Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 

Александр  Балтин

 

     ЗАМЕТКИ  ЭСКАПИСТА

 

1

 

Синие, зелёные, красные – разноцветные  брусочки  пластилина, на  какие  ребёнок  глядит, замерев, предвкушая  жёлтых  слонов  и  пёстрые  замки – и  вот, вдоволь  налюбовавшись  содержимым  коробок, приступает  к  тому, чего  важнее  на-сейчас  нет  на  свете – медленно  разминает  брусочки  и  воплощает  мечты.

В  начальной  школе  на  уроках  рисования  баночка  с  водой, окрашенной  нежными  акварельными  размывами (прообраз  химического  опыта), и  на  жёсткую  бумагу  ложатся  пятна, за  какими  никто,  кроме  ребёнка  не  видит  волшебных  лесов.

Потом  сборные  модели – самолёты, танки – наборы  крошечных  деталей, тщательно  подгоняемых  друг  к  другу, и вот  она:  готовая  модель – суммарный  результат.

Бронзовая  охра  опавших  листьев  памяти…

 

2

 

Длинная, застеклённая  лоджия; по  углам  верхние части  жестяных  козырьков  прилегают  неплотно, и  маленькие  птицы  залетают  порой.

Нервно-суетливо  хлопая  крыльями, синица  мечется  в  узком  пространстве – в  одном  конце  лоджии  чемодан, старые  коробки; чемодан  огромен, и  синица  будто  провалилась  в  щель  между  предметами, возится  там. Потом  выпорхнула  резко, села  на  верёвку  для  белья – чёрный  глазок  остро  вбирает  пространство. В  открытое окно  вылетела – выплыла  в  огромный  океан  воздуха.

Не  билась о  стекло. Примета  не  состоялась.

 

3

 

Снег  на  лапах  ёлки – почти  чёрных  в  вечернем  воздухе – вспыхивает  драгоценными  каменьями. Отвори  ларь  детских  воспоминаний – на санках  везли  ёлку, и  тянул, что  было  сил  эти  санки  ты – маленький. А  жили  в  коммуналке, в  старинном  доме, и  потолки  были  больше  трёх  метров; и  вечерние  огни  города – пока  длился  ёлочный  маршрут – слагались  в  счастливый  новогодний  хоровод. 

А  когда  наряженная  ёлка  упиралась  верхушкой  в  потолок  казалась  она  городом, наполненным  незримой, праздничной  жизнью…

 

4

 

Монеты – миги  прошлого  бытия. Страсть  к  монетам – вовсе  не  тяга  к  богатству, но  нечто  сродни  коду  истории, вшифрованному  в  каждое  человеческое  естество, неосознанно  бытующему  в  мозгу…Незримая  связь  с  гирляндами  ушедших  поколений. Монеты – сгущённое  время, капля  его  в  твоей  ладони. Страсть – известная  тебе  со  школьных  времён, когда  отец  брал  тебя  в  клуб  нумизматов, и  ты  глядел  зачарованно  на  кляссеры, тяжёлые  от  серебра, на  коробки  с  рядами  солидных  кругляшей – и  чувствовал  будто  попал  в  перекрестье  различных  эпох…С  алхимиком, корпящим  в  лаборатории  замка, князь  рассчитался  пригоршней  талеров…

С  годами  страсть  к  монетам  ослабела, но  не  пропала  вовсе; не  имея  средств  покупать  их, разглядываешь  в  интернете…

  

5

 

Привычка – держать  в  руках  отполированную, тёмно-оливкового  цвета, приятную  на ощупь  палочку. Шаг  в  детство – будто  волшебная: направь  на  камень, и  он  исчезнет.

Привычка  из  детских  времён, когда  бабушка   называла  палочку (предшественницу  нынешней) «сочинилкой»; ходил, размахивая  ею, что-то  бормотал, выдумывая  всякие истории. Брат  на  даче  отбирал  лучшие  вишнёвые  веточки, и  отшлифовывал  их  для  меня, работая  наждаком.

