Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

Александр Зеличенко

Пять заметок

Заметка первая. Величие русской истории. В чем оно?

 

Его, это величие чувствуют все. Но с чувством этим своим поступают по-разному. Одни гонят его прочь, чтобы оно не мешало привычному критичному настрою по отношению к государству. Другие придумывают себе славную историю. Разные люди делают это по-разному. Кто-то красит розовой краской недавнее советское прошлое: и злодейств-то в нем никаких не было, и злодеи его были такими лапочками, и вообще все было так прекрасно... Кто-то проделывает то же самое с временами более отдаленными, и тогда сказочно-прекрасными предстают дореволюционные времена. Впрочем, это сегодня происходит реже – пик моды на это прошел. Кто-то же, не считаясь ни с какими историческими фактами – какие уж тут факты, когда очень хочется –просто сочиняет «доисторическую историю»   про народ с 40-тысячелетней историей, не понимая, что народы столько не живут, как люди не живут больше, чем, скажем, 150 лет (впрочем, причем здесь понимание, когда очень хочется).

В общем, чувство русского величия одевается в самые причудливые одежды. Но я пишу не о причудливости его одежд, а о самом чувстве. Что это – плод больного воображения? Массовый психоз? Компенсация комплекса ничтожества? Ни в коем случае. Это чувство, в самом деле отражает, реальность. Но какую? Чем уж так велИка русская история, когда главные события в мире происходили в других местах и когда вклад русской культуры в мировую относительно мал (если сравнивать его с античным вкладом, или западноевропейским, или исламским)? Чтобы не интриговать читателя, я сразу отвечу на этот вопрос – величие русской истории не в ее прошлом, а в ее будущем. Мы предчувствуем великое будущее, а не вспоминаем о великом прошлом.  Наша прошлая история – это только предыстория, только подготовка к будущей роли России и русских в мировой истории. Именно к такому пониманию приводит спокойный, без ажитации взгляд на тысячу с  лишним лет русской истории.

Ну, а теперь подробнее.

Начало русской истории

Когда начинается история народа? Ведь народ – это люди. У каждого есть родители, а у родителей свои родители, а у тех – свои... Когда же, в какой момент нужно начинать отсчитывать историю? Когда первые родители слезли с дерева (вариант - были сотворены богом)? Или все-таки попозже? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, ЧТО делает группу людей народом. Чтобы не провоцировать метафизические  споры, ответить на этот вопрос проще всего с точки зрения психологии.

С  этой  точки зрения понятно, что все члены одного народа имеют некоторые общие психологические характеристики. И более того, часть этих характеристик сохраняется при смене одного поколения другими. Иначе говоря, есть психологические характеристики, общие для всех членов народа, даже живущим в разные эпохи. Сейчас наивно пытаются найти такие характеристики в «культурных инвариантах», традициях. Но эта - та самая темная комната, в которой нет черного кота.  На самом деле, все обстоит гораздо сложнее: психологические инварианты народной души (назову их так) живут даже при радикальных культурных изменениях. И обнаружить их можно, только анализируя скрытые, смыслообразующие факторы различных пластов культуры.

Что представляют из себя психологические инварианты русской народной души (для краткости, назову их «русским архетипом») и когда они появились? Отвечая на второй вопрос, нужно говорить о 9-10 веках. Именно  с этого момента в истории появляются не славяне (славяне появиляются на несколько веков раньше), а именно русские.  Состав крови русских изначально был смешанным, а язык – славянским. Но все это не играет никакой роли, так как и скандинавы, и угрофинны, и степняки, обретая русский архетип, делались русскими, одним народом с общей душой. Как позднее русскими становились монголы, и татары, и европейцы, и кавказцы – кто только не становился...

На вопрос о содержании русского архетипа ответить так же кратко сложнее, но в двух словах его «ядерную часть» можно назвать мечтой о счастье и предчувствием своей исторической миссии – помочь всему человечеству стать счастливее.

