Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

Александр Зеличенко

Четыре главных врага России

и

Что такое «системы демократии»

 

Четыре главных врага России и

Сегодня врагов России не ищет только ленивый. Ищут везде – в Кремле, в думе, в США, в Израиле, в Чечне, в Польше, в Таджикистане и Афганистане,  в масонских ложах и в Белом Доме (неважно, в каком – московском или вашингтонском). В общем обшаривают всю Землю уголок за уголком, каким бы далеким этот уголок ни был, чтобы враг нигде не притаился. Забывают же при этом заглянуть только туда, где враг настоящий, а не выдуманный и свил себе гнездо и где он (а точнее, они) прекрасно себя чувствует. А место это находится к нам гораздо ближе, чем вражеские штабы на Уолл-стрит или какой-нибудь еще стрит. Место это – наши собственные души. И имена наших главных врагов - – Ложь, Хамство, Глупость и Злость. Нам ничего не стоило бы их победить, но мы их не замечаем, за врагов не считаем и потому не воююем. Еще бы – ведь это НАШИ собственные – ложь, хамство, глупость и злость. Причина наших бед не где-то далеко, а в нас самих.

Ложь. Мы замечаем ее вокруг. Ей насыщено все наше «информационное» пространство: любая газета, любая телепрограмма, любая дискуссия в интернете насыщена ложью. Она нас раздражает иногда. Но мы ничего не делаем, чтобы очистить свою жизнь от нее. Почему? Но сначала – что я понимаю под ложью.

Ложь – это сознательное искажение истины с корыстной целью. Сочетание этих трех признаков – сознательность, корысть, и неправда – делают ложь ложью. Почему мы так терпимы к ней? Отчасти потому, что не умеем отличать ложь от не-лжи: то принимаем неправду за правду, а то называем ложью чье-то искреннее заблуждение. Скажем, сегодня многие рассказывают сказки о прекрасной жизни в СССР, искренне веря в них. Но есть и те, для кого создание такого мифа – оплачиваемая работа. Но все-таки главная причина нашей терпимости ко лжи, вероятно, другая. Мы и сами лжем время от времени, когда нам выгодно сказать неправду,  и потому не считаем вранье таким уж большим грехом.

Хамство. Оно буквально захлестнуло нашу жизнь. Хамство – это игнорирование других, отсутствие самоконтроля, делание «что хочу». Хам живет так, как будто рядом нет других людей, не считаясь с их интересами и чувствами. Это такая гипертрофированная форма личной свободы, ничем не ограниченной. Нас только лет держали в условиях тотальной несвободы, что падение советского строя привело к тому, что начав молиться богу свободы, мы расшибли себе лоб. На этой почве хамство и расцвело.

Есть свобода для высоких побуждений – свобода мысли, свобода творчества - и свобода для низких побуждений человека – свобода кричать, драться, прилюдно совокупляться или справлять иную физиологическую нужду... Это очень разные свободы. Мы же их и сегодня различаем очень мало. У нас вообще не очень хорошо со способностью к различению.

Как и ложь, оно цветет не только само собой – его и возделывают. Хамство растлевает народную душу. Кому-то это выгодно. Во всяком случае, один из главных источников культа хамства – телевидение – имеет своих хозяев, которые и определяют его информационную политику. Почему мы терпимы к хамству? Отчасти из-за того, что так и не научились понимать, что такое свобода. Но в неменьшей степени из-за личного хамства внутри себя. Мы сочувствуем хамству, понимая, что и сами могли бы вести себя похоже.

Глупость. «Дураки и дороги». Сегодня дороги важны гораздо меньше. Глупость – это неспособность к пониманию реального положения дел. Трудно сказать – больше ли ее стало за 20 послесоветских лет или она просто стала лучше видна. Но совершенно ясно, что ее очень много. Как только дело выходит за границы личного опыта в бытовых делах, а реже в делах профессиональных, большинство из нас превращается из нормальных разумных людей в, простите, круглых дураков. Дураков, которых легко убедить в чем угодно – в ангельском характере Сталина и Гитлера, в миллионолетней истории русского народа, в существовании жидомасонского заговора, в том, что Россия встает с коленей по мудрым руководством единой России, в том что Запад живет райской жизнью и только за наши грехи нас в этот рай не пускают... И так далее, и тому подобное.  Глупость не безобидна – она не дает нам понять самих себя: мы что-то себе выдумываем, а чаще повторяем то, что другие выдумали для нас. В результате, мы утрачиваем способность ориентироваться и становимся легко управляемы. Конечно, не в личных делах (здесь мы все более-менее умны), а в делах общих, общественных, где мы доверчивы, как дети.