Из  какого  дерева  мой нынешний  талисман – не  помню  уже; сочиняя  сейчас  нечто  вроде  заметок  эскаписта, зажимаю  палочку  под  мышкой.

 

6

 

…Дети  в  сущности  выросшие  взрослые…

Олег – мастер  спорта  по  толканию  ядра – квадратноплечий, массивный – жарит  картошку, помешивая  её  ножом. Под  белой  майкой  ходят  бронзовые  бугры  мышц. Кухня  коммуналки  огромна, но  плита  одна, и  белая  колонка  с  синеватой – когда  горит  огонь – пастью – порой  пугает  ребёнка…В  сортире, чьи стены  крашены  в  жёлтый  цвет, сумма  труб  под  потолком  кажется  обнажённым  нутром  лабиринта. Любка – вёрткая, подхватистая  жена  Олега – выскакивает  в  коридор, потом  на  улицу (первый  этаж), зовёт  заигравшегося  сына  Витьку.

Эта  семья  и  ещё тихая  алкоголичка  Машка, работающая  на  бумажной  фабрике – вот  и  все  соседи. Ребёнок  глядит  в окно, думая – не подняться на  третий  этаж, по  пыльной  с  высокими  ступенями  лестнице – к часовщику дядя Косте, у  которого  в  ящиках  комода  так  много  интересных  механизмов.

Телефон  звонит. Машка  разговаривает  с  братом – и  ребёнок  вспоминает  его – худого, измождённого, с  тощим  волчьи  лицом, в  затасканном, сером  пальто – в  прошлом  году  он  подарил  ребёнку  игру: Морской  бой.

Жизнь  сближенная, нити  одной  судьбы  протягиваются  в  другую; и  это – счастливая  коммуналка: ни  склок, ни  ссор.

Забудь  её  попробуй – ты, выросший  ребёнок…

 

7

 

Хозяйка  пекинеса  Баси  говорит хозяйке  карликового  абрикосового  пуделя  Эльфика: Давление замучило. Знаете…ничего, ничего и  вдруг – кольца  сжимают  голову, а  в  глазах  мутнеет… - Да, знакомо. Что  делать, что  делать…Лекарств  не  люблю, травками  спасаюсь…Из-за  гаражей  выглядывает  большой, чёрный, лохматоголовый  пёс  на  поводке-рулетке – злобно  лает  на  играющую  в  снегу  собачью мелочь. – Поназаводили  зверей, - говорит  Марь  Пална – стареющая, густо  накрашенная  хозяюшка  белого  маленького  комочка, почти  неразличимого  на  снегу.

На  залитой  недавно  спортплощадке  звенит  детский  хоккей.

Альбертик – миниколли – пушистым, чёрно-жёлтым, меховым  шаром  вкатывается  в  игру  мелких  собак.

Просо  зимних  звёзд  над  нами. Кто-то  глядит  с  них  на  вечернюю  жизнь  двора.

 

СТИХИ  УЧЁНОГО. ПАМЯТИ А. Л. ЧИЖЕВСКОГО

 

Кинжально-острая  и  вместе  мускульно-упругая  мысль  учёного  входя  в  силовое, серебряно-мерцающее  поле  поэзии  обретает  новые  возможности. Торжественные  мистические  опалы  эфирного  острова  переводятся  в  образы  и  метафоры. Духовные  соты  всегда  полны  питательным  мёдом, столь  мало  доступны  нам. Небесные  виноградники  проливают  в  строки  драгоценное  вино  смысла, а  небесная  церковь  иначе  раскрывает  огни  свои  через  строфы  и  строки  учёного, прикоснувшегося  сердцем  мысли  к  сердцу  мирозданья…

 

ДИСКОМФОРТ  КОНФОРМИСТА

 

Живая  живопись  «Конформиста»! Оттого, что  всё  столь  красиво делается  страшней.

Бронзовая  охра  осенних листьев  в  парке  ветшающей  усадьбы – и лёгкие  завитки  ветра  беспокоят  барокко  листвы.