Мировая история и русская предыстория

 С этой мечтой русские и прожили без малого 1200 лет своей предыстории, совершив за это время немало злодейств и подвигов и создав в годы творческого расцвета немало прекрасного. Но все эти годы лидерство в истории принадлежало другим странам и другим культурам, у которых русские старательно учились. В начале русской истории учителем русских была уже дряхлеющая Византия (хотя на российской почве византийские семена часто прорастали совсем особыми цветами – взять хотя бы русскую «экстерьерную» церковную архитектуру 12-16-го веков). Затем учителем стала зрелая исламская культура – мир восточной Орды был исламским миром). Ну, а еще позднее учителями стали европецы. И все это время русская культура росла, и русские все больше и больше приближались к культурным лидерам мира. Пока, наконец, на границе 19-го и 20-го века не встал вопрос о смене культурного лидерства: старые культуры в значительной степени исчерпали свой творческий потенциал и человечеству стали нужны новые горизонты, новые линии культурного развития. Тогда-то и оказалось (для многих неожиданно), что на роль первооткрывателя этих новых горизонтов, на роль культурного лидера претендует «дикая» Россия.  Так закончилась русская предыстория и началась собственно история. (Для сравнения, когда-то, в 10-11-м веке таким же образом заканчивалась предыстория французов .) 

Русская миссия

В той или иной степени эта претензия сохранялась весь 20-й век, век, когда впервые Россия была не в роли догоняющего, а в роли мирового культурного лидера, чье новаторство оказало на мир сильнейшее влияние (в частности и европейский социализм, и китайское чудо являются результатами этого влияния). Но в силу причин, о которых в этой статье я говорить не буду, к концу 20-го века русский порыв себя исчерпал и Россия вступила в десятилетия деградации. Эта деградация оказалась настолько глубокой, что какие бы то ни было разговоры о русском мировом лидерстве воспринимаются сегодня, едва ли не как насмешка – даже самые отпетые русские националисты остерегаются вести подобные разговоры. Но... но дело в том, что мировая история не кончилась в 2000-м году.

История продолжается, и мир по-прежнему нуждается в образцах новой организации жизни. Вопросы, как жить дальше и какими становиться дальше, никто не отменял. Миру все так же нужна новая культура. Жить по-старому больше нельзя – на протяжении последних 150 лет это осознается все бОльшим числом людей. «Мы хотим перемен!». И значит миру по-прежнему нужен «проводник в будущее». Стать им при современной раскладке ролей в пьесе мировой истории могут (а значит, и должны, и станут) именно русские. Именно нам предстоит сыграть эту роль, которая и сделает нашу историю великой.

 

Заметка вторая. О правоте «родноверов»

 

Это похоже сегодня на массовое безумие – масса народа с пассионарной убежденностью повторяет примерно следующий набор из 2 идей:

Христианство – религия еврейская, которую евреи подсунули русским с целью их закабаления;

Сами русские – наследники и духовные продолжатели древнейшей, насчитывающей сотни тысяч лет, арийско-ведической цивилизации с великой языческой, политеической религией, и только возвращение к этим духовным истокам может спасти русский народ от духовного вырождения.

Я не буду здесь опровергать эти мнения, так как для их противников в этом нет необходимости, а для сторонников это просто бесполезно – они к критическим аргументам не восприимчивы. Не буду и говорить о той реальной, фактической основе, которая лежит за этими идеями и которая так фантастически преобразовалась в «родноверии» - это увело бы разговор далеко в сторону. Я хочу сказать о другом – о субъективной правоте «родноверов».

Разные религии отличаются друг от друга высотой душ их приверженцев. Есть религии детские, религии подростковые, религии взрослые. Внутри крупнейших («мировых») религий эти градации тоже существуют: в каждой из них есть как бы множество «подрелигий», соответсвующих духовному росту верующих. Так, в том же православии существует православие детское, мало отличающееся от веры в Деда Мороза, и православие взрослое, скажем такое, какому учил Александр Мень или учит сегодня А.И.Осипов. А есть и православие совсем взрослое – православие Серафима Саровского, Григория Паламы, а из наших современников – Антония Сурожского.  Но это о разных «подрелигиях» внутри огромных мировых религий. А сами религии тоже  отличаются по своей высоте. Мировые религии равновысоки. Но есть религии и пониже мировых. Например, античное язычество греков с их олипийскими богами. Или множество верований народов Африки. Это детские веры. Пока душа в своем развитии пребывает на стадии детства, она готова делить верования таких религий. По мере того, как она вырастает,  языческие религии становятся ей малы и она требует чего-то более высокого. В этом смысле, можно говорить не об «объективной», а о «субъективной» истинности религий: у каждого человека есть свой набор верований, соразмерный его душе. (К слову, атеисты здесь не исключение: их вера в несуществование Бога соответсвует уровню развития их душ, в которых для Бога, в самом деле, нет места; но это не самая высокая из религий.)

