволь, сквозь  нежное, незнакомое  сияние  становится  ясен  океан  духовности, распростёртый  над  нами – океан, осиянный  ярчайшим  светом  любви; и – работа  обретает  новый  смысл – или  понимает  человек, что  смысл  в  том, чтобы  качественно  делать  работу, подключаясь  к  духовному  этому  океану – и  ради  него…

Человек  меняется. Он  становится  светлей. Может  быть  это  даже  замечают  другие, хотя  человек  уже  догадывается, что  других  по  сути  нет, что  все  едины, ибо  корни  всех  жизней  в  этом  океане  любви  и  духовности. (Попробуйте  так  чувствовать  в  метро, в  час  пик – если  получится, значит  в  самом  деле  что-то  сдвинулось  в  вашей  душе).

Но  теодицея  кажется  уже  человеку  детской  игрой, и  хотя  на  умозрительном  уровне  он  не  знает, как  решить  её, но  вопрос – понимает – поставлен  неверно…

Волны  океана  ласкают  его  душу, и  он  работает, и…где  же  тут  бессмыслица? Абсурд?

 

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите



Сайт управляется системой uCoz