Зеркала  отражают  лишь  то, что  нам  известно; в  противном  случае – провал  в  бездну  безумья.

Люди, несущие  фашистскую  атрибутику  теряют  собственную  форму – вместо  головы  голомордая  свастика…

Цветовые  пласты  и  пластины  фильма; жирные  мазки  чьих-то  жизней  ложатся  в  общее  полотно  яви  предупреждением, предостережением.

Дискомфорт  конформиста.

Красота  может  быть  зловещей, как  уродство.

 

                                                *    *    *

 

Подземелье  книжного  Вавилона – книгохранилище  Политехнического  музея. Гулко  ухает  вода  в  трубах, и  многометровые  стены, занятые  стеллажами  взмывают  вверх; переходы, лестницы, скрип  прогибающихся  полок – внутри  мистического  Левиафана  что  ли? Читал  газеты  шестнадцатого  года – желтели, будто  блины;  на  железных  полках  сборных  стеллажей, расцветали  событиями  былого.

Работают  одни  девицы  - им  бы  о  вечеринках, о  женихах, а  он – нелепый  книжный  вчерашний  школьник…Долговязая  Юлька  посмеивается  над  ним; томная, замедленная  Нинель  не  замечает; Нелли – черноволосая, резковатая увлечённо  рассказывает  волоокой  Кате  о  походе  в  ресторан…

Одиночеством, пустотою  жизни  вмазан  в  глубину  книжного  Левиафана, читает, когда  есть  время – видя  эфирный  остров  мечты, играющий  янтарём  догадок.

 

ПАФОС  ПАРФЮМЕРА

 

Запах  золота; запах  сада, запах  предметов, которые  вообще  не  имеют  запаха. Тяжёло-дегтярный  запах  преступлений; хотя  от  тела  девушки  пахнет  чисто – древесной  почкой. Смрад  чёрной  судьбы. За  стеклом  магазина  сотни  дорогих  флаконов, наполненных  жидким  блаженством. Фильм-экранизация  течёт  цветом, как  мир  Гринуя  истекал  миллионами  запахов, бременя  слабый  человеческий  мозг, заставляя  звучать  его  ложным  пафосом  иллюзорно-искривлённой, томительной, в  бездну  ведущей  жизни…

 

*    *    *

 

Он  впервые  среди  них, в  такой  компании, где  магнитофон  играет  в  уголке  на  полу, и  стол  заставлен  бутылками, в  которых  вспыхивают  огни, и  закуска  порезана, как  придётся, и  смех  подвыпивших  женщин  звучит  цветными  всполохами. С  одной  из  женщин  ходил  под  лестницу  выносить  пустые бутылки. Он  попробовал  загородить  ей  дорогу – Ты  со  всеми  целовалась… - Ой, не  бери  дурных  примеров. – Ответила, отстраняя  его  руку.

Он  слишком  не  похож на  других.

Сабельный  шрам на  теле  самолюбия.

Будешь  помнить  и  через  четверть  века.

 

*    *    *

 

Верстаки  в  трудовых  классах  грубоваты, пахнут  приятно  стружкою, у  стен  сверлильные  и  токарные  станки – массивные, тускло  поблескивающие, с  деталями  в  масле.

Щёткой  для  верстака  один  парнишка  подметает  пол, другой, делая  то  же  самое, глядит  на  него  с  улыбкой  из-под  своего, говорит: Поделили  приоритет  оригинальности.

Синие  халаты.

Скука  нелепых, ненужных  большинству  уроков…

Воспоминанье – советская  школа – кажется  иллюзией  порой, или  сном – не  ответишь  уверенно – было? Нет?..

 

*    *    *

 

– Ничего – выпишитесь, - сказал  старый  поэт  молодому.

Робкие  потуги, переходящие  в  мощное  волновое  напряжение, опаловое  свеченье  дальних  звёзд – будто  привстань  на  цыпочки  и  тронешь – вспышки  разноцветного  огня, камнепады  слов, вдруг  складывающиеся  в  строчки  и  строфы, отчаяние, близкое  дыхание  бездны, освобожденье, ощущенье  полёта…

Он  печатается  теперь.