Что мешает нам умнеть? Недостаток времени и лень. Нам не хватает внутреннего ресурса на работу думания. Не хватает и умения: как и любой работе, думать нужно учиться. Когда-то этому немного учили в лучших школах. Сегодня нет и этого – учиться приходиться самому. А это тоже долго и трудно.

И наконец, злость. Она заполняет и переполняет едва ли не всех небезразличных. Обида, унижение, чувство, что тебя обманули (гораздо реже – что ты обманулся), разочарование, чувство собственного бессилия – все это преобразуется в озлобление, которое только и ищет предмета, на который оно может себя излить. Предмет же находится легко – первый, на который показал тот, кто умеет манипулировать людским сознанием: «Ату его, фас!». А в результате из нашей жизни уходит доброта, или, говоря высоким штилем, любовь. Правда, остаются разговоры о любви (все больше в христианском контексте), но что они стоят, когда в душах «апостолов любви» кипит злоба?

 

Что такое «системы демократии»

написано в раздражении

Эта заметка продиктована чувством раздражения, которое захлестнуло меня по прочтению обсуждения в «Цивитас» моей заметки о допускании детей к управлению государством. Вообще-то раздражение мое было неуместно – обсуждение просто подтвердило и проиллюстрировало то, о чем я писал. Но с другой стороны, автору всегда хочется понимания, и воинственное непонимание неизбежно ранит ранимую авторскую душу.

О чем я писал в своей статье и что вызвало столь бурное неприятие аудитории? Писал я о том, что избирательные права должны быть ограничены уровнем кометентности избирателя. Грубо говоря, что кухарки должны управлять государством даже не просто через своих представителей, а через представителей представителей представителей и т.д. своих представителей.

Лейтмотивом реакции читателей стало: «Демократия всегда одна и не нужно быть слишком умным и изобретать велосипед». Мои попытки в начале обсуждения сказать, что демократии («системы демократии») бывают разными, услышаны не были. В этой заметке я объяснюсь подробнее.

Рассмотрим вариант «вече», прямого народовластия, о котором много говорят сегодня с связи с появлением соответствующих возможностей на Интернете.  В этом случае, любое решение, относящееся к государственной жизни, выносится на всенародное голосование (референдум). Это одна система демократии. Ее недостаток прост – многое в результатах голосования будет предопределено формулировкой вопроса.

Другой вариант - всенародные (один человек – один голос) выборы президента-царя (вроде российского), который потом осуществляет всю полноту власти. Здесь народ от принятия государственных решений отстранен – решения принимает один общенародный представитель.

Третий вариант – парламентская республика без президента вообще. Здесь народ так же отстранен от принятия решений – решения принимают многие народные представители.

Четвертый вариант – (тихо, не ругайтесь и не хватайтесь за сердце) это «демократический централизм» - демократия КПСС. «Первички» выбирали парторгов и членов парткома. Парткомы выбирали своих секретарей и членов райкома. И так далее – вплоть до Политбюро. Было ли это демократией. КАКОЙ-ТО демократией, безусловно, было. Было ли это «хорошей демократией» и если не было, то почему?

Я уже слышу возмущенные голоса: «Только не надо про эту мерзость!», « Я про это слушать не могу!», «Коммуняка поганный!» и прочие высоколобые проявления интеллекта. Но, друзья дорогие, также нельзя. Если мы занимаемся обсуждением того, как нам благоустроить страну, всю подобную идиосинкразию (я и сам от нее не свободен – немного было людей, так не любивших коммунистическую власть, как ее не любил я) нужно оставлять за дверями дискуссионного зала.

Итак, я назвал четыре варианта «систем демократии». Но важно понимать, что в реальности этих систем не 4. И не 44. И даже не 44 444. Реально количество этих систем – УЖЕ реализованных человечеством и, что гораздо важнее, ЕЩЕ не реализованных – бесконечно (хотя для любителей математической строгости, если такие найдутся среди моих читателей, не континуально, а всего лишь счетно). Среди них есть чрезвычайно разные и даже такие – и это очень важно, каких мы и вообразить себе не можем. Нет среди них только одной, которую придумали себе очень многие наши демократы – «единственной  демократии, в которой живет весь цивилизованный мир». Вот она-то, эта «единственная демократия» и является химерой, плодом воображения.

Наша же задача – я говорю «наша», имея в виду всех тех, кто способен отстраниться от своих грез и начать ДУМАТЬ – состоит в том, чтобы из всего этого бесконечного (хотя и всего лишь счетного) множества найти ту единственную систему демократии, которая нужна России.

Простите за грубость – как я сказал (хотя это мою грубость и не извиняет), эта заметка написана в раздражении.  

 

 

Главная

"Россия в Мире"

"Русская правда", оглавление

"Партстройка"

Пишите

 

 



Сайт управляется системой uCoz