Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 

Александр  Балтин

 

Из цикла «БАБОЧКИ  МОМЕНТОВ  БЫТИЯ»

 

1.Дневник

 

Ходили в парк, чудесно было: брели по кленовой аллее, и золотистая листва шуршала так уютно, так легко.

Сидели в миленьком кафе, ели мороженое из розоватых креманок, выдумывали святочные истории, смеялись.

…Всё и всегда будет хорошо: записи дневника дышат радостью.

Сказала, что летом хотела бы к морю.

Были в зоопарке, любовались слонами — огромными, как детские мечты.

Так понравились пеликаны!

…И вот — что-то не так, тончайший баланс нарушен, будто незримый часовой механизм даёт сбои. Что же не так? Что? Что?

…И — разряд красного крика:

Я один. Я один. Я брожу по квартире, и не знаю, куда мне деться, чем занять себя. Пусто. Пусто. Долбит мозг пустота.

Я один. Один. Что делать?

Санитары, выносившие труп самоубийцы, не знали, что в столе кричит, истекает болью и страхом никому не нужный дневник.

 

2

 

Приехала  в  гости  передать  приветы  от  провинциальных  родственников  и  знакомых. Принесла  с  собой  торт. Хозяин  открыл  бутылку  вина. Приехавшая  весела, молода, доброжелательна – много  говорила, шутила, пили  вино, и  хозяин, закосневший  в  одиночестве, робкий, отмякал  душой, и  вдруг – она  притянула  его  к  себе, поцеловала…

Прошло  13  лет. Они  вполне  счастливо  женаты, и  он, до  неё  не  знавший  женщин, вспоминает  порой  тот  дальний  искристый  вечер, и  думает, улыбаясь – бывает  такое…

 

5

 

Тупые  молотки  похмелья.

Между  наковальней  прошлого  и  молотом  будущего.

Какое  изделье  ты  сам  себе  напоминаешь, когда  похмелье  гудит, отстраняя  реальность?

 

7

 

В  одном  из  уютных  московских  дворов, праздно  блуждая  по  проулкам, обнаружил  фонтан. Струя  взлетала  невысоко, хрустально  переламываясь  у  вершины. Дно  бассейна  синело.   Забавные, белые, гипсовые  медвежат  руководили  струёй.

Несколько  капель  попало  мне  на  лицо. Наверное, они  вспыхнули  красно  и  золотисто  в  лучах  осеннего  солнца.

 

9

 

— Кстати, мы  проезжаем  мою  дачу. Может  быть, заедем?

В  14  лет  девочка  выглядит  на  18. Пышная  грудь  красиво  круглится  под  школьным  платьем.

— Нет? – переспросил.

Она  покачала головой.

— У  меня  есть  варенье  и  шоколад. А  там  ещё  красивые  цветы. Нет? Ну нет, так  нет.

Любовник  матери  подвозил  её  от  бабушки  домой.

— Как  он  вёл  себя? – спросила  мать.

— Нормально, - ответила  дочка  и  прошла  в  свою  комнату.

   

10

 

Подземный  переход, несколько  суженный  стеклянным  рядом  палаток. Вечернее  время.

Лохматые  бездомные  псы, знакомые  торговцам, шествуют  важно, останавливаются  возле  пирожков, получают  еду.

Продавцы  упаковывают  нераспроданный  товар.

В  ларьках – сигареты, одежда, бессчётные, блестящие  безделушки. Белые  ребристые  щиты  опускаются, скрывая  грошовое  богатство.

Продавцы  курят, судачат  о  делах, обсуждают  мелочи  дневной  жизни. Всё  ярко, таинственно.

И  кажется, с  приходом  ночи  вспыхнет  какой-то  летучей  пёстрой  лентой  жизнь  новая, неизвестная, манящая…

 

11

 

Озеро  в  лесу  с  необычной, серебряной, мерцающей  водой.

Свернув  с  шоссе, проходишь  замшелой  колеёй  мимо  прямых, высоких, розоватых  сосен, мимо  лип, дубов, и  вот – озеро.