Откуда  старый поэт  мог  знать?..Что  можно  было  понять  по  тем  беспомощным, жалким, словесным  уродцам, которых производил в избытке  двенадцать  лет  назад?..

 

*    *    *

 

– Давай  в  ножички?

– Давай.

Два  брата  проводят  лето  на  даче. На  истоптанном участке  земли  начертан  круг, и  тот, кто  кидает  ножик  делит  круг  в  соответствии  с  попаданием. Потом  кидает  в  участок, выбранный  противником. Задача – выгнать  его  из  круга  вовсе.

Балансируя  на  носке, удобно  ли  кинуть  ножик? Получалось  порой.

Во  время  дождя  на  чердаке  - весьма  уютном, напоминавшем  комнату - играли  в  дурака. Пухлая  старая  колода  была  засалена  весьма, и  пёстрые  картинки  казались  историческими  персонажами.

Гоняли  мяч. Лазали по  деревьям, - особенно  привлекали  вишни – корявые, высокие, причудливо  изогнутые. Ходили  на  пруд – ловить  карасей, и  в  близкий  лес – за  грибами.

В  первых  числах  января  брат-москвич  навещает  калужского  брата – тот  худ, жилист, высок. Хозяйственный, затеял  переделки  в  квартире, да  руки  не  доходят – работа, дача, сына  недавно  женил. Московский  гость  садится  к  пышно  накрытому  столу, пьёт, закусывает, говорит – но  никогда  не  вспоминает  детство.

 

ЗАПИСКИ  НИ  О  ЧЁМ

 

…Что  же – булочка  с  маком  тебе  дороже  царствия  небесного? Думал  он, по  исшарканному  снегу  возвращаясь  домой – из  булочной. Уходя  куда  бы  то  ни  было, он  читал  молитву – сухие  слова  гулко  звучали  в  пустотах  мозга. Он думал – может, внутренняя  энергия, заставляющая  произносить  вечные  слова  стоит  хоть  чего-то? Не то, чтобы так боялся  ужасов  патентованного  ада, но  уж  больно  едко  выедал  мозги  неизвестно  откуда  взявшийся  вопрос – что  же, булочка  с  маком  тебе  дороже  царствия  небесного?

Он  намеревался  выпить  кофе и  съесть  эту  булочку. Белое, заснеженное  поле  двора  блестело  красивой  пеной, и  рыжая  такса  Лапка  весело  носилась  между  тополиных  стволов. Когда  спилили  верхушки  тополей, стволы  их  снизу  казались  шеями  доисторических  ящеров. Обидно – на  всё  значительное  приходится  смотреть  снизу.

Он  обогнул  коробку  хоккейной  площадки, и  прошёл  мимо  жёстких  кустов – каждый  из  них  напоминал  ему  модель  кровеносной  системы.

Можно  ли  из  желания  съесть  булочку  с  маком  вывести  то, что  она  дороже – данному  человеку – царствия  небесного? Сумеречный  свет  способствует  мистическому  настрою  сознания. Скоро  опаловые  фонари  дадут  земные, зыбкие  весьма  портреты  звёзд.

Синевато-серый  лёд  возле  ступенек  дома  не  вызывает  настороженности – ступеньки  преодолеваются  в  два  шага.

– Привет, - сосед, выходя, протягивает  руку. Сосед  высок, лохматая  шапка  мнится  гнездом – сосед  спит  целыми  днями, сдавая  вторую  квартиру – ничего  делать  не  надо.

– ЗдорОво.

Рукопожатие  крепко.

Чистый  подъезд. Красный  истоптанный  коврик. Острый  глазок  лифта – и  гулкий  шум  далёкого  шахтного  движения.

Знакомый  янтарь  лакированного  паркета  в  прихожей; и  собственное  отражение  в  высоком  зеркале, чья  рама  украшена  деревянными, вызолочёнными  колосьями. Лицо  не  взять  напрокат – терпи  своё.