Так вот, читая писания «родноверов», приходишь к выводу, что они нашли себе, в самом деле, свою религию – религию для них субъективно истинную. Хотя зачастую украшенные сединами, в душе приверженцы родноверия остаются задиристыми мальчишками, видящими мир, как поле брани «наших» с «ненашими» и рвущимися в этой драке поучаствовать.  До того, что поле это находится не вне, а внутри их, и что битву с «ненашими»  нужно вести в собственной душе – против таких врагов, как злоба, лень, глупость и пр. – они просто не доросли. И поэтому такие религии, как христианство, в котором битве с «внутренними врагами» уделяется центральное место, остаются для них непонятными.  Так что ПО-СВОЕМУ они совершенно правы: языческая религия драки – это, в самом деле, их религия.

 

Заметка третья. Битва умных со зрячими, или «пришел лесник и всех нас выгнал»

 

Я хотел назвать эту заметку «Битва слепых с дураками», но решил, что такое название может кого-то обидеть. Речь же пойдет о ставшем вековечным бое «славянофилов» («патриотов», «националистов») и «западников» («либералов», демократов»).

Вторые мне гораздо ближе – и биографически, и социально, и культурно. Все друзья моей юности (и я сам) принадлежали к этому лагерю. С людьми из этого окопа мне гораздо легче разговаривать – мы воспитаны на одних и тех же книгах, фильмах, спектаклях. Мы жили одними мечтами и верили в одни мифы. Эти люди лучше образованы, часто более воспитаны, вежливы, мягки. Да, и вообще, они умнее, более адекватно видят мир, больше понимают... В общем, всем бы они были бы хороши, если бы не одно «но» - подслеповатость.  Да, что там подслеповатость – часто полная слепота.

Вторая же группа, наоборот, мне лично очень неприятна. Именно люди из этой группы отравляли мне жизнь в юности. Узколобость, глупость и, что еще хуже, озлобленность – вот их фирменный знак. Они пышат злобой – ко всему, что непохоже на них. Всех непохожих, а значит плохих им нужно если не уничтожить (хотя лучше всего именно уничтожить), то уж точно – выгнать подальше, желательно к какой-нибудь матери. Список тех, кого они не любят, обширен: от очкариков, ботанников, интеллигентов, либералов и демократов до чурок, хачей, чичей, пиндосов, жидов и масонов по отдельности и жидомасонов вместе. В общем,  очень неприятные люди... Но есть у них одно преимущество перед их интеллигентными соперниками на культурном поле: не будучи в состоянии в чем бы то ни было путно разобраться, они видят то, чего умные не видят. Поневоле вспоминается евангельское «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

Вещи же эти, невидимые одними и видимые другими, казалось бы самоочевидны. Например, что советский эпизод русской истории принес не одни беды, но и великие достижения. Или что русские (я говорю о всех людях русского языка и русской культуры) сильно отличаются от европейцев. Или что слепое копирование западного социального устройства в России невозможно. Ну, и так далее, и тому подобное... Но этих и иных похожих вещей самоочевидность совсем не мешает нашей образованной элите (интеллектуальным и культурным лидерам общества) их не видеть.

А поэтому и битвы, разгорающиеся на нашем культурном поле, поражают часто своей ожесточенной бессмысленностью. Например, одни спорщики доказывают, что у Сталина под френчем были крылья, а другие – что производство телевизоров в царской России было налажено лучше, чем в СССР. Про эти споры снимают телепередачи и куча народа, совсем, как римляне на гладиаторских боях, тычат пальцами в свои телефоны, присуждая победу тому краснобаю, который ближе их глупой или же их слепой душе. Подобные же дебаты идут и на интернет-форумах.