Деревья  уважительно  расступаются  тут. Плоские  камни  окружают  воду. Видно  сквозь  неподвижное  стекло  дно  в  загадочных  письменах  ракушек, улиток, мелких  камней.

 

12

 

Евангелический  храм  в  Москве. Неожиданный  поворот  из  горбатого  переулка, и  храм – высокий, серьёзный, кремового  цвета, как-то  контрастирующий  с  московским  двором.

Круглые  на  башне  часы  и  белая  лапчатая  роза  круглого  окна. Массивные  двери. Линии  ровные, классические, жёлтые  пласты  стен, мощная  хребтина  храмового  тела.

Внутрь  не  зашёл. Устрашился  чего-то.

 

   

Из цикла «МИМОЛЁТНОСТИ»

 

2

 

Старинная  немецкая  пишущая  машинка – Рейнметалл. Корпус, тускло  отсвечивающий  лаком. Клавиши, инкрустированные  белыми  буквами. Безотказный  механизм.

Когда-то   очень  давно  что-то  печатала  на  ней  бабушка, после  отец  делал  технические  переводы  с  английского  и  французского, потом  уже  я  перестукивал  свои  стихи.

За  полвека  сломалась  раз, и  я  возил  её  в  чемодане  в  мастерскую, где  были  неудобные  кресла  и  красный  вытертый  ковёр. Пьяноватый  дядя  Володя  с  глазами  в  красных  прожилках  и  ловкими  пухловатыми  руками  устранил  неисправность  за  пять  минут.

Машинка, родная  и  близкая, как  домашнее  животное, понимающее  с  полуслова.

И – также  ручным  зверьком  воспринимаю  сложенные  очки.

 

3

 

Лететь  в  такси  через  вечереющий  сумеречный  город, кидающий  охапки  бронзовых, бордовых, золотых  листьев, творящий  смуглые  барочные  узоры  возле  парабриков; лететь, видя  надвигающиеся  Вавилоном  огромные, кубические  дома, глядя  на  отражение  зелёного  огонька  в  стекле; лететь, сознавая  лёгкую, сквозящую  радость  движения, забывая  про  цель  пути.

 

4

 

Кусками, пятнами – поездка  в  Одессу  в  далёком  детстве. Серый, серьёзный, красивый  театр – огромный  короб, хранящий  волшебную  музыку. Монеты  в  музее – застеклённые  стеллажи  на  стенах. Античное  золото. Массивные  медали.

Тень  от  резной  листвы  на  асфальте  Дерибасовской.

Чрезмерная, избыточная, выводящая  к  Пушкину  лестница, по  которой  течёт  расплавленным  потоком  летнее  солнце.

И  море, море…

 

6

 

Целые  системы  гаражей  в  Калуге. Сверху  видно  зигзагообразное  течение  крыш, серые  линии  асфальта, кирпичную  кладку. Марево  жары, встающее  летом. Жаркое  гаражное  нутро, сильно  пахнущее  бензином, краской, маслом. Пьёт  какая-то  компания, слышен  гитарный  перебор. Скученная, плотная, низовая, корневая  жизнь…

 

7

 

Лесные  чащи  барокко, краббы, изогнутые  листья, сердце  в  узоре  лент.

Архитектурные  завихренья, тяжесть  и  вещность.

Готика, немо  поющая, стремящаяся  выше, выше; шпили, вонзённые  в  небо, сквожение  колонн.

Ажурная  нежность  рококо; синие, жемчужные  цвета; пена, принимающая  различные  формы.

Черты  эпох…

 

8

 

Салатовая, густо-зелёная, светлая, с  сочной  листвой  растительность  вокруг  калужского  моря. Какое  море! – обычное  водохранилище. Со  стороны  Подзавалья, где  частные, уютные, цветные  дома, палисады, огороды  напоминают  не  то  деревеньку, не  то  дачный  массив  разъезженные, разбитые  дороги  выводят  к  воде. Огибаешь  водохранилище. Множество  людей, снедь  на  подстилках, вино, игральные  карты; чуть  дальше – волейбол, бадминтон. Летний  рай.