Бра   можно  использовать, как  вешалку  для  шапки; холодильник  в  коридоре  ворчит, ворчит – что  не  отменяет  пути  на  кухню…

Развести  хризантемы огня  просто – это  же не  сад: поворот  ручки  и  нажатие  кнопки – и  вот хризантема  живёт, переливаясь, синея, и  белый  чайник  круглобокой  горою  уселся  на  неё, не  угрожая  жизни  нежного  цветка. Булочка  извлечена  из  целлофана, немножко  мака  просыпалось  на  столешницу, чьи  цветовые  разводы  в  детстве  представлялись  нутром  Троянского  коня. Крошки  мыслей. Маковое зерно  твоего  существования  в  мире. Зерно  бессмыслицы.

Растворимый  кофе  залил  молоком  из  пакета; ел  и  пил  не  спеша – не  насыщаясь, а  смакуя.

В  окне – розоватый  соседний  дом – высок, девятиэтажный. Кирпич  его  меняет  цвет  в  зависимости  от  небесного  колора, но  сумерки  уже  сыплют  свой  пепел, не  то  золу, и  окна-соты  скоро  прольют  мёд, а  синий  свет   лестничных  пролётов  напомнит  аквариумы.

Кажется – жизнь  ни  о  чём.

И  день  ни  о  чём.

Это  грустное  ощущение – заживо  погребён, и  никогда  не  будет  по-другому – поведай  об  этом  снегу, расскажи  быстро  темнеющему   небу…

Медленно  распускающийся  в  сознании  цветок – когда  настанет  осень, а  тут  вопрос  мгновений, прикидывающихся  часами – лепестки  его  опадут, превращаясь  в  строчки  стихов. Фонари  за  окном  освещают  белый    снег  бумаги…Читай  стихи  чужих  следов. Но  их  не  видно. Лай  снизу – из  бездны  двора – кажется  радостным, и  живое  чудо  капелек  звёзд  чуть  вздрагивает, отвечая  ему.

Лоджия  застеклена, на  ней  привычно  курить; дым  сереет, ускользая – есть  ли  у  него  сообщение  для  пространства? А  у  тебя?

Если  зазвонит  телефон, разговор  с  приятелем  будет  ни  о  чём – всё  равно  чем  занимать  время, пока  для  цветка, живущего  в  сознании  не  настала  осень…

Но  телефон  не  звонит.

Сколько  можно – то  пристрастно, то  равнодушно – рассматривать  узоры  собственной  жизни? – куда  интереснее  узоры  души: её  складки, морщинки, а  то  вдруг  представится  пейзажи – пейзажи, из  которых  и  растёт  твоя  жизнь…О, эти  пейзажи  не  позволят  утверждать, что  булочка  с  маком, забытая  уже, тебе дороже  царствия  небесного – не  представимого, увы.

Показалось, один  лепесток  цветка  упал, тонко  звякнула  строчка – записывать  или  подождать? Позвякиванье  венков  на  старом  сельском  кладбище, когда  налетает  ветер. Свалка  тел – свалка  штампов: все  там  буем. Но  в  этой  свалке  не  мы, ибо  тело  не  есть  я, хотя  зеркало  утверждает  обратное. Опыт  жизни  лепится  из  кусочков, как  в  детстве  из  разноцветных  брусков  пластилина  получались  целостные  фигурки.

Второй лепесток  мистического  цветка  никак  не  падает.

Как  в  старинных  музыкальных  пьесах  бывал – приёмом – ложный  финал, так  и  записки  эскаписта  могут  оборваться  в  любой  момент. Вслушиваясь  в  вечернюю  зимнюю  тьму, можно  услышать  виолончельные  взмывы  звёзд  и  органные  темы  звёздных  архипелагов. Слышат  ли  их  деревья? Страдают  ли  они  зимой?

Бечева  жизни  крутится  и  крутится, донимая  порой, порой обещая  радость.

Но  как  надо  прожить, чтобы  отворились  врата  в  царствие  небесное?

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите



Сайт управляется системой uCoz