А тем временем реальной жизнью в стране распоряжаются совсем иные люди с интересами куда более приземленными. Пока они дают драчунам спорить. Но понадобится им это – и они, как лесник из анекдота, выгонят нас из леса, подобно тому, как они уже давно выгнали всех с политической поляны.

 

Заметка четвертая. Можно ли допускать детей к управлению государством? (Вспоминая «Король Матиуш Первый»)

 

Странный вопрос – скажет читатель – конечно, нет, они же дети, они «науправляют», им еще учиться надо... – Ну, а если они не хотят учиться? – Тоже понятно: они же дети – какому же ребенку понравится сидеть над книжками вместо того чтобы гулять. Не хотят – заставим.

Все просто и понятно.

А теперь представим себе взрослых по паспорту людей с психикой, с уровнем психического развития ребенка. Ранимых, эмоциональных, обидчивых, знающих только один способ разрешения конфликтов – кулаки, доверчивых сверх всякой меры, готовых поверить во все, во что им верить хочется, во все приятное (от удвоения ВВП, а что его и в самом деле удвоили, получился ВВП и еще один псевдо-ВВП, ДАМ -  до «догоним Португалию»), но главное – не умеющих думать и аналищировать, сопоставлять услышанное с фактам, требовать доказательств и опять-таки фактов. Ну, и конечно, страшно не любящих принимать на себя ответственность – виноваты у них кто угодно, но не они сами.

Такие вот дети, испорченные, не обремененные воспитанием дети. Впрочем, бывают и вполне восспитанные и даже начитанные, но все равно – дети.И неважно, что у кого-то из этих детей отросла седая борода, а у кого-то, наоборот, появилась огромная лысина – взрослым делает человека не волосяной покров и не морщины.

Вы не встречали таких «взрослых детей» в ГП?

В древних демократиях этот вопрос решался просто – к принятию решений допускались не все. Были всякого рода цензы. Сегодня тот же вопрос решается по-другому: допускают всех, но часть (тех, кто по-внушаемей, по-управляемей, а это десятки процентов) предварительно обрабатывают. А трудно ли обмануть ребенка?

 

Заметка пятая. Чем грозит России духовная спячка?

 

Россия спит. Иногда спит без сновидений: зарабатывает на жизнь (кто – себе, а кто – пра-пра-правнукам), радуется радостям жизни, «берет от жизни все». Иногда – со сновидениями: кому-то снится могучий бог, который спасает его от посмертных неприятностей за то, что он подолгу не есть мяса; кому-то – великие предки, появившиеся на Земле одновременно с обезьянами и сотворившие всю мировую историю, а главное своим существованием делающие великим его самого; а кому-то снится сказочно-прекрасная жизнь во времена более близкие – несколько десятков лет назад. Есть и такие, которые видят сон о сказочно-прекрасных временах сто лет назад. А кому-то снится не прошлое, а будущее – как чудесно он живет в стране, состоящей из  таких же прекрасных людей, как он сам, - с такими же сильными кулаками, и как эту страну все уважают за сильные кулаки. Во сне у них кулаки сжимаются, желваки гуляют и все враги кубарем катятся в тартарары.

А жизнь тем временем идет. Ветшает наука, исчезает искусство, деградирует образование... В общем, исчезает культура, и ее место занимает хамство, иногда воинствующее, иногда относительно невинное, «бытовое». Телевизор честно делает свое дело – «дебилизирует», растлевает своих телезрителей. Честного слова там не услышишь, что уж говорить о слове мудром... Да и в интернете с мурыми словами не густо... Что уж тут удивляться, что имущество и власть захвачены и поделены между сравнительно небольшой группой людей, не видящих никакого смысла в том, чтобы ими – имуществом и властью – делиться. Ну, и естественно, растет число тех, кто хочет убежать от такой жизни – кто-то эмигрировать, а кто-то отделиться в свое государство... Да и как может быть иначе, когда хозяин спит, а в доме хозяйничают мыши.

Как Вы думаете, чем закончится этот сон, каким будет пробуждение?

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 

 

Сайт управляется системой uCoz