С  дороги, приводящей  в  город, видна  плоская, сверкающая  гладь, и  дальние особняки  в  зелени, и  ракета  возле  музея  космонавтики.

 

14

 

Белые  каски  охраняющих  солдат. Лица  подсудимых  немцев  кажутся  чрезмерно  бледными, мучнистыми. За  окнами  старинный  витой  Нюрнберг – город  мастеров, крыш  и  птичьих  гнёзд…

  

16

 

Гульба – шаровая, сквозная, неистовая. Лица  все – будто  глядишь  сквозь  круглый  аквариум. Кажется, всполохи  воспалённо-красно-багрового  цвета  шарами  лопаются  в  воздухе. По-русски, на  разрыв  житейских  скреп, адово, разбойничьи, со  свистом…

Как  потом  обращаться  к  Богу?

 

17

 

Старый  колодец  в  лесу  около  заброшенной  мёртвой  деревни. Чёрная  концентрическая  глубина.

Рыбаки, поднявшись  тропками  от  реки,  набирают  воду. Вода  серебряная, прозрачная, холодная – кажется, будто  она легко  звенит.

Видны  выпуклые, чёрные, полукруглые  брёвна  колодца.

 

19

 

Овощная  лавка  возле  дома, в  коммуналке  которого  прожил  десять  лет - ребёнком.

Терпкие, свежие, земные  запахи. Огромные, тёмные  бочки, покрытые  игольчатым  белым наростом, похожим  на  плесень, хранят  солёные  огурцы. Картошка  шумно  сыплется  в  подставленную  сумку  через  обитое  жестью  отверстие. Квашеная  капуста  в  глубоких  мисках.

Мощное, детское, световое воспоминанье  вспыхивает  в  мозгу  сегодняшнего  взрослого.

 

20

 

Ехали  зимним  вечером  в  темноте  правобережья  старого  провинциального  города. Сквозь  графику  чёрных  деревьев  виден  был  январский, сверкающий  снегами  и  огнями, тесно  скученный  скопленьями  домов  город. В  воздухе  ощущалось  белое, золотое, таинственное  роенье – будто  ангелы  где-то  рядом, и  они  поют.

А  мы  не  умеем  слышать.

 

 

        БЫЛЫЕ ГОРОДА

 

МЫ  ЖИЛИ  В  ЕГИПТЕ

(стихотворение  в  прозе)

 

Сытое, яркое  солнце  трогает  Нил  нежными  пальцами, и  он  вспыхивает, отходя  от глубокого  ночного  сна – вспыхивает, богатый  цветом, полновесный, зеленовато-синий, дающий  пищу. Лабиринт  чрезмерен, избыточен, и  только  бритоголовые  жрецы  знают  его  глубинные  тайны, только  их  не  охватывает  страх  при  входе  в  этот  предел…Страна  мёртвых – мёртвых, но  связанных  с  живыми  незримой  мощью  вселенских  нитей; искусство  бальзамировщиков, древнее, как  наши  боги…Жёлтые  кубы  домов, и  солнце, солнце – плещущее, яркое, детское, зрелое – вечное…

 

ВАВИЛОН

(стихотворение  в  прозе)

 

Вершина  зиккурата  как  бы  парит  над  городом – торговым, военным, огромным. Вход  в  него – гигантские  врата, и  изображения  быков  на  стенах  пятиноги; цветовые  пятна  играют  бликами, и  всегда – масса  солнца – золотого, текущего, жирного.

(Зачем  представлять несуществующие  города? Не  тем  ли  манит  история, что  нас  там  нет?)

Мощные  параллелепипеды  домов – жёлтые  стены, квадраты  окон; все  мужчины  чернобороды, кричит  надрывно  продавец  воды; сохлая, цепкая  лапка  ростовщика, и  над  всеми  нами – парящий, таинственный  зиккурат…

 

У  НАС, В  КОНСТАНТИНОПОЛЕ

(стихотворение  в  прозе)

 

Лестницы  его  ослепительны, белизной  ступеней  играя, пугают  иноземных  купцов  золотыми  львами  у  оснований.

В  Константинополе  едва  ли  найдёшь  смрадные, кривые  переулки, но – только  аккуратные, облюбованные  различными  мастерами. Долго  вызревает  эмаль. В   иконописной  мастерской  чудно  пахнет  кипарисом  и  маслом, тонкая  древесная  стружка  золотится   на  солнце. А  базилики  темны – снаружи  и  изнутри – ибо  голомордый  грех  дышит  жадно  и  жарко. Теологический  диспут  на  базаре – обычное  дело, птица  в  корзинах  забыта  и  сыр  не  куплен, но  вопрос – трепещущий  живою  раной – решён. Протопатрикий  зевает, глядя  в  окно. Пышность  окружает  басилевса.

И  надо  всем – незримый, переливающийся  духовными  оттенками  покров  тайны.

 

 

Из цикла «ТОЧКИ  В  ПРОСТРАНСТВЕ»

 

2

 

— У  меня, как  в  ресторане, - говорила  бабушка, предлагая  внукам  три  варианта  гарнира. Обедали  на  дачной  веранде. Я  ел  котлеты  с  картошкой, а  брат – макароны  с  жареной  колбасой.

Каникулы  с  каждым  днём  немилосердно  сокращались ( привет  тебе, шагреневая  кожа!), и  лёгкая  грусть  омрачала  высокие  дни  зрелого  августа.

 

5

 

Из  будки  с  надписью «Ремонт обуви», встроенной  в  подъезд  выглядывает  лохматая  собака. Солнце  светит. Псина, кажется, улыбается  ему. Мастер – пожилой  армянин  с  золотыми  зубами – болтает  о  чём-то  с  тёткой, хозяйкой  псины.

Жемчужные  капли  жизни.

 

9

 

Набережная  Шевченко. Магазин  Филателия. Скудный  советский  ассортимент. Несколько  личностей  с  пухлыми  портфелями  в  углу  магазина. Кто-нибудь  обязательно  подойдёт, и  вопрос – Чем  интересуетесь? – откроет  красочную  перспективу. В  небольшом  дворике  у  магазина  из  портфеля  извлекаются  альбомы, и – плывут, пестреют, мерцают  марки – не  марки, а  будто  открытки  даже: столь хороши  они - представляющие  собой  целый  мир – такой  недоступный, такой  манящий.

 Палитра  воспоминаний.

 

10

 

Пейзаж  маслом – кусочек  воды, речные  синевато-серые  переливы, лобастый  камень, крутой  подъём. Дальше  лес, сквозящий  соснами, сине-дубовый, глубокий; лес, резко  упирающийся  в  небесную  стального  оттенка  полосу. Пейзаж  стоит  на лоджии, на  старом  чемодане, прислонённом  к  шкафу, с  которого  облезает  клочьями  светло-коричневая  плёнка.

Кто  писал  пейзаж? Не  знаю. Откуда  он  дома? Не  помню.

Кусочек  чужой  жизни, выраженный  через  стандартную, вечно  новую, великую, часто  молчащую  природу…

Кусочек  чужой  жизни, проникающий  в  твою…

 

 

Из цикла «ЗАБАВНЫЕ  МАКСИМЫ»

 

1

 

Если  ты  сбился  с  курса – не  спеши  впадать  в  панику – может  быть  прав  ты, а  не  компас.

 

3

 

С  похмелья  глядя  в  зеркало, подави  дрожь – зеркалу  тоже  страшно.

 

4

 

Когда  звери  глядят  на  тебя  из  клеток  зоопарка, что  им  приходит  в  голову? Страшно  озвучить

 

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите



Сайт управляется системой uCoz